Найти в Дзене
Кино-Театр.Ру

«Дело» Алексея Германа-младшего: Политический заповедник русской интеллигенции

Премьера фильма «Дело» Алексея Германа-младшего состоялась в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. О том, как в новой работе режиссера «Довлатова» и «Бумажного солдата» рифмуются политическое и поэтическое, размышляет Анна Стрельчук.

Новый фильм Алексея Германа-младшего «Дело» ограничен в пространстве и времени домашним арестом: в глубинке идет судебное разбирательство по делу университетского профессора-филолога Давида. В главной роли — Мераб Нинидзе, постоянный спутник Алексея Германа в кино. Нетрудно догадаться, что дело фиктивное и политическое: профессор слишком много и громко говорил о коррупции мэра, да еще и посмел выложить в фeйcбуке карикатуру, где тот изображен в компрометирующем взаимодействии со страусом. Давид — человек принципиальный, но главное — ученый (словами Лосева: idiot savant). Вину признавать и бороться за смягчение приговора он не хочет и намерен идти до конца, как бы ни склоняли и давили окружающие: от медсестры (Светлана Ходченкова) до следователя (Александр Паль) и бывшей жены (Анастасия Мельникова) с дочерью (Александра Бортич). Даже мать его в лице Розы Хайруллиной, главной Матери в современном российском кино, вторит, чтобы он образумился. И единственная делает это из любви. Впрочем, о том, насколько «Дело» является реальным политическим высказыванием, можно спорить. Баланс между совестью и карьерой здесь соблюден, влияние на ситуацию в России фильм вряд ли окажет, но своего зрителя точно найдет.