Говорят, что красота требует жертв. Иногда это фраза приобретает буквальный смысл. Ради соответствия модным стандартам и следованию культурной традиции люди часто терпели боль или рисковали своим здоровьем. И хотя в конечном итоге модники оказывались искалеченными, больными или мертвыми, по крайней мере, это были красивые покойники.
Убийственная подводка
Египтяне всех социальных классов на протяжение всей их истории пользовались одним общим косметическим средством – подводкой для глаз кайал, первые следы использования которой обнаружили в произведения искусства, датируемых 3100 годом до нашей эры.
Кайал использовался для подчеркивания глаз, а также защиты их от палящего солнца Нильского региона и глазных инфекций (древнее поверье, которое было подтверждено современной наукой). Знать использовала более качественную подводку, в то время как бедняки применяли более дешевую версию, в которую добавляли сажу после пожара или другие добавки для придания продукту эластичности.
Главной проблемой кайал было то, что в ее состав могли входить разнообразные ингредиенты, в числе которых жженный миндаль, оксид марганца, малахит, охру, и даже галенит – сульфид свинца или антимонит - сульфид сурьмы, в котором могут быть примеси мышьяка и свинца. Египтяне наносили ее, смачивая подводку слюной и рисуя линии вокруг верхних и нижних век. Отравление свинцом не происходит мгновенно, он накапливается в организме с течением временем, что может привести к серьезным проблемам со здоровьем, а при высоких дозах и к летальному исходу.
Румянец, за который можно и умереть
Римляне считали красивым естественный, здоровый румянец щек, и, если природа не давала нужного оттенка, римлянки использовали румяна. Для подкрашивания щек использовались растительные красители, вроде мака, сока шелковицы, лепестков роз, вина или красной охры. Но также в некоторые румяна добавлялся свинец, который помогал добиться желаемого сияющего вида.
Свинец был не единственным токсичным компонентом. В состав некоторых видов румян входила киноварь. Она создавала самый чистый, яркий красный оттенок, придающий щекам римлянок здоровый блеск, ну, по крайней мере, до тех пор, пока они не умирали от длительного воздействия киновари. Киноварь представляет собой ни что иное как сульфид ртути. При длительном использовании, киноварь способна вызвать кожные сыпи, повреждения мозга, потерю чувствительности, проблемы с почками и придать коже серый оттенок – эффект, совершенно противоположный изначальной задаче румян.
Можно было бы предположить, что со временем люди должны были заметить, как свинцовая косметика приводит к обесцвечиванию кожи и выпадению волос. Но нет. Из-за косметики кожа приобретала желтоватый оттенок и покрывалась морщинками. Чтобы исправить ухудшающееся качество кожи, они покрывали ее большим количеством косметики на основе свинца. Самое ироничное, что люди еще в древние времена знали, что свинец токсичен, и часто искали более безопасные альтернативы, пользоваться привычными средствами это никого не останавливало.
Мертвенно-бледный вид
Королева Елизавета I использовала моду как одно из средств демонстрации силы и богатства своего королевства. В моде у англичан были светлые волосы и фарфоровая кожа. Некоторые источники утверждают, что для того, чтобы добиться светлой кожи, королева использовала Венецианские белила - смесь воды, уксуса и свинца. Кожа приобретала атласную гладкость и становилась очень светлой, но, в конечном итоге, портила кожу и наносила непоправимый ущерб всему здоровью.
Мода достигает новых высот
В XIV веке в моду вошла обувь на платформе - чопины. Изначально подошва была приподнята лишь на несколько сантиметров, этого было достаточно чтобы уберечь изящную декоративную часть от уличной грязи. Однако со временем платформы стали достигать до 50 сантиметров (а по некоторым данным и одного метра) в высоту.
Нормально ходить, естественно, в них уже не получалось, поэтому чопины стали выполнять скорее декоративную, чем функциональную роль, лишая носивших их мобильности. Зато такая обувь увеличивала рост и подчеркивала уровень благородства и величия. Правда ходить в такой обуви можно было только с помощью служанок. Нетрудно предположить, что в такой обуви, вдобавок к длинным платьям, было легко споткнуться и упасть или вывихнуть лодыжку.
Дошло до того, что в XV веке был введен венецианский закон, ограничивающий высоту обуви, однако закон в значительной степени игнорировался и не выполнялся. Чопины продолжали носить до конца XVII века.
Напудренные парики
Напудренные парики вошли в моду не просто так. В конце XVI начале XVII веков в Европе свирепствовал сифилис. Выпадение волос было одним из следствий болезни. Чтобы прикрыть голову, начали носить парики. Когда парик надел король Франции Людовик XIV, а затем этот стиль перенял английский король Карл II, парики стали и вовсе привычным делом.
Парики стали носить все, кто принадлежал высшему обществу (ну или хотел к нему приблизиться), вне зависимости от того, были ли у них проблемы с волосами или нет. Парики посыпали пудрой и наносили ароматных духи, они становились все более объемными и экстравагантными. Чем больше парик - тем выше статус.
Как это не редко бывает, решая одну проблему мода создавала другую. Парики не только прятали лысины, но и спасали от вшей, частично. Свои волосы сбривали, а вши перебирались в новые уютные искусственные жилища. Но удалить вшей и гнид из париков было более простым и безболезненным для элиты процессом. Парики можно было просто-напросто снять и прокипятить.
Вот только в качестве пудры, для придания парикам чистого, сияющего белого цвета, представители высшего сословия использовали все те же излюбленные свинцовые белила.
Горящие головы
В прическах XVII века применялся подход: чем больше, тем лучше. Все началось, согласно легенде, с любовницы короля Людовика XVI герцогини де Фонтаж, у которой на охоте растрепались волосы и она завязала волосы кружевной лентой. Корою прическа понравилась, а то, что нравится королю, нравится и всему двору. Прическу назвали фонтанж и со временем она становилась все больше и сложней. В высоту она могла достигать 50-60 сантиметров, а для того, чтобы вся это конструкция держалась, использовали одноименный чепец фонтанж, проволочные конструкции, много шпилек и накрахмаленные кружева. Хотя с высокой прической было трудно балансировать, это не мешало ее популярности.
Существует легенда, рассказывающая, как в 1711 года одна знатная дама французского двора надела эффектный фонтанж. Прическа была очень высокой, а люстры были с открытым пламенем. В какой-то момент конструкция загорелась, но заметила это дама далеко не сразу, а когда поняла, что что-то не так, было уже слишком поздно. Она умерла от полученных ожогов. Самое любопытное, что это не было единичным случаем. В ноябре того же 1711 года София Ганноверская писала, что в случившемся не было ничего необычного.
"Здесь нет никаких новостей, кроме того, что добрая госпожа фон Ильтен обожгла шею, лицо и руки; ее родничок загорелся, она вытаращила глаза и упала, не подумав сбросить его, как это обычно делаю я ...”
Дело в шляпе
В XIX веке в моду воли шляпы. Они не только защищали от непогоды, но и указывали на социальный статус. Шляпы делали из войлока, используя шерсть животных. Когда-то в Турции войлок смачивали в верблюжьей моче, чтобы с материалом было легче и быстрее работать. Верблюдов во Франции не было, а потому шляпники использовали мочу человеческую. Один из шляпных мастеров принимал ртуть для лечения сифилиса, и обнаружилось, что она делает волоски более мягкими и податливыми, а после валяния они превращались в жесткую, долговечную ткань. С того момента ртуть стала ценным элементом в процессе изготовления шляп.
Вот только в процессе обработки выделялись пары ртути, которые вдыхали производители шляп. Нитрат ртути - нейротоксин, который вызывает головные боли, тремор, желудочно-кишечные заболевания, беспокойство, бред и изменения личности. Так мастера превращались в "безумных шляпников".
Поразительный зеленый
В 1770-х годах, благодаря шведскому химику Карлу Шееле была открыта формула стабильного красителя с использованием арсенита меди. Зеленый цвет Шееле (или Парижский зеленый) быстро завоевал популярность и его можно было увидеть везде: одежда, обои, игрушки, разнообразный домашний декор.
Одним из достоинств красителя было то, что он хорошо держался на ткани. До этого зеленые цвета быстро выцветали, теперь же парижские модницы могли наконец-то наслаждаться ярким, чистым зеленым оттенком, который сохранялся при носке и стирке.
К сожалению, химический состав красителя имел неприятный секрет. Одним из его компонентов был мышьяк. Его длительное воздействие вызывало головные боли, спазмы, рвоту и могли привести к летальному исходу. Шееле знал о потенциальной опасности, но выгода вытеснила беспокойство.
Наибольшей опасности подвергались работники текстильных производств, которые ежедневно работали с красителем, но и обычные люди также порой замечали проблемы со здоровьем. Побочные эффекты от ношения зеленой одежды включали изменение цвета ногтей, сыпь, болезненные поражения кожи и даже язвы.
К началу ХХ века правительства начали ограничивать использование мышьяка при производстве предметов повседневного обихода, но мода на зеленый Шееле уже и без того исчерпала себя.
Туфельки-лотосы
С VIII века до начала XX в Китае красивыми воспринимались только очень маленькие ступни. Туфли взрослых женщин той эпохи выглядят почти детскими и явно не предназначенными для постоянной ходьбы. Естественные размеры ступни считались неподобающими леди, уродливыми и относящимся к представителям низшего класса, такие женщины должны были трудиться в поле и выполнять тяжелую работу.
Самой желанной была стопа "золотой лотос", длина которой не превышала семь сантиметров, стопа длиной в десять сантиметров называлась "серебряный лотос", длина стопы, превышающая десять сантиметров, называлась "железный лотос" и считалась не слишком приглядной, поэтому могла повредить брачному потенциалу девушки.
Чтобы добиться таких длин ступней, их бинтовали, когда девочке было от двух до семи лет. Ноги ребенка мыли в травяных отварах и крови животных (для большей гибкости), стригли ногти, затем все пальцы, кроме больших ломали и загибали назад, перевязывая стопы хлопковыми бинтами в форме "восьмерки" Сверху надевали специальные носки и туфли с острыми носами. После этого ребенка заставляли проходить как минимум пять километров в день, чтобы стопа деформировалась под весом тела. Время от времени повязку снимали, ноги омывали и удаляли пораженные некрозом ткани, а затем снова затягивали еще туже. При этом гангрена была даже желанной, так как упрощала процесс деформации стопы. Иногда пальцы приходилось ломать повторно.
Красивым считался настолько высокий подъем стопы, чтобы под аркой могло поместиться яйцо. Процесс деформации занимал примерно три года, но женщины до конца жизни продолжали бинтовать себе ноги.
Сложно даже представить каким страданиям подвергались женщины и какой вред такая практика наносила здоровью. Многие из них лишались возможности ходить самостоятельно и их носили слуги, либо они могли ходить на очень короткие расстояние и делая очень маленькие шажки. При этом мужья никогда не видели ног своих жен без бинтов и обуви, считалось, что это разрушит эстетическое наслаждение.
Сияющая кожа
После открытия радия, первоначально его представляли, как продукт полезный для здоровья. Он использовался в зубной пасте, тониках, подушках, косметике. Его добавляли в воду, чтобы поправить здоровье, восстановить молодость и сохранить жизненную силу. Считалось, что радий уменьшает количество жира, разглаживает морщины, улучшает кровообращение и придает лицу здоровый блеск и сияние.
Правда открылась позже. К счастью, популярные продукты с радием, вроде кремов для лица, содержали очень низкий уровень радия и не оказали особого воздействия на здоровье людей. Но те, кто выпивал его, а также работники предприятий, на производстве которых использовали радий, пережили ужасные испытания. У них крошились челюсть и зубы, возникали опухоли, они мучались от ужасных болей, а затем они начали умирать с пугающей скоростью.
Эпиляция рентгеном
Вскоре после того, как мир осознал какую пользу приносит рентген в медицинской сфере, возник вопрос, как еще его можно использовать. В какой-то момент стало известно, что рентген эффективен при удалении нежелательных волос.
Радость от открытия длилась недолго. Вскоре выяснилось, что процедура таила в себе опасность для здоровья. Кожа под обработанным участком утолщалась, у пациентов наблюдалась атрофия и язвы. Несмотря на это, желающих воспользоваться услугой не становилось особенно меньше, и после официального запрета на процедуру, бизнес ушел в подполье. В 1970 году было обнаружено, что, вероятно, треть случаев рака была вызвана эпиляцией рентгеном.
На протяжение веков люди подвергают свое здоровье опасности ради моды. Даже когда последствия доподлинно известны, желание быть модным часто перевешивает здравый смысл, и судя по всему, это вряд ли когда-нибудь изменится.