26 октября президент РФ Владимир Путин провёл совещание по вопросам развития космической отрасли и встречу с молодыми учёными и специалистами космической отрасли. В материале собрали заявления и поручения, озвученные на мероприятиях.
Орбитальная группировка
Владимир Путин указал на необходимость в предельно короткие сроки кратно увеличить численность действующей российской орбитальной группировки (до 2 тысяч) и наладить серийное производство спутников. Необходимо привлекать в отечественную космическую отрасль частные компании и разработать соответствующие стимулы.
«Важно максимально полно использовать потенциал частного бизнеса, расширять его доступ к испытательным полигонам и другой инфраструктуре, необходимой для выпуска и тестирования спутников и их компонентов, что позволит, безусловно, ускорить путь от инноваций до массового продукта».
Нацпроект и космические сервисы
До 1 июля 2024 года необходимо разработать и утвердить новый нацпроект, ставящий целью формирование суверенной отечественной индустрии космических сервисов, технологий и продуктов.
«Отмечу, что работу в сфере беспилотных авиасистем мы уже ведем в рамках соответствующего национального проекта. Такой комплексный механизм существенно повышает эффективность совместных усилий по формированию этого нового сектора отечественной экономики, обеспечивает межотраслевое рассмотрение вопросов его развития. И, безусловно, нацпроект позволяет собрать в единый кулак уникальные компетенции наших научных, инженерных школ, ресурсы государства и частного бизнеса, системы образования и подготовки кадров. Такие же подходы считаю необходимым использовать и в развитии космического сектора отечественной экономики. В этой связи прошу правительство до первого июля 2024 года разработать и утвердить соответствующий национальный проект, нацелить его на формирование мощной суверенной отечественной индустрии космических сервисов, технологий и продуктов».
В короткие сроки для граждан, бизнеса и органов власти необходимо увеличитьдоступность ключевых космических сервисов (напр. геоинформационные продукты и технологии в области дистанционного зондирования Земли), покрытие качественной связью всей территории России. Это поможет открыть «путь для более эффективного решения задач в области экологии и климата для развития наших территорий и расширения транспортно‑логистических коридоров, в том числе Северного морского пути».
Экспорт космических сервисов в страны ШОС и БРИКС
Необходимо активнее развивать экспорт космических услуг в страны СНГ, ЕврАзЭС, ШОС и БРИКС. Статус стран будет зависеть от развитости космической сферы.
«Сегодня всё активнее развиваются рынки Азии, Африки, Латинской Америки. Масштабные социальные и экономические планы и у наших партнеров по СНГ, ЕврАзЭС, ШОС, БРИКС, других объединений. Они готовы формировать новые сегменты экономики, увеличивать свой технологический потенциал. И, конечно, Россия должна это стремление поддержать, нам здесь есть что предложить».
Луна, «Луна-25» и «Луна-26»
Инцидент с «Луной-25» расстроил В. Путина, при этом президент отметил, что «ошибки есть ошибки, здесь такая сложная сфера деятельности». Он назвал это отрицательным опытом, который будет использован во избежание ошибок в будущем.
Исследование Луны будет продолжатся. Один из участников встречи Денис Демин указал, что команда проекта «Луна-25» тщательно анализирует произошедшие ошибки и технические решения, которые планируются для дальнейших миссий. Допускать перерыв в лунной программе нельзя, чтобы снова не потерять накопленные компетенции.
Президент задал вопрос главе «Роскосмоса» Юрию Борисову о запуске следующей лунной миссии. По его словам, запуск аппарата «Луна-26» может быть сдвинут на 2027 год.
Бюрократия в ракетной области
Отечественной ракетно‑космической отрасли необходимо «разбюрокрачивание» и расчистка. Участник встречи Антон Куликов указал на проблему бюрократической нагрузки на отрасль, отсутствие гибкости и чрезмерный контроль там, где этого не нужно. В. Путин отметил необходимость адаптации нормативной базы к современным реалиям и «расчистке нормативных завалов, которые были созданы за многие десятилетия».
Льготы для работников космической отрасли и ЗАТО
Для космической отрасли необходима своя система льготирования, которую нужно обсудить с Минфином и Правительством. В. Путин указал на важность удерживания молодых специалистов в отрасли, в том числе путём внедрения льготной ипотеки. Правительству будет поручено подготовить список поддерживающих мер. Кроме того, В. Путин признал, что зарплаты работников отрасли должны быть больше, и он был удивлён, когда ознакомился с уровнем оплаты труда.
Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), где работают специалисты ракетно-космической отрасли, получат инфраструктурное развитие.
Финансирование «Амур‑СПГ»
В. Путин изучит вопрос сокращения финансирования проекта многоразовой ракеты «Амур‑СПГ». Президент считает проект очень важным как «в народном хозяйстве», так и с точки зрения решения вопросов в сфере безопасности. Начальник сектора проектных параметров и проектной прочности ракет носителей АО «РКЦ Прогресс» Александр Кветкин попросил президента помочь в продвижении темпов разработки многоразовой ракеты‑носителя.
Пилотируемая космонавтика, РОС и МКС
Необходимо не допускать разрывов в развитии пилотируемой космонавтики и делать всё своевременно. Работа должна проходить ритмично, чтобы на смену отжившей себя МКС вовремя вовремя пришла новая станция (РОС, Российская орбитальная станция), а не один сегмент. РОС призвана стать форпостом России для изучения и покорения вселенной, поэтому станция должна максимально обеспечивать интересы страны в сфере безопасности и экономики.
Платные услуги «Роскосмоса»
Президент предложил рассмотреть вариант сделать услуги «Роскосмоса» платными, а полученные средства направлять на развитие спутниковых группировок. Сейчас госструктуры получают услуги и продукты безвозмездно, из‑за чего частным компаниям сложно получить доступ к госзаказу. Такая практика «искажает» конкуренцию.
«Сфера» и оговорка
Проект «Сфера» был назван из‑за оговорки. Изначально он носил название «Эфир».
«Изначально она („Сфера“) называлась „Эфир“, но я на одном из публичных выступлений оговорился и сказал „Сфера“. Приехал в Кремль и бывшему начальнику руководителю Роскосмоса сказал — извини, я оговорился, сказал проект „Сфера“. А он говорит — нет, мы уже всё переписали. Я ещё не успел доехать, а он уже называется „Сфера“».