Найти тему

Может ли живопись приносить вред своим поклонникам или так ли безопасна бархатная бензопила? Из фильмов о художниках

Необычное название кинофильма "Бархатная бензопила"(2019 г.) режиссёра Дэна Гилрой сразу ставит зрителя в тупик. Чем может быть опасна пила? На самом деле по сюжету речь ведётся о людях, занимающихся изобразительным искусством, точнее - современной живописью. Это спецы от искусства, которые ищут оригинальных живописцев, раскручивают их, то есть, делают знаменитыми, затем стараются продать их картины втридорога. У них своя клиентура, арт-салоны и критики, формирующие вкусы покупателей и создающие определённую атмосферу в среде поп-культуры.

Морф Вандевальт  (актёр Джейк Джилленхолл) задумал писать статью о художнике Дизе.
Морф Вандевальт (актёр Джейк Джилленхолл) задумал писать статью о художнике Дизе.

Главное действующее лицо этого триллера с ужасами - Морф Вандевальт, арт-критик и богемный тусовщик (играет Джейк Джилленхолл), очень тонко чувствующий искусство и способный сразу оценить потенциал таланта неизвестного художника. Его подружка Джозефина (Зави Эштон), сотрудница арт-салона, просто ищет более тёплое место под солнцем. По дороге к себе домой она сталкивается на лестничной площадке с телом своего умершего соседа, с которым мало кто общался при жизни. Джози знала, что у покойного жил кот, и решила забрать его, чтобы пристроить в другие руки. Когда она зашла в соседскую квартиру, то увидела огромное количество картин, рисунков, набросков необычного содержания и выполненных в совершенно иной технике, чем те художники, что выставлялись у них в салоне.

Джози и Морф готовы пустить в ход неожиданную находку.
Джози и Морф готовы пустить в ход неожиданную находку.

У почившего старика Ветрела Диза не было родственников, но было известно, что он завещал после своего ухода из жизни выбросить все его живописные работы на помойку. Джози решила, что старик был не в себе, и не стала выполнять последнюю волю покойного, за что потом жестоко поплатилась. Зная, что самой продавать картины будет сложно, Джозефина приняла предложение хозяйки арт-салона Родоры Хейз (играет Рене Руссо) войти в сговор по реализации оставленного, как они считали, сокровища. И подключили к своей затее Морфа Вандевальт, чтобы оценил неожиданную находку, написал статью и дал ход этой идее в медиа пространстве.

Родора (Рене Руссо) и Джозефина (Зави Эштон) обсуждают планы на будущее.
Родора (Рене Руссо) и Джозефина (Зави Эштон) обсуждают планы на будущее.

Зная, как весь мир искусства падок до уникальной живописи, дамы решили поначалу выставить на продажу несколько картин, проверить, как они пойдут. Это сработало. Картины произвели фурор в арт-обществе и были проданы по миллиону баксов за каждую. Поэтому Родора не торопилась выставлять всю коллекцию, чтобы не падала их цена. Но живописью загадочного старика заинтересовались акулы от арт-бизнеса и решили перекупить новоявленные находки.
Весть о неизвестном художнике Ветреле Дизе быстро распространялась среди любителей и профессионалов от живописи. Было выяснено, что этот живописец много лет проработал в пансионате для душевно больных, где с пациентами очень строго обращались. Когда он ушёл оттуда, то вёл затворнический образ жизни, рисуя свои "шедевры".

Гретхен (Тони Коллет) готова к решительным действиям.
Гретхен (Тони Коллет) готова к решительным действиям.

Всем было невдомёк, что эти картины непростые, они облачены в некую тайну и загадку, возможно, очень страшную. Но алчность и жажда наживы уже овладела этими людьми, за что они и были наказаны. Когда Родора отправила партию картин в другое место на сохранение, то по дороге машина потерпела катастрофу и водитель погиб. Затем ещё один парень (перекупщик), оставшись наедине с картинами Диза, неожиданно покончил с собой. Представитель арт-медиа Гретхен в своём необузданном желании превзойти всех по освоению наследия Ветрела Диза потеряла руку (обрезала) в музейном "шаре" и истекла кровью до появления спасателей.
Случаи такого неожиданного исхода людей на тот свет, причастных к живописным полотнам Диза, заставил главных героев этой истории по-другому взглянуть на творчество полусумасшедшего художника. Все внезапно осознали, что эти картины живые, источают зло и жестокость, и способны убивать тех, кто ими занимается. Но было уже поздно. На то и триллер, чтобы другим не повадно было. Ведь было сказано или завещано - выбросить картины на свалку, чтобы они там пропали бесследно, но люди понадеялись на авось.
В данном случае, здесь творчество диковинного живописца послужило уроком алчности для тех, кто пытался "погреть руки" на запретном творчестве. Не зря эта кинолента названа сатирическим фильмом ужасов. То, чего ты сильно возжелаешь (в данном случае быстрого богатства), может тебя и погубить. Что было и сделано. Всех главных героев этой "ужасной" кинокартины загубило страшное творчество старого Диза, который писал свои картины своей кровью, смешанной с красками. И не позволил потомкам выставлять их напоказ. Тем более, продавать и обогащаться.

Операторы снимают, как Гретхен потеряла руку.
Операторы снимают, как Гретхен потеряла руку.

Джозефина утонула в краске.
Джозефина утонула в краске.

Считаю, что создатели этого "киношедевра", что называется, перестарались в оценке происходящего в фильме. Любое искусство, творимое человеком, даже больным или сумасшедшим, исходит из лучших побуждений художника. Все страшилки, которые якобы изображают мастера кистей и красок, это от лукавого. Ради наживы некоторые любители неожиданных находок попадают в ловушки, ими же и расставленными. И здесь ты сам решаешь, жалеть их или нет.