Автор очерка Газим Шафиков. (Текст отредактирован – исправил «неточности»). Эпизод из статьи «Вдохновенное творчество». Журнал АГИДЕЛЬ, 2, 2004 год..{Дословный перевод с башкирского Халисы Мухамадеевой). Текст большой и для меня дорогого стоит!
«Опубликованные в «Советской Башкирии» очерки, оказалось, не оставили безразличными работников культуры. Один из них - тогдашний руководитель [главной редакции кинопрограмм] Башкирского телевидения Ренат Хаматович Нуруллин. Именно он предложил мне написать сценарий о Хадии Давлетшиной. В его планах была съемка художественно-публицистического фильма. Своего рода подвиг по тем временам. Исходя из возможностей (финансы, техническое оборудование), он смог бы заснять и полнометражный художественный фильм.
Ведь он человек, всецело отдавший себя любимой профессии, способный объять необъятное. Добился отражения реалий тех далеких лет без прикрас, почти как есть на самом деле. Нашел старинные фотографии, предметы быта, еще что-то из глубины истории. Не считаясь со временем, работал [в Красногорском архиве кино-фотодокументов СССР], представил перед нашим взором кинокадры с видами прежней Уфы, домов культуры, афиш на деревянных заборах, трамваев , движущихся по улице Ленина и т.д.. Особенно захватывают дух фотографии известных писателей. Вот они беседуют, вот [подписывают книги] своим читателям. Перед нами Председатель Союза писателей Башкортостана, с орденом Ленина на груди, Сайфи Кудаш, вот Рашит Нигмати, вот Гариф Гумар... Все они вдохновлённые, умиротворённые. Но , мне кажется, не на них сосредоточено основное внимание режиссера. Он просит разрешения у руководства республики еще на несколько дней продлить свои поиски.
Руководство же не совсем довольно этими чрезмерными «копаниями». Но все же соглашается с поездками в госархив Подмосковья. А через неделю Ренат Нуруллин наткнулся на то, что так долго искал! Кадры, на которых запечатлен ход Первого съезда писателей в Москве! Среди писателей- как и предполагалось, Хадия Давлетшина. Вот они, кажущимися тогда пророками народу страны знакомые лица: Максим Горький, Алексей Толстой, Всеволод Вишневский, Александр Корнейчук, Константин Федин, Александр Фадеев, Михаил Шолохов, Борис Пастернак. Через счастливую московскую толпу прорываются вперед и другие...
И вот... - среди них показалась худощавая, миловидная женщина. Одета в старенькое осеннее пальто, на голове берет. Неожиданно камера наезжает на ее лицо… и мы с потрясением узнаем в этой женщине Хадию Лутфулловну Давлетшину. Да, это она самая - единственная «Женщина Востока», избранная на первый такой большой форум писателей нашего Отечества. Чтобы найти этот кадр стоило сидеть в архивах не неделю, месяцы, а даже год! Он украсил фильм, придал ему достоверность. Но, к сожалению, эти старания не были соответствующе оценены руководством [Гостелерадио Башкирской АССР].
Об этом еще будет сказано. Кроме этого, Ренат Хаматович внес в фильм еще несколько неоценимых сцен. Например, телеграфисты имеют дело с настоящими «аппаратами», каких сейчас днем с огнем не сыщешь.
Съемочная группа побывала в родной деревне Хадии Давлетшиной Хасан Самарской области, запечатлела быт людей, нашла там двух бабушек , которые знали Хадию Лутфулловнув в детские и подростковые годы, взяла у них интервью.
Мало того, режиссер добился разрешения в [ГУИН (Главное управление наказаний)] для посещения особо секретного концлагеря «Дубравлаг» .В данном лагере в Мордовии Хадия Давлетшина провела четыре года. С ней же вместе там находилась жена известного писателя Даута Юлтыя - Фатима Гильмановна.
Ренат Нуруллин (сейчас его нет в живых [???] ) повез с собой в «Дубравлаг» [бывший Темлаг] и сына [известного башкирского поэта] Даута Юлтыя Тана-агая. Оказалось, Тан-агай был там в детстве, к матери ездил. Общими усилиями нашли барак, где жили арестанты. [В фильме принимала участие еще одна сокамерница Хадии Давлетшиной в Уфимской тюрьме], проживающая ныне в Белебее Елена Степановна Журбенко. Память у нее оказалась живой, сама человеком открытым, так она рассказала не только о том, как «сидели в тюрьме… и о Хадии Давлетшиной.
Надо отметить, что режиссер пригласил на роль Хадии Давлетшиной - известную актрису Тансулпан Бабичеву, которая очень похожа на свою героиню. Ренат Хаматович снимает ее в образе Хадии в разных впечатляющих эпизодах: на [пароме] среди многих других женщин, Хадия в старом двухэтажном деревянном доме, там она пишет свое последнее произведение, перебирает полученные письма, там же пишет письмо подруге. Затем направляется через крутой перевал в библиотеку. Кстати, та же библиотекарша работала во время съемок. Она простым, но впечатляющим языком рассказывает о скромной и миловидной, бережно относящейся к книге женщине. Тогда она и представить не могла, что это была писательница.
Фильм начинается с показа заседания суда. Там пытаются выяснить настоящего автора повести «Мурадым» [издана под другим именем]. Все это придает фильму Нуруллина некоторую грусть, трагизм.
Слов нет, нелегко было работать над сценарием. Благо, было много отснятых заранее кадров, - многое добыто самим Нуруллиным, - все это немного облегчило задачу.
Скажу откровенно - время работы над данным фильмом останется самым вдохновенным периодом моего творчества.
Ренат Хаматович не остановился на этом. Он договорился [с] соответствующими людьми [из] Центрального телевидения, и мы выехали в Москву на Всесоюзную презентацию. По Центральному телевидению сначала выступил я, потом - Ренат Нуруллин. Без ложной скромности скажу, там искренне удивились ораторскому искусству гостей из глубинки, отметив, что мы ничем не хуже столичных “беркутов”. И фильм получился замечательный. Его неоднократно показывали и по Центральному телевидению, и у нас.
А сейчас - о досадном, вернее, о ненавистном событии. После создания и показа такого прекрасного фильма, в удивление всем, Рената Нуруллина вынудили уйти [из] Башкирского телевидения. Почему, с какой целью? Оказалось, что он [не согласился с купюрами в фильме] и в скором времени был подписан приказ о его увольнении.
И ни у кого в мыслях не было тогда, что таких режиссеров у нас доселе не было и не будет в будущем. Вопиющая несправедливость. К сожалению, не первая и не последняя.
Такова судьба фильма «Хадия», имеющего высокий рейтинг среди наших телевизионных фильмов".
Художественно-публицистический полнометражный фильм о трагической судьбе выдающейся башкирской писательницы Хадии Давлетшиной.
( В фильме использовались оригинальная музыка Cалавата Низамутдинова и киносъёмка в "Дубравлаге", - бывших темниковских лагерях, в так называемой "зоне", - впервые для показа на советском телевидении и по специальному разрешению ГУИН).
Эфир состоялся по Центральному телевидению ( 1990 год ).
Спасибо, что читаете меня. Если понравилось или задумались, поставьте – ЛАЙК ! Вам несложно, а проекту – стимул и дальнейшее развитие.
Подписывайтесь на мой канал в Яндекс Дзене. Комментируйте. Удачи в делах и побольше адекватных людей вокруг !