1. Полвека назад Нефтекамск был главным нефтяным центром Башкирии, а ныне это просто промышленный город, расположившийся на северо-западе республики немного в стороне от оживленных трасс в 220 километрах от столицы Уфы;
2. Вопреки названию, в Нефтекамске нет ни нефти, ни Камы. Первая находится в 15 километрах южнее (Арланское нефтяное месторождение), а вторая — в десяти километрах восточнее. Зато между Камой и городом расположен густой массив соснового леса, который своими окраинами органично вписался в инфраструктуру;
3. Нефтекамск — город молодой. В 50-х годах прошлого века на его месте стояли два довольно больших села — Касёво и Марино, известные еще с допетровских времен. Но в 1956 году сюда пришли геологоразведчики, за ними бурильщики и строители. Так на месте двух деревень и вырос рабочий поселок, который полностью поглотил остатки сельской жизни. Городом Нефтекамск стал в 1963 году;
4. Сейчас за исключением нескольких старинных каменных особняков в городе не осталось признаков исторического прошлого. Современный Нефтекамск — довольно большой и динамично строящийся город. Места у него много, поэтому тут не зацикливаются на многоэтажном тиражном строительстве, а больше предпочитают возводить дома по индивидуальным проектам, размещая их довольно вольготно;
5. Население города составляет 132 тысячи человек (четвертое место в Башкирии), но от своих конкурентов Нефтекамск отличается устойчивым приростом населения год от года. Связано это, во-первых, с географическим положением (рядом нет крупных промышленных центров), а во-вторых, с наличием работы;
6. Нефтянка не является главной отраслью промышленности Нефтекамска, как это можно было бы подумать. Тон всему задает автомобильный завод, имя которого знакомо жителям многих крупных городов России. Именно здесь выпускают пассажирские автобусы НефАЗ, продающиеся в страны ближнего зарубежья, в том числе. Также в городе расположена Кармановская ГРЭС, дающая 40% всей электроэнергии Башкирии;
7. Несмотря на свои размеры и промышленную значимость, Нефтекамск оказался обделен транспортными связями. Аэропорт в городе прошел череду закрытий-открытий и ныне окончательно не работает (как говорят из-за низкого спроса). Железнодорожная станция в городе тупиковая, и ближайшая узловая находится в 15 километрах. Наличие Камы тоже никак не сказывается на транспортной доступности, да и течет она в стороне. Остается автомобильный транспорт, но даже федеральные трассы не проходят через Нефтекамск;
8. Может быть это к лучшему — город не загрязнен автомобильными газами, хотя и расположен в низине. Да и сосновый лес прекрасно справляется с работой в качестве городских «лёгких». Кстати, он в Нефтекамске очень толково обустроен. Несмотря на лыжную трассу, аттракционы, тропы здоровья и зоны отдыха, лес до сих пор остается именно лесом, пряча под сенью мохнатых лап заповедные тихие озера. И все это великолепия находится прямо у городских границ;
9. По части памятников в Нефтекамске нет особых изюминок. Кафедральный собор Петра и Павла, хоть и сохранился со времен поселка Касёво, выглядит скромно и даже в чем-то строго. Усадьба купцов Вечтомовых не блещет цепляющими взгляд архитектурными деталями. Памятник коммунальщикам в виде устало сидящего дворника тоже не оригинален. Вот разве что памятник Ленину на центральной площади способен удивить — немного в России осталось городов, где в качестве главной идеологической скульптуры установлена не фигура вождя, а его голова. Что интересно, хоть она и полая, но весит прилично — 6 тонн;
10. Герб Нефтекамска сразу наводит на мысли о неком народном орнаменте, но нет. Составляющие этого «орнамента» — гаечные ключи, которые символизируют три ветви промышленности города: нефтяную, машиностроительную и легкую. Вторят им и три звезды. Их черный цвет говорит о нефтяном богатстве Нефтекамска, а семь лучей отсылают к семи родам, положившим начало единению башкирского народа.