Найти тему
PERSONO

Ринат Ибраимов

Оглавление

О чем говорит такой показатель? Всему ли виной низкая степень вовлечённости в предмет самих учащихся, или могут быть какие-то другие объективные причины? Герой нашего сегодняшнего интервью, учитель физики с 18-летним педагогическим стажем, Ринат Ибраимов поделился своим собственным мнением на этот счёт.

Ринат, наверное, нет смысла спрашивать, какой предмет в школьные годы был самым любимым. Чем Вас так покорила физика?

Честно говоря, в школе я больше любил математику, увлекался этим предметом. Участвовал в олимпиадах, задачи решал быстро, и проблем никаких не было, в отличие как раз таки от физики, которая не очень-то мне в школьные годы давалась, но было интересно в целом её изучать.

Когда перед поступлением в ВУЗ встал вопрос о выборе специальности, меня как-то привлекла физика и информатика. Возможно, это было связано с тем, что в начале 2000-х в школах только начали появляться компьютеры, зарождалась компьютерная грамотность, и хотелось идти в этом направлении. Да и физика как не совсем закрытый вопрос со школы привлекла меня тоже.

Сколько Вам было лет, когда решили связать своё будущее с преподаванием этой школьной дисциплины?

Я начал преподавать ещё будучи студентом третьего курса, в 19 лет, и с тех пор не прерывал свой педагогический стаж.

Вы в профессии вот уже почти два десятка лет. Что можете назвать за это время самыми значимыми своими достижениями?

За это время я достиг много высоких целевых показателей для учителя: воспитал сотни учеников с хорошей успеваемостью по физике, в том числе участников и победителей олимпиад разного уровня, дал старт в мир олимпиад единственной девочке в международной сборной Казахстана по физике. Сам также участвовал в разных конкурсах и олимпиадах. В 2009 году стал призёром конкурса «Учитель года Алматы-2009» и получил приз детских симпатий, а спустя три года одержал победу в этом конкурсе. Также я неоднократно был членом жюри олимпиад разного уровня для учеников и учителей, занимался разработкой и экспертизой тестов для национального тестирования учащихся. Награждён нагрудным знаком «Почётный работник образования РК».

Долгое время Вы работали не только учителем, но ещё и директором школы. Как Вам удавалось совмещать обязанности директора и преподавательскую деятельность? Сколько учебных часов в неделю Вы могли себе позволить без ущерба общей координации работы школы и учителей?

С 2016-го по 2023-й год я был директором сначала государственной школы, а затем одного из отделений частной школы, самой крупной в Казахстане. И всё это время я действительно параллельно преподавал физику, старался совмещать свои обязанности как директора школы, так и учителя-предметника, не оставляя физику за бортом своей административной деятельности. Благодаря моей команде, которая состояла из опытных специалистов, удавалось создать условия для такой работы. Нагрузка была разная от 8 до 14 часов в неделю в зависимости от года и классов.

Какие методики и приёмы в преподавании физики Вы используете, чтобы не самый простой школьный предмет ученикам был максимально понятен и интересен?

Стараюсь объяснять сложные вещи максимально простым языком, с большим количеством примеров, и обязательно показываю, где мы можем встретить то или иное явление или закон в жизни. Люблю экспериментальную деятельность совмещать с цифровым контентом. Ну и эта моя экспертность признаётся учениками, когда они могут получить исчерпывающий ответ на любой свой вопрос. Стараюсь вовлекать в диалог учащихся, чтобы они сами генерировали гипотезы, предлагали варианты решения задач, иными словами, были активными участниками образовательного процесса.

А почему Вы решили стать наставником ещё и для учителей? Ваш большой экспертный опыт показывает, что компетенции современных преподавателей не дотягивают до нужной планки и требуют прокачки?

Да, к сожалению, на сегодняшний день данный аспект нашей школьной деятельности оставляет желать лучшего. В стране очень не хватает грамотных учителей, которые могут спокойно выйти к доске и выдать любой урок без подготовки. Тех, кто сами горят своим предметом и заряжают этой энергией и стремлением к познанию окружающего мира учащихся. Результаты учеников средних школ на олимпиадах говорят сами за себя. Если из общего количества учеников старших классов 15-20% получают не 0 на олимпиаде районного уровня, то это уже победа.

Абсурдно, но факт, когда мы говорим о нехватке специалистов в инженерных отраслях, науке, производстве, там, где физика является профилирующим предметом, и в то же время имеем такую низкую подготовку в школе. Это зависит, конечно, от многих факторов, но и квалификация педагогов далеко не в числе последних. Молодые учителя, только пришедшие в школу, требуют большого внимания со стороны старших наставников, тех, кто сможет максимально быстро помочь сориентироваться и пойти по пути саморазвития, чтобы стать профессионалом уже через несколько лет, а не десятилетий. Эти и многие другие моменты показали мне, что я должен внести посильный вклад в повышении профессионального уровня преподавателей, передать свой опыт молодым учителям или тем, кому он действительно поможет реализоваться на позиции учителя физики.

В каком формате Вы планируете работать с учителями в качестве наставника и при помощи каких стратегий рассчитываете повышать их профессиональный уровень?

Наставничество для молодых учителей будет в рамках партнёрской программы со школами, а также мною предусмотрены онлайн-курсы как возможность прохождения обучения в удалённом формате под моим руководством. Я имею большой объём материалов, которыми могу делиться, огромный пласт контента отснят в цифре, и теперь это всё представляет большой ресурс для качественной подготовки всех желающих.

Знаю, что Вы ведёте ещё и свой YouTube-канал. Какие темы и актуальные вопросы Вы в нём освещаете?

Да, вместе с нашими партнёрами мы более трёх лет назад запустили серию образовательных каналов, и на сегодняшний день они получили большую популярность в странах СНГ как очень качественный материал для быстрой подготовки и прохождения курса физики. На канале освещены все основные темы школьной программы по физике теория и практика.

Если рассматривать Ваше собственное дальнейшее развитие и повышение экспертности, то какие современные инновации считаете для себя наиболее полезными, интересными и достойными для изучения?

В первую очередь это привлечение искусственного интеллекта в сферу обучения. За ИИ будущее, поэтому сейчас я его активно изучаю. Также интересна разработка нового контента с интерактивным включением учащегося в процесс, геймификация процесса обучения и максимальное развитие функциональной грамотности, чтобы учащиеся чётко понимали и умели применять полученные знания на практике.

Какие новые технологии в свою преподавательскую деятельность Вам хотелось бы или уже удалось внедрить в текущем году?

Это, в первую очередь, онлайн-платформа, с чётко структурированной программой прохождения материала, где будет совмещаться работа кураторов курса и искусственный интеллект. Также сейчас я развиваю свой Instagram (запрещенная на территории РФ социальная сеть), планирую сделать его максимально полезным и интересным не только для учащихся, но и для остальной аудитории. Хочу проявить себя там не только в качестве преподавателя, но и раскрыться как личность, как мотиватор в спорте и спикер на образовательных и бизнес-площадках. Кроме того, закончив обучение по технологии найма и построения эффективных команд, я получу возможность оказывать консалтинговые услуги по данному направлению для бизнеса.

Ринат, успехов Вам во всех Ваших начинаниях и спасибо за интервью!

Instagram (запрещен на территории РФ): ibra1mov_rinat
Facebook (запрещен на территории РФ):
profile.php

YouTube: mektep_online_fizika