Найти тему
ЛенПросвет (Hellen Geographic)

Как в СССР народное достояние продавали, или По три рубля за „килограмм Рембрандта“

В 1929—1934 годах советское правительство устроило распродажу ценностей из Эрмитажа для индустриализации страны.

Вооружённые только одной наивностью, мы выходим на большую дорогу с Рембрандтами, Ван Эйками, Ватто и Гудонами.

Я прекрасно понимаю, что молодой стране были нужны деньги, но представляете весь ужас и абсурд этой ситуации, когда один из главных покупателей пишет:

Г. Гюльбенкян. «Меморандум» Г. Пятакову, 17 июля 1930 года<…> Вы вправе спросить, почему же я пишу Вам об этом, когда и сам стремлюсь приобрести эти произведения...
Торгуйте чем хотите, но только не тем, что находится в музейных экспозициях. Продажа того, что составляет национальное достояние, даёт основание для серьёзнейшего диагноза

В заголовок я неспроста вынесла цитату про Рембрандта за три рубля. Наверное, если продажа «Сценки на льду» Хендрика Аверкампа, чьих работ не осталось больше в Эрмитаже, сильно помогло экономике, то игра стоила свеч?

Если продажи Рафаэля и Боттичелли внесли незаменимый вклад в построение светлого будущего, то всё не зря?

Рафаэль. «Святой Георгий и дракон»
Рафаэль. «Святой Георгий и дракон»

Может прав Юрий Жуков, когда пишет про утрированность этих обвинений?

Чтобы усилить негодование читателей, сформировать у них ненависть к собственному прошлому, преднамеренно преувеличивалось количество проданных за рубеж сокровищ искусства. Для этого жонглировали цифрами гигантскими, в тоннах, не объясняя, что имеется в виду отнюдь не вес собственно холстов старых мастеров, вес скульптур или тончайшего французского фарфора, а цифры «брутто», то есть вес товара вместе с упаковкой. Применительно к картинам – вес не столько полотна, сколько подрамника, рамы, которые обычно в сотни раз тяжелее самого холста, да ещё и контейнера либо ящика со стружкой, в которых и перевозили произведения живописи.
Боттичелли. «Поклонение Волхвов»
Боттичелли. «Поклонение Волхвов»

Ну действительно, какой 1 кг Рембрандта за три рубля? Там же рамы тяжелые? А сам холст-то легонький...

А за Мадонну Рафаэля вообще получили рекордную сумму в 1 166 400 долл. А могли бы и сжечь, как призывал рьяный поэт Владимир Кириллов.

Мы во власти мятежного, страстного хмеля;
Пусть кричат нам: «Вы палачи красоты».
Во имя нашего Завтра сожжем Рафаэля,
Разрушим музеи, растопчем искусства цветы.
Рафаэль. «Мадонна Альба»
Рафаэль. «Мадонна Альба»

Борьбу с музеями и искусством и Маяковский поддерживал:

Белогвардейца
Найдете – и к стенке.
А Рафаэля забыли?
Забыли Растрелли вы?
Время
Пулям
По стенам музеев тенькать.
Стодюймовками глоток старье расстреливай!

Да, где-то перестарались, не заметили, как, например Ван Эйка в Эрмитаже не осталось, но будущее строили с соответствии с нуждами и повесткой.

Помогли стране?

Через Наркомторг валом продали более шести тысяч тонн (!) культурных ценностей, сбив цену и выручив за них менее 20 млн руб. — по три рубля за „килограмм Рембрандта“. Торгсин, не трогая Эрмитаж и Гохран, дал на алтарь индустриализации 287 млн зол. руб.
Рембрандт. «Портрет старика»
Рембрандт. «Портрет старика»

Чем же закончилась эта распродажа?

Татьяна Львовна Лиловая написала письмо товарищу Сталину:

«Дорогой Иосиф Виссарионович.
 обращаюсь к Вам, так как только Вы один можете помочь мне в моем деле.
 Я ведаю сектором Западноевропейского искусства в Государственном Эрмитаже. «Антиквариат» в течение пяти лет продает предметы искусства из этого сектора. Пять лет я боролась за то, чтобы продавали второстепенные вещи, но последние три года продаются, главным образом, первоклассные вещи и шедевры..... Но тогда в Эрмитаже не останется ни одного шедевра и Эрмитаж превратится в громадное собрание произведений искусства среднего достоинства, в громадное тело без души и глаз. Между тем, если сейчас запретить им продавать шедевры, мы сумеем сохранить музей первоклассного достоинства. Необходимый нам как громадный политико-просветительный фактор в деле воспитания непрерывно растущих культурно широких масс и необходимейшее пособие для воспитания наших художников, работающих над усвоением достижений культуры отживших формаций. Нужно полагать, что пролетариат, строящий первое в мире социалистическое государство, имеет право на изучение культурного наследия на первоклассных образцах. Ведь никому не придет в голову изучать философию или историю классовой борьбы без Маркса или Энгельса. Все понимают, что если изъять эти имена из 19 века или Ваше и т. Ленина из 20-го, то никакой истории и философии, полезной для пролетариата, не получится, а в вопросе культурного наследия думают легко обойтись без таких гигантов, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рембрандт, Рубенс и Тициан, и без зазрения совести продают их.
Очень прошу Вас вмешаться в это дело и остановить ретивых продавцов. Пусть лучше организуют как следует продажу рядовых вещей, которую они совершенно забросили.
Веласкес (круг). «Портрет папы Иннокентия X»
Веласкес (круг). «Портрет папы Иннокентия X»

Правильные слова смогла подобрать Татьяна Львовна и разбазаривание наследия страны прекратилось.

Увы, многие шедевры уже успели продать.