В 2017 году в пензенском объединённом литературном музее состоялось открытие выставки Олега Ткачёва "ММКФ глазами журналиста".
- Признаюсь сразу, что идея организовать подобную выставку витала в моей голове уже давно, а вот причиной, которая побудила именно «здесь и сейчас» её организовать стало, как это ни странно, так скажем, «неучастие» в очередном, уже 39-ом по счёту, Московском международном кинофестивале. Так уж получилось, что впервые не удалось туда отправиться. Именно это и заставило меня, как говорится, «остановиться, оглянуться» и, как раз, в преддверии уже юбилейного 40-го кинофестиваля, всё-таки, реализовать задуманное. И, как оказалось, не зря, ибо ровно 20 лет исполнилось в этом году с посещения, опять же, 20-го кинофестиваля в 1997 году. Вот вам и официальный повод!
Теперь о главном – причём здесь Пенза и почему, собственно, выставка эта открывается именно в нашем городе? – спросите вы. Поскольку я веду разговор с позиции журналиста, то замечу, что именно эта причина и этот вопрос были главными в работе. Ведь для журналиста всегда важно найти именно информационный повод, связь события с тем местом, где ты живёшь. Поэтому с самого начала, с момента первой аккредитации на 20-м ММКФ, я, тогда ещё корреспондент областного радио, был в поиске этой самой связи, хотя, конечно, фестивальная жизнь, как всегда, и без того была насыщенной – пожалуйста, смотри фильмы, участвуй в пресс-конференциях с его создателями, посещай различные кинопрезентации, бери интервью… Но главное – не забывай об информационном поводе, будь ему неладно! Но, к счастью, оказалось так, что долго искать в столице земляков мне не понадобилось. Во-первых, первым, кто меня позвал в столицу, была уже тогда всем известная Светлана Александровна Старостина, настоящий энтузиаст кино, киновед, член Союза кинематографистов, руководитель киноклуба «Олимп». Оказалось также, что в столице живут и наши киноземляки – это и писатель, кинодокументалист Александр Сергеевич Васильев, его жена, сотрудник московского Дома кино Галина Александровна Романова.
Они, в свою очередь, помогли мне наладить контакты с нашими косвенными земляками – Георгием Александровичем Капраловым, ведущим знаменитой «Кинопанорамы» и главным редактором журнала «Искусство-кино» Даниилом Борисовичем Дондуреем, а также уроженкой Пензы киноактрисой Ириной Феофановой. Во время работы на одном из кинофестивалей мне удалось в Москве пообщаться в 1999 году и с ещё одним нашим знаменитым земляком Георгием Михайловичем Вициным… Поэтому в Москве я с тех пор мог чувствовать себя вполне спокойным…
Что касается журналистской работы на кинофестивале, то специально собирал для будущей выставки все основные печатные издания, которые ежедневно – а фестиваль продолжается обычно 10 дней – поступали в его пресс-центр. Естественно, в день открытия туда появился толстый каталог всех фильмов и программ ММКФ, затем каталоги различных тематических программ кинофестиваля (для меня самой интересной была программа Российских фильмов), гид по кинофоруму, ну и, конечно, ежедневная газета «Спутник кинофестиваля». Также ежедневно в пресс-центре можно было найти кучу пресс-релизов и программу событий на тот или иной день. Таковы были будни работы пресс-центра.
А ещё ежедневно каждый аккредитованный журналист имел возможность выбрать для посещения, помимо фильмов конкурсной программы (они демонстрировались обычно в утреннее время с последующими пресс-конференциями с его создателями), билет ещё и на 3 картины программы внеконкурсной. В общем, смотри – не хочу!
Конечно, я чувствовал себя куда "вольготнее" столичных журналистов, ибо они старались каждый день в оперативном порядке что-то написать, отражая весьма насыщенную работу фестиваля. Я же день ото дня собирал интересный материал на пресс-конференциях, брал интервью, и особо не суетился. Важнее для меня было как раз то состояние вовлеченности в мировой кинопроцесс, вернее сказать, в мир кино, из которого так-то грустновато выходить… Например, интересно было ставить себя на место героя той или иной картины, задумываться о той или иной проблеме, которую ставил тот или иной фильм перед зрителем, сравнивать свои впечатления с мнениями критиков и актеров. Ну и, конечно же, – пресс-конференции со звёздами мирового кино! А ещё – это ощущение настоящего праздника, начиная со дня его открытия, когда журналисты имели возможность бесплатно попробовать вкусные пирожки и, например, марку пива спонсоров кинофестиваля. День открытия – это ещё и настоящий праздник для всех модников и любителей гламура – одни только традиционные парады открытия (и закрытия кинофорума тоже), которые обычно начинаются ещё на улице, по пути в кинотеатр «Пушкинский», чего стоят, не говоря уже о различного рода презентациях или премьерах…
Но всё это только внешняя, парадная сторона этого праздника кино. Куда важнее сегодня его «экологическая» направленность… Здесь я хочу вспомнить замечательный фильм о силе и воздействии искусства кино на человека, тем более, что эта тема актуальна во все времена, - "Человек с бульвара Капуцинов". Помните Мистера Фёста в исполнении Андрея Миронова и Мистера Секонда в исполнении Альберта Филозова? Почему именно эту картину? Да потому что недавно, в одной из туристических поездок в Муром, на празднование Дня Петра и Февронии, в салоне автобуса мы «имели счастье» посмотреть очередую телепродукцию канала ТНТ (одну из серий, на большее, слава Богу, терпения уже не хватило) - сериал «Филфак». Так вот, этот фильм, можно так сказать, как раз «из коллекции» Мистера Секонда, который в названной картине как раз был пропагандистом фильмов низкопробных, создатели которых идут на поводу самых низменных вкусов зрителей. Поэтому тема никогда не потеряет своей актуальности и злободневности, особенно, в сегодняшнее, политически напряженное время, а кинофестивали как раз, уверен, и должны этот самый вкус зрителю прививать... Потому и решил здесь вспомнить этот замечательный фильм с нашими прекрасными актерами, а также познакомить посетителей выставки с фото и публикациями в местных СМИ, которые были сделаны за время моей аккредитационной работы на 12ти фестивалях, начиная с ХХ-го ММКФ в 1997 году.