"Мы заботимся о вас" и "Наша прозрачность - залог доверия клиентов..." - топ-объяснений последних нововведений.
Знаком Вам термин из названия статьи? Ему, между прочим, уже 25 лет. Сейчас объясню на примере последних новостей от Озона.
❗ В статье максимально актуальные новости об изменениях, которые вступили в силу с 26 октября 2023 и вступят с 1 ноября 2023.
Каждый мой день начинается в 6-00. Я распихиваю всех по садикам и школам, и в 8-00 сажусь за комп работать. Я проверяю админки маркетплейсов, пробегаю глазами 100500 новостных сообщений от них, цепляюсь глазами за те, что касаются нашей схемы работы и которые действительно заслуживают моего внимания. В некоторых случаях я сразу лезу на Озон, чтобы проверить от лица покупателя то, что было написано в рассылке.
Сегодня помимо проверки мне нужно было ещё кофеёк заказать. И вот на какой мысли я себя поймала: если бы на Озоне не было строки поиска, то фиг бы я нашла свой кофе 😐
Ничего не напоминает? Классический такой таблоид. Или ещё газеты были в начале 2000-х, только для продажи рекламомест и объявлений.
Сплошные баннеры, сплошная реклама. Я в курсе, что на маркетплейсе покупают и продают. Но в погоне за деньгами Озон рекламирует тех, кто заплатил больше. Конечно, есть в их объяснениях для продавца информация о том, что "умные механизмы" учитывают поисковые запросы конкретного пользователя и подсовывают ему то, чем он интересовался в течение N-ного времени и бла-бла-бла... Я ни разу не видела от лица покупателя, чтобы Озон рекламировал мне то, чем я интересовалась. Даже в категорию не попадали. Как-то вообще не справляются "умные механизмы".
А количество баннеров просто запредельное! Особенно в мобильной версии это трудно воспринимается визуально.
На баннерах - или реклама конкретных продавца/товара, который выиграл аукцион, или ссылка на какую-то Акцию. Раньше ждали Акций, а теперь... У меня в данный момент в админке Продавца есть возможность добавить мои товары в 22 Акции.
И это Акции только для моих нескольких категорий. А есть ещё куча категорий, в которых наши товары не представлены, и для них тоже есть куча Акций 🤔
Теперь про баннерную слепоту
Психологи-исследователи Джен Бенвей и Дэвид Лейн ввели термин "баннерная слепота" в 1998 году. Они обозначили так психологический феномен, который заставляет посетителей игнорировать баннеры или любые другие элементы рекламного характера на сознательном или подсознательном уровне.
С этим понятием связаны другие такие, как "информационный шум", "рекламный шум" как производное, "интеллектуальный взрыв" и т.п.
Я в прошлом году писала статью для научжура на тему "интеллектуального взрыва", а много лет назад писала диплом на тему нативной рекламы и сео-манеры написания интернет-статей. Так что мне эта тема очень близка. Грубо говоря, я часто задаюсь вопросом "Когда же всё-таки произойдёт этот интеллектуальный взрыв, и мы, уставшие от количества ненужной информации и ослеплённые баннерами, вернёмся к жизни в деревнях с натуральным хозяйством?" 😂
Какие интересные данные (чит. "полезности") дают нам исследования баннерной слепоты:
- Средний CTR баннера сейчас - менее 0.1%. Если вдруг кто не в курсе про ctr - это процентный показатель полезности элемента, товара, материала, чего угодно. Это соотношение общего числа людей, которым что-то было продемонстрировано, к числу тех, кто жмякнул на ссылку, баннер, статью...
- Баннер с низким разрешением, ну, то есть отвратного качества, имеет CTR менее 0.04%
- Есть люди, скажем так, впечатлительные и воодушевлённые, которые склонны скликивать рекламу в любом виде - их среди нас 8%. Ох уж они накликивают так накликивают 🙈
- Почти половина всех переходов по рекламных материалам в мобильных системах происходит случайно
Никогда не подключали вебвизор на свой сайт? Подключите, это интересная штука 😁🤓
Теперь для понимания, сколько стоит реклама. Годовой бюджет маленькой страны 😂
В среднем за последние три года на рекламу в России тратилось около 500 миллиардов рублей! И хотя при распиле рекламного бюджета бОльший процент всегда раньше закладывался на ТВ-рекламу (и сейчас тоже на неё закладывается, по инерции, наверное 😜), вот уже который раз в этой гонке побеждает реклама в инете.
Из-за быстрого ухода с российского рынка зарубежных рекламодателей, перераспределились финансовые потоки, и пострадали те, кто был более зависим от них. Это печатная пресса, в бОльшей степени журналы, и телевидение. Их некоторая рекламная стагнация открыла второе дыхание для рекламы в сети.
Собственно, поэтому реклама в инете приобрела агрессивный навязчивый характер. Она в короткое время получила много новых возможностей. Спрос родил предложение - теперь мы от этого предложения "задыхаемся".
Стоит отметить то, что даже в данных от Ассоциации коммуникационных агентств России (далее АКАР) отмечен "стремительный рост рекламных доходов маркетплейсов", и то, что крупнейшими рекламодателями среди интернет-компаний стали Яндекс, VK и OZON.
Как учили в Университете, "слушай маму и АКАР" 😂
Есть ещё очень интересные данные по интернет-рекламе уже по этому году от Ассоциации Развития Интерактивной Рекламы. Воткнула ссылку - изучайте, кому интересно про рекламу. Мне интересно, я прочитала 🤓
Вернёмся к нашим "баранам" 😜 Новость от Озон, которая сподвигла меня написать этот материал.
"Выделим товары с отличным качеством"
Читаем новость на скринах
Баннеры больше лепить некуда, теперь плодят бейджи. Если вы не в курсе, то они уже всякие разные есть: бейджи участия в различных Акциях, бейджи о том, сколько сможете заработать баллов за отзыв на товар после покупки, бейджи "Хит", "Рассрочка 0%", "Оплата после примерки", "Бонусы продавца" и "Цена, что надо"... Теперь вот добавились "0% возвратов" и "99% выкупа". Некоторые бейджи видны сразу из поиска, некоторые только когда заходишь в товар.
О чём говорит нам эта новость и два скрина выше?
- Бейджи могут БЫТЬ, но могут быть видны только при близком рассмотрении карточки товара
- У каждого бейджа есть свой "вес", согласно которому из них выстраивается очередь
- Бейджев уже на данный момент существует достаточно много
Из этого я, с вашего позволения, сделаю небольшой вывод.
Скоро появится "совершенно немыслимая удивительная возможность распределять эти бейджи в очерёдности и выносить их на главную картинку и закреплять всего за 1999 рублей в месяц". А то, что это не удобно, особенно в мобильной версии, то, что это "Баден-Баден", так как дублирует рейтинг магазина и товара - совершенно никого не волнует.
Увеличение количества бейджев неминуемо ведёт к высасыванию денег из Продавцов, которые не успевают разобраться в нововведениях, а также к тому, что Покупатель перестаёт на них реагировать.
Есть ещё один важный момент.
Если Вы уже торгуете на Озон и забирали возвраты от покупателей, то, наверняка, в курсе, что частенько в причинах возврата какая-то дурь написана. От лица покупателя, когда он оформляет возврат, нужно указать причину. Они на скринах
Так вот что не так с подпунктами со второго слайда? Если кто-то увидел нарушение упаковки, никак не влияющее на сам товар, или не разобрался, как правильно вставить батарейки, или не увидел пластиковую штучку, которую нужно вытащить, чтобы девайс заработал, или при подключении был не в курсе, что скорость скроллинга не индивидуальна для мыши, а меняется в настройках... Может, кто-то просто психанул и решил, что это подделка. Во всех этих случаях при возврате покупатель укажет не верную причину, которая повлияет на рейтинг товара и магазина и на анонсированные бейджи. Поэтому они не отражают действительности.
В завершении темы про баннерную слепоту и всякие исследования-прогнозы онлайн-торговли, оставлю вот тут ссылочку на некоторые статистические данные от Statista - немецкой компании, специализирующейся на рыночных и потребительских данных. И напишу, зачем оно вам 😂
В двух словах, мне интересно было в них порыться потому, что зацепило серьёзное использование фразы "допандемийные времена" 😜 и размышление на тему, что инет-торговля снизилась уже в 2022 году по сравнению с 2021. Мол, на долю онлайн-продаж пришлось всего 17,1% от общей массы. Ну, так а где данные о том, что Озон стал онлайн продавать машины и квартиры совсем недавно? 😂🙈
Поставьте там регион "Россия" и посмотрите на прогнозируемый рост выручки.
И раз уж я рассказала об одной странной новости, то расскажу и о других, ибо срок действия некоторых из них стартовал вчера 26 октября 2023 года:
1. Стоимость подписок Премиум и Премиум Плюс.
Я поражалась стоимости до этого. А с 1 ноября стоимость увеличивают с 2990 до 4990 на Премиум и с 12490 до 24990 на Премиум плюс! Я использовала Премиум, когда он был бесплатным. Но в нём не было абсолютно ничего сверхполезного, кроме данных о конверсии в корзину, и о том, какие товары не в наличии ждут покупатели. Сейчас покупая премиум, вы покупаете только места в поисковой выдаче: там увеличенный процент вероятности, что попадёте повыше.
2. Витрина магазина.
Сделали её "более лаконичной". Знаете как? Убрали фон и шапку! Там ещё в новости написано, что "добавили кнопки подписаться на магазин и поделиться ссылкой на него". Но эти возможности были и раньше! Они просто убрали единственные инструменты, с помощью которых можно было персонализировать свой магазин.
3. Изменения в системах выплат "Гибкий график" и "Досрочная выплата".
К Продавцам обращаюсь: помните, как недавно нас вынудили открыть Озон счёт, чтобы иметь возможность выводить деньги не по стандартному графику? А заметили некоторые несостыковки в начислениях и выплатах? Может, денюжка "упала" не та, что ждали. Или кнопка "досрочная выплата" исчезла? Потому что С 26 ОКТЯБРЯ 2023 в силу вступили изменения в договоре.
Теперь там прописаны ежедневные "скоринги", по результатам которых Вам может стать недоступен вывод средств по ускоренной программе. А ещё к Вам могут применить пониженный коэффициент и "откусить" с начисленных кровных страховой депозит. В двух словах не рассказать. Читайте в Договоре внимательно.
4. Процент отмен. Изменения С 26 ОКТЯБРЯ 2023
Собственно, отмены и просрочки отгрузки по вине Продавца более 30% - бан на 7 дней. Повторные 30 и более процентов - блок работы по Вашей схеме (FBS, FBO, Real FBS). И всё бы ничего, так как добросовестные Продавцы не допускают таких ошибок, если бы не глупая система подсчёта этих процентов платформой Озон. Процент вычисляется соотношением количества отгрузок за последние 30 дней с количеством Ваших отмен и просрочек. То есть если у Вас специфический товар не повседневного спроса, или в ценовых границах выше среднего - в общем, заказы редки, то 30-50% могут случиться сразу после первой отмены/просрочки.
5. Чаты с покупателями. Закрыт уже сейчас или закроется с 1 ноября 2023
Я даже верю, что закрыли потому, что "борются с мошенниками". Слишком много стало появляться спама в отзывах и комментах к отзывам. Думаю, что и до чатов тоже добрались. И теперь их закрыли/закрывают.
Лично мне очень нравится то, что я могу написать человеку, который сделал заказ. Я могу что-то уточнить, предупредить. Это удобно.
Теперь, чтобы осталась возможность общаться со своими покупателями, нужно:
а) Открыть Озон Счёт и пройти верификацию. Это не трудно. И комиссии у их банка не отличаются от любых других. Есть там, конечно, свои недочёты, но не критичные.
б) Подключить Премиум Плюс. Думаю, сразу отпадает. 25 тысяч - дороговато как-то за возможность пообщаться. Не Озон, а Тиндер какой-то 😂🙈
Остальные новости (да, они есть ещё) я оставлю без внимания. Потому что часть из них касается "супер-пупер Акций - почему Вы не участвуете?", а остальные не могут Вам навредить. Пока не могут. Я слежу за ними 😡
Молодцы, что дочитали! Я работаю для аудитории.