В 1929—1934 годах советское правительство устроило распродажу ценностей из Эрмитажа для индустриализации страны.
Вооружённые только одной наивностью, мы выходим на большую дорогу с Рембрандтами, Ван Эйками, Ватто и Гудонами.
Я прекрасно понимаю, что молодой стране были нужны деньги, но представляете весь ужас и абсурд этой ситуации, когда один из главных покупателей пишет:
Г. Гюльбенкян. «Меморандум» Г. Пятакову, 17 июля 1930 года<…> Вы вправе спросить, почему же я пишу Вам об этом, когда и сам стремлюсь приобрести эти произведения...
Торгуйте чем хотите, но только не тем, что находится в музейных экспозициях. Продажа того, что составляет национальное достояние, даёт основание для серьёзнейшего диагноза
В заголовок я неспроста вынесла цитату про Рембрандта за три рубля. Наверное, если продажа «Сценки на льду» Хендрика Аверкампа, чьих работ не осталось больше в Эрмитаже, сильно помогло экономике, то игра стоила свеч?
Если продажи Рафаэля и Боттичелли внесли незаменимый вклад в построение светлого будущего, то всё не зря?
Может прав Юрий Жуков, когда пишет про утрированность этих обвинений?
Чтобы усилить негодование читателей, сформировать у них ненависть к собственному прошлому, преднамеренно преувеличивалось количество проданных за рубеж сокровищ искусства. Для этого жонглировали цифрами гигантскими, в тоннах, не объясняя, что имеется в виду отнюдь не вес собственно холстов старых мастеров, вес скульптур или тончайшего французского фарфора, а цифры «брутто», то есть вес товара вместе с упаковкой. Применительно к картинам – вес не столько полотна, сколько подрамника, рамы, которые обычно в сотни раз тяжелее самого холста, да ещё и контейнера либо ящика со стружкой, в которых и перевозили произведения живописи.
Ну действительно, какой 1 кг Рембрандта за три рубля? Там же рамы тяжелые? А сам холст-то легонький...
А за Мадонну Рафаэля вообще получили рекордную сумму в 1 166 400 долл. А могли бы и сжечь, как призывал рьяный поэт Владимир Кириллов.
Мы во власти мятежного, страстного хмеля;
Пусть кричат нам: «Вы палачи красоты».
Во имя нашего Завтра сожжем Рафаэля,
Разрушим музеи, растопчем искусства цветы.
Борьбу с музеями и искусством и Маяковский поддерживал:
Белогвардейца
Найдете – и к стенке.
А Рафаэля забыли?
Забыли Растрелли вы?
Время
Пулям
По стенам музеев тенькать.
Стодюймовками глоток старье расстреливай!
Да, где-то перестарались, не заметили, как, например Ван Эйка в Эрмитаже не осталось, но будущее строили с соответствии с нуждами и повесткой.
Помогли стране?
Через Наркомторг валом продали более шести тысяч тонн (!) культурных ценностей, сбив цену и выручив за них менее 20 млн руб. — по три рубля за „килограмм Рембрандта“. Торгсин, не трогая Эрмитаж и Гохран, дал на алтарь индустриализации 287 млн зол. руб.
Чем же закончилась эта распродажа?
Татьяна Львовна Лиловая написала письмо товарищу Сталину:
«Дорогой Иосиф Виссарионович.
обращаюсь к Вам, так как только Вы один можете помочь мне в моем деле.
Я ведаю сектором Западноевропейского искусства в Государственном Эрмитаже. «Антиквариат» в течение пяти лет продает предметы искусства из этого сектора. Пять лет я боролась за то, чтобы продавали второстепенные вещи, но последние три года продаются, главным образом, первоклассные вещи и шедевры..... Но тогда в Эрмитаже не останется ни одного шедевра и Эрмитаж превратится в громадное собрание произведений искусства среднего достоинства, в громадное тело без души и глаз. Между тем, если сейчас запретить им продавать шедевры, мы сумеем сохранить музей первоклассного достоинства. Необходимый нам как громадный политико-просветительный фактор в деле воспитания непрерывно растущих культурно широких масс и необходимейшее пособие для воспитания наших художников, работающих над усвоением достижений культуры отживших формаций. Нужно полагать, что пролетариат, строящий первое в мире социалистическое государство, имеет право на изучение культурного наследия на первоклассных образцах. Ведь никому не придет в голову изучать философию или историю классовой борьбы без Маркса или Энгельса. Все понимают, что если изъять эти имена из 19 века или Ваше и т. Ленина из 20-го, то никакой истории и философии, полезной для пролетариата, не получится, а в вопросе культурного наследия думают легко обойтись без таких гигантов, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рембрандт, Рубенс и Тициан, и без зазрения совести продают их.
Очень прошу Вас вмешаться в это дело и остановить ретивых продавцов. Пусть лучше организуют как следует продажу рядовых вещей, которую они совершенно забросили.
Правильные слова смогла подобрать Татьяна Львовна и разбазаривание наследия страны прекратилось.
Увы, многие шедевры уже успели продать.