Найти в Дзене
ГалопомПоЕвропам

«Трамвай «Желание», который переехал её жизнь. Как роль в оскароносном фильме свела с ума и погубила Вивьен Ли

Она похожа на улитку, раздавленную безжалостным каблуком случайного прохожего. Жеманится, прижимает платок к лицу, отводит глаза, извивается, пытаясь избежать прямого взгляда, яркого света – будто улитка, пугливо прячущая свои антеннки от грубого прикосновения. Тянет за собой воспоминания о погибшей любви, безвозвратно ушедшей юности, утраченном блеске, судорожно хватаясь за осколки иллюзий и пытаясь укрыться в них – как пытается несчастная улитка скрыть уязвимое тельце в смятой скорлупке своей раковины. Падший ангел Бланш Дюбуа... Вы скажете раздражённо: а почему мы должны ей сочувствовать? Ей, родившейся в аристократической семье, отметившейся лишь тем, что представители этой семьи из поколения в поколение бездарно растрачивали фамильное состояние, а она завершила разрушительную работу, утратив родовое гнездо. Ей, изнеженной, привыкшей к роскоши, поклонению, фимиаму и сломавшейся при первом столкновении с реалиями жизни. Вздорной увядающей женщине, не нашедшей ничего лучше, чем пусти
Оглавление

Она похожа на улитку, раздавленную безжалостным каблуком случайного прохожего. Жеманится, прижимает платок к лицу, отводит глаза, извивается, пытаясь избежать прямого взгляда, яркого света – будто улитка, пугливо прячущая свои антеннки от грубого прикосновения.

Тянет за собой воспоминания о погибшей любви, безвозвратно ушедшей юности, утраченном блеске, судорожно хватаясь за осколки иллюзий и пытаясь укрыться в них – как пытается несчастная улитка скрыть уязвимое тельце в смятой скорлупке своей раковины.

Падший ангел Бланш Дюбуа...

Трамвай «Желание». Драма по одноимённой пьесе Теннесси Уильямса. Кинокомпании Warner Bros., Charles K. Feldman Group, 1951. Режиссёр Элиа Казан. В роли Бланш Дюбуа Вивьен Ли
Трамвай «Желание». Драма по одноимённой пьесе Теннесси Уильямса. Кинокомпании Warner Bros., Charles K. Feldman Group, 1951. Режиссёр Элиа Казан. В роли Бланш Дюбуа Вивьен Ли

Вы скажете раздражённо: а почему мы должны ей сочувствовать? Ей, родившейся в аристократической семье, отметившейся лишь тем, что представители этой семьи из поколения в поколение бездарно растрачивали фамильное состояние, а она завершила разрушительную работу, утратив родовое гнездо.

Ей, изнеженной, привыкшей к роскоши, поклонению, фимиаму и сломавшейся при первом столкновении с реалиями жизни.

Вздорной увядающей женщине, не нашедшей ничего лучше, чем пуститься во все тяжкие, крутя пошлые интрижки с многочисленными случайными мужчинами в номерах третьеразрядного отеля, тёмные коридоры и пыльные закоулки которого украли остатки её репутации.

-3

Учительнице английского, с позором изгнанной из школы за роман с семнадцатилетним юношей. Бездельнице, неврастеничке, имеющей явные проблемы с алкоголем!

За что мы должны её жалеть? За то, что, потерпев фиаско, Бланш приехала к своей сестре, живущей с мужем в бедном квартале Нового Орлеана, в надежде пожить на всём готовом, не тратя ни цента и не думая о будущем?

Сломленная, потерянная, ранимая, она лжёт и пытается прикрыть свой позор этой ложью, как прикрывают наготу лохмотьями разорванного платья.

Так легко её осудить! Так велик соблазн бросить в неё камень – ведь Бланш совершила столько ошибок, она неосмотрительна, слаба, порочна и каждым своим словом, каждым поступком будто сама подставляется под удар!

Стелла Ковальски, сестра Бланш, жена Стэнли – Ким Хантер
Стелла Ковальски, сестра Бланш, жена Стэнли – Ким Хантер
Стэнли Ковальски, продавец автозапчастей (Марлон Брандо)
Стэнли Ковальски, продавец автозапчастей (Марлон Брандо)
-6

Драматург Теннесси Уильямс, как мне кажется, неслучайно создал такой сложный и противоречивый образ главной героини и поставил её в столь неоднозначные условия. Бланш Дюбуа – роскошный тепличный цветок, который жизнь превратила в «ромашку, сорванную несколько дней назад», поникшую и потерявшую свежесть, оказывается в доме сестры Стеллы и её мужа Стэнли Ковальски.

Грязное убогое захолустье, застроенное обшарпанными домами, под окнами которых кричат зазывалы и уличные торговцы, а потные работяги коротают вечера за картами, пивом и игрой в боулинг. Чтобы оказаться в этой дыре, нужно сесть в трамвай «Желание», потом пересесть на трамвай «Кладбище», проехать шесть кварталов и выйти на Елисейских полях. Символично, неправда ли?

-7
-8
-9

Бланш, воспитанная в образованной семье, выросшая среди красоты и эстетики, поражена окружающим её убожеством. Но более всего изумлена переменами, произошедшими в сестре.

Её малышка Стелла буквально порабощена любовью к своему мужу – великолепному, сильному, статному как красивое животное, грубому, неотёсанному Стэнли Ковальски. Это неотразимое чудовище руководствуется исключительно животными инстинктами, он примитивен как варвар и бравирует своим невежеством.

«Правда, он великолепен? Я с трудом выдерживаю, когда его нет одну ночь, а когда он уезжает на неделю я почти схожу с ума. А когда он возвращается, я плачу у него на коленях». Стелла Ковальски
«Правда, он великолепен? Я с трудом выдерживаю, когда его нет одну ночь, а когда он уезжает на неделю я почти схожу с ума. А когда он возвращается, я плачу у него на коленях». Стелла Ковальски
-11
-12

Два абсолютных антипода оказываются в четырёх стенах на маленьком клочке пространства: рафинированная изысканность (правда, порядком поистрепавшаяся и полинявшая) противостоит изощрённой дикости, развалившейся во всей своей победной мощи. Манерность, жеманство, сентиментальность, великосветские замашки и бесконечные фантазии Бланш вызывают ярость Стэнли, для которого жизнь элементарна и открывается просто, как ящик. На фоне её болезненной надломленности ещё ярче проступает топорность, невоспитанность и хамство этого мужлана.

Хотя, с другой стороны, в чём Стэнли неправ? Сестра жены ест его хлеб, хлещет его виски, да ещё за его же спиной настраивает Стеллу против. «Он ведет себя как животное. Тысячи лет прошли мимо него, и вот он, Стэнли Ковальски! Не оставайся с животными!» – убеждает Бланш сестру.

-13
-14
-15

Её мучают призраки прошлого, и постепенно в истерзанном сознании стирается грань между вымыслом и реальностью. «Я угасаю», – говорит Бланш. Каким спасением становится для неё влюблённость друга Стэнли Гарольда Митчелла! Льстя себя надеждой, что Митч женится на ней, Бланш выстраивает перед ним воздушные замки из лжи и недосказанности, пытаясь соблюсти рамки образа неприступной светской красавицы строгих правил.

«Расщелина в скале мира, где я могла бы спрятаться» – так обращается измученная Бланш к своему рыцарю. Но её чаяниям не суждено исполниться: Стенли открывает другу глаза на истинное прошлое Бланш, вытаскивает н свет всю неприглядную изнанку её поломанной хрупкой жизни, и гордится тем, что благодаря ему Митч «не собирается прыгать в аквариум, полный акул».

Гарольд «Митч» Митчел, друг Стэнли (Карл Молден)
Гарольд «Митч» Митчел, друг Стэнли (Карл Молден)
-17
-18

Конфликт двух разных миров на наших глазах превращается в трагедию. В азарте необузданной жестокости Стэнли, видя, что личность Бланш совершенно раздавлена, «добивает» её не только словесно, но и не гнушается насилием над ней.

Остатки разума несчастной Бланш угасают, и она погружается в пучину безумия. Будущее падшего ангела – мрачные стены психиатрической лечебницы, куда её без тени сожаления отправит этот человекообразный скот, а жалость Стеллы слишком пассивна, чтобы спасти сестру от неминуемой гибели.

-19
-20
-21

Кажется, в этой трагической развязке и должен блеснуть луч истины. Кто здесь более ненормален – раздавленная жизнью, изувеченная грузом собственных заблуждений и слабостей Бланш Дюбуа, или вальяжный, самоуверенный, безжалостный, кичащийся своей принципиальностью Стэнли Ковальски?

Оправданны ли душевная чёрствость и бессердечие, если они направлены на борьбу с чьей-то ложью и выдумками? И кто по-настоящему порочен – те несовершенные, слабые, неспособные противостоять своим соблазнам, или мы, благополучные, высокоморальные, психически и физически полноценные, но лишённые сомнений, сострадания и милосердия?

«В конце концов, очарование женщины – наполовину иллюзия». Бланш Дюбуа
«В конце концов, очарование женщины – наполовину иллюзия». Бланш Дюбуа
-23

«Привязали старую консервную банку к хвосту котенка», – устало и обречённо говорит Бланш, ничуть не удивляясь извечной людской жестокости. Да, она часто скрывается под маской небрежности, бестактности или благих побуждений.

В одном бедная Бланш совершенно уверена: «Намеренную жестокость не прощают!» Это настоящее уродство, настоящая душевная болезнь, вот только такие душевнобольные беспрепятственно ходят среди людей и считают себя абсолютно нормальными.

-24
-25

Когда режиссёру Элиа Казану предложили кандидатуру Марлона Брандо на роль Стэнли Ковальски, тот засомневался: 26-летний актёр никому не был известен, к тому же по возрасту был моложе героя пьесы. Решив отправить претендента на утверждение лично драматургу, Казан выслал Брандо денег на билет до Провинстауна, где жил в то время Теннесси Уильямс.

Брутальный красавчик прокутил в Нью-Йорке всё до последнего цента, три дня добирался до Провинстауна автостопом и предстал перед Уильямсом в своих обычных футболке и джинсах. Его яростная энергетика буквально сдула с кресла автора пьесы, и уже на следующий день Уильямс в полном восторге кричал в трубку Элиа Казану, что Брандо просто восхитителен. «Марлона мне послал Господь», – без тени сомнения говорил он.

-26
-27

В отличие от Брандо Вивьен Ли уже пережила свой звёздный час, сыграв роль Скарлетт О’Хара в знаменитом киноромане «Унесённые ветром». Вряд ли, любуясь этой блистательной красавицей, можно было усмотреть в ней актрису, способную воплотить на сцене трагедию искалеченной души.

Однако Вивьен Ли в 1945 году пережила глубокую личную драму: долгожданная беременность закончилась выкидышем, и актриса, и прежде не отличавшаяся крепкой психической конституцией, впала в глубокую депрессию. Однажды она набросилась на Лоренса Оливье с кулаками, оскорбляя его словесно, и атаковала мужа до тех пор, пока без сил не упала на пол, заливаясь слезами.

-28
-29

С приступами неконтролируемого гнева столкнулись и партнёры актрисы по съёмочной площадке. После таких припадков Ли очень раскаивалась и извинялась перед коллегами.

Кстати, Элиа Казан относился к Вивьен с большим скепсисом, считая, что у неё нет большого таланта. Однако стоило появиться в кадре прекрасной «раненой бабочке» Бланш Дюбуа с её изломанной грацией, лихорадочно горящими глазами и манким голосом, в котором прорывалось страдание, и режиссёр изменил своё мнение. «Она бы стала ползать по разбитому стеклу, если бы думала, что это поможет ей лучше исполнить свою роль», – сказал он.

-30

Раз за разом повторяя свои монологи, проживая трагедию отвергнутой людьми и страдающей женщины, судорожно пытающейся казаться нормальной в то время, как её разум поглощало неслышно подкравшееся безумие, Вивьен Ли стирала грань между театральным образом и реальной жизнью, играя саму себя и обнажая свой недуг.

Читайте также:👗

«Бланш Дюбуа женщина, которая потеряла всё. Она трагическая фигура, и я её понимаю. Но каждый раз играя её, я погружаюсь в безумие. Девять месяцев я была Бланш Дюбуа, и она до сих пор управляет мною», – признавалась актриса.

«…Ни твердости, ни особой самостоятельности за мной никогда не водилось. А слабым приходится искать расположения сильных, Стелла. Их дело – манить к себе, влечь, и расцветка им нужна нежная, как пыльца на крылышках у бабочек, она должна привораживать… Если больше нечем расплатиться… за ночь приюта. Вот я и была не так уж добродетельна в последнее время. Я искала приюта, Стелла. То под одной крышей, которая не умела хранить секретов, то под другой… Бушевала буря, все время ненастье, и меня закружило в этом вихре. Разве с этим кто-нибудь посчитался?» Теннесси Уильямс. Трамвай «Желание»
«…Ни твердости, ни особой самостоятельности за мной никогда не водилось. А слабым приходится искать расположения сильных, Стелла. Их дело – манить к себе, влечь, и расцветка им нужна нежная, как пыльца на крылышках у бабочек, она должна привораживать… Если больше нечем расплатиться… за ночь приюта. Вот я и была не так уж добродетельна в последнее время. Я искала приюта, Стелла. То под одной крышей, которая не умела хранить секретов, то под другой… Бушевала буря, все время ненастье, и меня закружило в этом вихре. Разве с этим кто-нибудь посчитался?» Теннесси Уильямс. Трамвай «Желание»
-32

«Трамвай «Желание» собрал множество кинонаград, в том числе премии Венецианского кинофестиваля в 1951 году, а также четыре премии «Оскар» в 1952. Автор одноимённой пьесы драматург Теннесси Уильямс был удостоен Пулитцеровской премии за свой шедевр.

Незадолго до смерти Вивьен Ли, страдавшая биполярным расстройством, признавалась, что именно роль Бланш Дюбуа привела её к безумию. Красивейшая женщина и великая актриса умерла в 1967 году, ей было всего 53.

«Она (Вивьен Ли) была незабываемо красива, одна из величайших красавиц экрана, но она также была совершенно беззащитна, и её собственная жизнь была очень похожа на жизнь раненой бабочки Теннесси... Как и Бланш, она спала почти со всеми и начала деградировать умственно и буквально на глазах изнашиваться физически. Если бы не Ларри Оливье, мне следовало бы дать ей хорошего пинка под зад». Из воспоминаний Марлона Брандо
«Она (Вивьен Ли) была незабываемо красива, одна из величайших красавиц экрана, но она также была совершенно беззащитна, и её собственная жизнь была очень похожа на жизнь раненой бабочки Теннесси... Как и Бланш, она спала почти со всеми и начала деградировать умственно и буквально на глазах изнашиваться физически. Если бы не Ларри Оливье, мне следовало бы дать ей хорошего пинка под зад». Из воспоминаний Марлона Брандо
-34

Марлон Брандо в нескольких интервью признавался, что ненавидит своего персонажа и не хочет, чтобы его ассоциировали с бешеным зверем по имени Стэнли Ковальски.

-35

Вас может заинтересовать:

Ранее:

Далее:

©ГалопомПоЕвропам

Все права защищены. Копирование материалов без указания источника запрещается

-36
-37
-38
-39
-40
-41