«Последняя» битловская песня «Now and Then» будет выпущена благодаря технологии искусственного интеллекта. Программное обеспечение, разработанное для документального фильма Питера Джексона «Get Back», было использовано для выделения вокала Леннона из демо-записи, которую он оставил Полу Маккартни
Лаура Снейпс, The Guardian
«Вот он, голос Джона, кристально чистый», — сказал Пол Маккартни. — «Он очень эмоциональный. И тут играем мы все, это настоящая запись Beatles. В 2023 году продолжать работать над музыкой Beatles и выпустить новую песню, которую публика еще не слышала, я думаю, это очень интересно».
Песня «Now and Then» была написана и исполнена Джоном Ленноном в конце 1970-х годов в его доме в особняке Дакота в Нью-Йорке. В 1994 году вдова Леннона Йоко Оно передала демо-запись Полу Маккартни на кассете с надписью «For Paul», на которой также были записаны демо-записи песен Леннона «Free As a Bird» и «Real Love».
Хотя последние песни были дописаны Маккартни, Ринго Старром и Джорджем Харрисоном и выпущены в качестве синглов в рамках проекта «АBeatles Anthology», технологические ограничения привели к тому, что вокал и фортепиано Леннона в «Now and Then» не могли быть разделены для совместной работы с новыми партиями остальных «битлов», и она была отложена на полку.
Более четверти века спустя Джексон использовал программное обеспечение с поддержкой искусственного интеллекта для де-микширования оригинального звука из отснятого Майклом Линдси-Хоггом в 1970 г. материала, на котором Битлз записывают свой последний альбом «Let It Be», для выделения инструментов, вокала и разговоров, и превратил этот звук и изображения в документальный сериал «Get Back».
Затем эта технология была использована для создания нового микса альбома «Revolver» в 2022 году и вдохновила ныне здравствующих участников группы пересмотреть демо-запись Леннона «Now and Then». Джексон и команда звукорежиссеров под руководством Эмиля де ла Рея использовали ту же технику, чтобы изолировать оригинальное вокальное исполнение Леннона от его фортепиано.
Ринго Старр: «Мы были ближе всего к тому, чтобы снова увидеть его в студии, поэтому это было очень волнительно для всех нас. Как будто Джон был там, понимаете".
Маккартни и Старр подготовили новые наработки для песни, в которую вошли гитарные партии, записанные Харрисоном в 1995 году, и струнная аранжировка, написанная Маккартни, Джайлсом Мартином и Беном Фостером. В новую песню были вплетены бэк-вокалы из оригинальных записей песен «Here, There and Everywhere», «Eleanor Rigby» и «Because». Джефф Линн приложил руку к продюсированию.
В июне Маккартни рассказал BBC Radio 4, что для «извлечения» голоса Леннона из кассетной записи был использован искусственный интеллект. «Мы смогли взять голос Джона и получить его в чистом виде с помощью этого искусственного интеллекта», — сказал он. — «После мы сможем микшировать запись, как это обычно делается. Это дает определенную свободу действий».
Его высказывания вызвали опасения, что искусственный интеллект используется для искусственной регенерации отдельных моментов пения Леннона. Впоследствии Маккартни прояснил ситуацию с «путаницей и домыслами», пояснив: «На данном этапе я не могу сказать слишком многого, но для ясности скажу, что ничего не было создано искусственно или синтетически. Все настоящее, и мы все на ней играем. Мы привели в порядок некоторые существующие записи — процесс, который длился годами. Мы надеемся, что он понравится вам так же, как и нам».
О создании песни будет рассказано в 13-минутном документальном фильме, премьера которого состоится в 19.30 по Гринвичу в среду 1 ноября, а 2 ноября песня будет представлена в полном объеме. 3 ноября песня будет выпущена в виде двойного А-сингла вместе с дебютным синглом Beatles 1962 года «Love Me Do», обложку которого оформил поп-художник Эд Руша.
Существование «Now and Then» не стало сюрпризом для поклонников. В 1997 году Маккартни сказал журналу Q, что песня была отложена, потому что Харрисону она «не понравилась».
«У нее было не очень удачное название, ее нужно было немного переделать, но у нее был красивый куплет, и его пел Джон», — сказал он. — «[Но] Джорджу она не понравилась. Beatles — демократическая группа, и мы не стали за это браться». Позже Маккартни уточнил в газете New Yorker, что Харрисон назвал демо-запись Леннона «гребаным мусором».
Вдова Харрисона, Оливия Харрисон, сказала: «В 1995 году, после нескольких дней работы в студии над треком, Джордж счел технические проблемы с демо непреодолимыми и пришел к выводу, что закончить трек на достаточно высоком уровне не представляется возможным. Если бы он был сегодня здесь, мы с [сыном] Дхани знаем, что он от всего сердца присоединился бы к Полу и Ринго в завершении записи "Now and Then"».
Сын Леннона Шон Оно Леннон также прокомментировал создание трека, сказав: «Было невероятно трогательно слышать, как они работают вместе после стольких лет отсутствия отца. Это последняя песня, которую мой отец, Пол, Джордж и Ринго сделали вместе. Это как капсула времени, и мне кажется, что все так и должно было быть».
Физический релиз «Now and Then» также предваряет новые издания сборников, известных как «Red Album» и «Blue Album», расширенные, охватывающие всю дискографию синглов Beatles, с добавлением 12 песен в «Red» и девять в «Blue».