Найти в Дзене

«Говорить на сложные темы нужно, чтобы дети могли с этим справиться в жизни». Интервью с Диной Годер о Большом фестивале мультфильмов

27 октября в Москве открывается XVII Большой фестиваль мультфильмов, а с 20 ноября пройдет онлайн-версия фестиваля для всей России. Поговорили с программным директором фестиваля Диной Годер о программах для малышей и семейной аудитории, экспериментальных фильмах и поддержке зрителей. – В этом году у «Большого фестиваля мультфильмов» фокус на детскую программу, и есть программы совсем для малышей. Когда смотришь сборники 0+, встречаешь довольно серьёзные темы: есть фильмы и про родителей, которые не могут завести детей, и про одиночество и потерянность... Какие вообще сейчас есть тренды в анимации для самых маленьких? – На самом деле, это хорошую вещь вы заметили. Сюжет, что родители не могут завести детей, — это на самом деле обычная сказочная история. Жили-были король и королева, у них не было детей… Или старик со старухой и колобок — это как раз для аудитории 0+. Но в целом если мы говорим о международной анимации, то давно уже идет тренд на то, что с детьми нужно говорить о самых се
Фильм «Дикие соседи»
Фильм «Дикие соседи»

27 октября в Москве открывается XVII Большой фестиваль мультфильмов, а с 20 ноября пройдет онлайн-версия фестиваля для всей России. Поговорили с программным директором фестиваля Диной Годер о программах для малышей и семейной аудитории, экспериментальных фильмах и поддержке зрителей.

– В этом году у «Большого фестиваля мультфильмов» фокус на детскую программу, и есть программы совсем для малышей. Когда смотришь сборники 0+, встречаешь довольно серьёзные темы: есть фильмы и про родителей, которые не могут завести детей, и про одиночество и потерянность... Какие вообще сейчас есть тренды в анимации для самых маленьких?

– На самом деле, это хорошую вещь вы заметили. Сюжет, что родители не могут завести детей, — это на самом деле обычная сказочная история. Жили-были король и королева, у них не было детей… Или старик со старухой и колобок — это как раз для аудитории 0+.

Но в целом если мы говорим о международной анимации, то давно уже идет тренд на то, что с детьми нужно говорить о самых серьёзных проблемах. Речь о том, как с ними об этом говорить, чтобы детям было понятно и не страшно. Говорить на сложные темы нужно, чтобы дети потом могли с этим справиться в жизни. В России ситуация чуть-чуть другая, всё более инфантильно.

Сейчас очень много иностранных фильмов для 0+, где умирает кто-то, и ребенок, например, переживает смерть дедушки. Среди фильмов, которые нам отправляли на опен-колл, было много мультфильмов, где кто-то умирает.

– И эти картины рассчитаны на самых маленьких?

– Бывает разное, есть картины 0+, рассчитанные на детей от года до шести примерно, или 6+ — это уже младшие школьники. Конечно, истории про смерть чаще всего идут на 6+ все-таки.

Фильм «Харви»
Фильм «Харви»

У нас в программе есть фильм «Харви» 6+, фестивальное, прекрасное кино. Это история про мальчика-фантазера Харви, он любит телевизионного супергероя, который умеет становиться страшно маленьким, совсем крошкой. У Харви внезапно умирает отец от инфаркта, что, конечно, становится для мальчика шоком, но он справляется. Харви представляет, что его отец стал супергероем и убежал совершать всякие подвиги. Папа есть, просто мы его не видим.

Для российской анимации и общества в целом это редкость, традиционно считается, что детям нельзя рассказывать о страшном, о том что люди умирают. Но если, например, в одиннадцать лет не рассказать ребенку о смерти, он что, никогда не узнает, что люди умирают?

К счастью, у нас анимация уже стала немного работать со сложными темами. У нас, например, в прошлом году были детские фильмы про папу, который уходит из семьи, и про папу, у которого депрессия…. Пока это всё про папу. А мама всегда, наоборот, самая смелая, всегда защитит и поможет.

Фильм «Надувной матрас и деревянный меч» о мальчике, чей отец ушел из семьи. В программе БФМ-2022
Фильм «Надувной матрас и деревянный меч» о мальчике, чей отец ушел из семьи. В программе БФМ-2022

– А что в этом году в программе для самых маленьких 0+ и 6+?

– И в российской, и в международной программе есть несколько очень симпатичных фильмов.

Есть и фильмы, которые снимали студенты. Вот, например, фильм «Егор» снят студенткой Высшей школы экономики при Союзмультфильме. Это история о том, как папа повез куда-то Егора, малыша, на санках и так погрузился свой телефон, что потерял сына по дороге. И потом в панике бегал и его искал, пока не нашёл.

Фильм «Егор!»
Фильм «Егор!»

Еще один студенческий фильм – «Гриша!». Это детская дореволюционная история про Гришу, маленького опять же мальчика, который первый раз вышел с няней гулять и потерялся. Это тоже история про то, как я потерялся и испугался, а потом все меня любили и нашли, плохого не случилось.

Из фильмов, которые уже довольно известны, у нас есть, например, «Школа Елок». Союзмультфильм сейчас много делает хорошего кино для маленьких детей. Это история про школу, в которой ёлки учатся быть новогодними. А при школе есть дворник-кактус, который тоже хочет быть новогодней елкой. Это история про Другого, про не такого как все. В конце концов кактус ёлкой, конечно, не становится, но тоже получает свой кусочек счастья.

Фильм «Школа Елок»
Фильм «Школа Елок»

Еще есть славный фильм «Сказка про дружбу». Очень актуальное кино про двух королей, которым всё время советники нашептывают, что нужно воевать друг с другом. А короли просто хотят поболтать, на рыбалку сходить.

Есть в детском национальном конкурсе новый пластилиновый клип на старую песню «Настоящий друг». Это давний проект, который называется «Мультипелки», который к старым песням делает новые клипы, и получается очень остроумно, песни снова становятся современными, живыми, смешными.

– А что в этом году с ретроспективой одного режиссера?

– У нас есть такая программа, которая называется «Имена». В этом году у нас будет ретроспектива Дины Великовской. Она уже известная режиссер, хотя и молодая. В программу вошел ее новый детский фильм «Принцесса Баклажан». Это как раз история про короля и королеву, у которых не было детей, и они ужасно страдали. Во-первых, это очень симпатично сделано, Дина кукольница, но здесь она делает трехмерный мир, внутри которого живут рисованные люди. По королевству ходит маленькая девочка, которая явно ничейная, и однажды она и король с королевой находят друг друга. Можно долго обсуждать, какие серьезные темы поднимаются, в частности, усыновление.

Фильм «Принцесса Баклажан»
Фильм «Принцесса Баклажан»

Я могу бесконечно рассказывать про все фильмы программы.

– Хочется спросить и про экспериментальную программу. В какой плоскости в этом году эксперименты? Что самое удивительное в сборнике?

В программу попадает все, что «не формат». Эксперименты могут быть самого разного рода. Может быть экспериментальное кино со сложной, нестандартной визуальностью, со странными, необычными техниками. Есть экспериментальный нарратив, когда история рассказывается нестандартным образом. Бывают и абсурдные, дикие сюжеты.

Фильм «Ритуал»
Фильм «Ритуал»

Или, например, в этом году у нас нет отдельной программы документальной анимации, но часть документальной анимации, что нам прислали на конкурс, хотелось показать. Эти фильмы я тоже расцениваю как экспериментальный нарратив: историю рассказывают через документальную речь.

Есть целый ряд фильмов, которые студенты сделали как коллективную работу, это экспериментальный способ работы, когда все вместе делают одно кино, где каждый может рассказать свою крошечную историю.

Фильм «Устройства Голдберга» студентов второго курса УрГАХУ
Фильм «Устройства Голдберга» студентов второго курса УрГАХУ

Экспериментальная программа очень большая, почти 100 минут. Но мы решили, что, раз у экспериментальной программы своя особая аудитория, то зрителям будет интересно посмотреть, что мы нашли.

– К вопросу про эксперименты – в этом году вы запустили краудфандинг, и довольно быстро достигли цели. Поздравляю!

– Спасибо! Я, честно говоря, сначала скептически отнеслась к этой идее. Как показала, я была не права. Мне казалось, что странно сейчас, когда, с одной стороны, ни у кого денег нет, а с другой стороны, ужасно много нуждающихся в деньгах, просить денег на фестиваль мультфильмов. Но организаторы решили попробовать краудфандинг, прямое обращение к нашим зрителям без каких-то институций. Наши зрители хотят, чтобы фестиваль состоялся, и мы просим их помочь, потому что помочь больше некому.

Вдруг оказалось, что нам начали активно помогать. Мы собирали миллион, чтобы сделать онлайн-версию. Это очень важно для наших региональных зрителей: есть люди, которые хотят посмотреть фильмы, а в Москву ради этого приехать не могут. Мы собрали в итоге даже чуть больше сумму.

– Нет ли планов продлить краудфандинг и не ограничиваться датой открытия? У вас остались еще прекрасные лоты!

Особенно популярен, конечно, онлайн-абонемент, люди покупают его заранее и тем самым помогают нам заранее подготовить фестиваль. Есть и разный мерч, открытки.

У нас в лотах еще чудесный плакат Игоря Гуровича, который делает нам плакаты каждый год. Это, правда, скорее для Москвы, нужно, чтобы люди могли бы зайти и забрать плакат.

-9

Я, кстати, тоже купила абонемент, который мне, конечно, не нужен, я и так все видела. Но я решила купить подвешенный абонемент, чтобы его мог взять какой-то человек, которому хочется пойти, а денег нет. Мне кажется, если у кого-то тоже есть возможность купить, например, два абонемента, один себе, а второй подвесить, то это здорово. Хорошее дело – поделиться.