Побеседовав с преподавателями, которые являются носителями Турецкого языка, я попыталась выяснить какими базовыми правилами (на турецком - Türkçenin temel kuralları) должен владеть ученик, проходящий обучение в турецких образовательных учреждениях. Мы вместе попытались выделить несколько основных позиций, необходимых для стартового обучения.
Один из педагогов сказал следующее (высказывание показалось мне интересным, поэтому привожу его дословно):
- "Yazım kuralları, bir dili kullanırken yazıda ve söyleyişte kişiden kişiye farklı anlamlar oluşmaması için belirlenen ve herkes tarafından benimsenen kurallardır." - Правила правописания необходимы для того, чтобы при использовании языка не возникало различных значений в письме и произношении от человека к человеку.
- "Dilimizi güzel kullanmak, söylemek istediklerimizi iyi anlatabilmek için yazım (imlâ) kurallarını bilmemiz gerekmektedir. Bu, bize sadece sınavlarda değil, günlük hayatta da kolaylık sağlayacaktır. Çünkü ömrümüz yazılarla iç içe geçmektedir". - Чтобы хорошо использовать наш язык и хорошо понимать то, что мы хотим сказать, нам необходимо знать правила орфографии. Это обеспечит нам удобство не только на экзаменах, но и в повседневной жизни. Потому что наша жизнь переплетается с писаниями.
Это "выжимка" из опроса педагогов - что, согласно их точке зрения, наиболее "хромает" у начинающих (учащихся, для которых турецкий язык не является родным).
Предлагаю вашему вниманию результаты нашего мини-исследования.
1. Заглавные буквы (Büyük Harflerin Kullanıldığı Yerler)
1.1. Начало предложения:
Elindeki kitabı bize tanıttı. - Он показал нам книгу, что была у него в руках.
Kapıyı altmış yaşlarında bir teyze açtı. - Дверь открыла "барышня" лет тридцати.
1.2. Фразы, которые цитируются кем-то другим в предложении и заключаются в кавычки, начинаются с заглавной буквы:
Babam kardeşime seslendi: “Ayşe, gelirken bıçakla çatal da getir!“ - Мой отец позвал мою сестру: "Айше, принеси по дороге нож и вилку!“
Sabri Bey: “Sabah erkenden yola çıkalım.” dedi. - Сабри-бей сказал: "Давай отправимся в путь рано утром.”
1.3. Предложения после двоеточия начинаются с заглавной буквы:
Size tavsiyem şu: Her zaman düzenli çalışın. - Мой вам совет: всегда работайте регулярно.
Rafta ne yok ki: konserveler, şekerler, kutular. - Чего нет на полке: консервы, конфеты, банки.
2. Написание чисел цифр (Sayıların Yazımı)
2.1. Цифры в простом повествовательном тексте:
Üç ay sonra İzmir’e gideceğim. - Через три месяца я поеду в Измир.
Bu gelenek bin yıldır sürüyor. - Эта традиция существует уже тысячу лет.
2.2. Время и деньги используюут цифры:
Bugün okula saat 11.00’de gideceğiz. - Сегодня мы идем в школу в 11:00.
Manavdan 5 kg soğan aldık. - Мы купили в продуктовом магазине 5 кг лука.
ВНИМАНИЕ!
- часы и минуты ПРОПИСЫВАЮТСЯ в тексте
Saat dokuzu beş geçe - Пять минут девятого вечера.
- суммы, связанные с деньгами, и числа в коммерческих документах, таких как векселя, чеки и т. д., записываются лигатурой. Цель состоит в том, чтобы предотвратить последующие изменения или дополнения в документе.
675,53 (altıyüzyetmişbeşTL) - 675,53 (шестьсот семьдесят пять турецких лир)
2.3. Порядковые числительные (либо с точкой после себя, либо через апостроф и аффикс):
15./ 56./ 15’inci/ 56’ncı - 15-тый/ 56-ой
3. Правописание сложных слов (Birleşik Kelimelerin Yazımı)
3.1. Составные слова, подвергающиеся выпадению звука, пишутся слитно:
cumartesi (cuma ertesi) - суббота (следующий за пятницей)
nasıl (ne asıl) - как (что на самом деле)
niçin (ne için) - почему
kaynana (kayın ana = kayın valide) - теща/ свекровь (в переносном смысле - древо женского рода, родоначальница семьи)
birbiri (biri biri) - друг друга/ друг за другом (один за другим)
3.2.
Сложные составные слова пишутся слитно, когда оба или второе из слов претерпевают изменение значения во время соединения:
kedigözü (lamba) - задний фонарь (автомобиля)/ дорожный знак, покрытый фосфоресцирующей краской
aslanağzı (çiçek) - львиный зев (цветок)
tavukgöğsü (tatlı) - молочный пудинг из куриного мяса
narçiçeği (renk) - гранатовый
camgöbeği (renk) - сине=зеленый оттенок
alinazik (yemek) - блюдо турецкой кухни из баклажан
kavuniçi (renk) - цвет дынный, темно-желтый
- Üzerine narçiçeği bir gömlek giymişti. - На нем была рубашка гранатового цвета.
3.3. Глаголы, образованные аффиксами -a, -e, -i, -i, -u, -ü пишутся слитно.
yapabilmek - уметь делать что-то
uyuyakalmak - просыпаться и снова засыпать
gelivermek - приходить и уходить
düşmeyegör - не падать (духом, настроением)
alabildiğine - вовсю
gidedurmak - оставить в покое
düşeyazmak - списывать со счетов
- Senin için bütün zorluklara katlanabilirim. - Я могу вынести все трудности ради тебя.
3.4. Сложные слова, пишущиеся раздельно:
Составные глаголы, образованные вспомогательными глаголами etmek, edilmek, eylemek, olmak, olunmak
4. Написание союза «de/da» (“de / da” Bağlacının Yazımı)
Союз «да, де» пишется раздельно. Он подчиняется гармониям гласных в зависимости от последней гласной предшествующего ей слова. При его изъятии из предложения смысл предложения не искажается:
- Durumu ona da bildirdi. - Он также сообщил ей о ситуации.
- Kardeşi de gelecekmiş. - Его брат тоже придет.
5. Правописание союза «ki» (“ki” Bağlacının Yazımı)
Союз «ки» пишется раздельно. Когда оно удаляется из предложения, в предложении нет искажения:
Böyle de olmaz ki! - Так тоже не может быть!
Erken çıkalım ki yemeğe yetişelim. - Давай уедем пораньше, чтобы успеть к ужину.
ИСКЛЮЧЕНИЯ:
sanki - будто
illaki - обязательно
mademki - раз так, коль уж, поскольку
belki - возможно
oysaki/ halbuki - в то время как
çünkü - потому что
meğerki - разве что.../ если что...
6. И некоторые слова, в написании которых часто допускаются ошибки.
На сегодня это все.
Надеюсь информация в этой статье была вам полезной.
Увидимся в следующих выпусках. Görüşürüz.
Автор канала TR Belgin Cömert.
Возможность оставлять комментарии ОТКЛЮЧЕНА.
Для того, чтобы оставить комментарий - на титульной странице канала есть РАЗДЕЛ "Обратная связь".
Ссылка: https://dzen.ru/b/ZbRkC_WVK0B_s_D7?share_to=link
#турецкийязык #правилатурецкогоязыка #турецкийязыкдляначинающих
#грамматикатурецкогоязыка #орфографиятурецкогоязыка