В Эр-Рияд прилетели 8 февраля уже нового 2020 года. Выйдя из здания аэропорта, начали искать такси, чтобы добраться до Эль-Харджа. Это оказалось проблематичным, таксисты, видя, что мы иностранцы, стали заламывать такие высокие цены, что… А мы-то знали примерную стоимость поездки до Эль-Харджа, поэтому не соглашались. Такая же мафия, как в Питере, сказал я своим связистам, наверное, в любой стране мира аналогичная ситуация. Наконец, договорились с одним саудовцем на приемлемую цену, а он созвонился с приятелем насчет второй машины (в одну мы со своими чемоданами и сумками не помещались).
По дороге этот таксист Али развлекал меня рассказами о том, какой он профессионал, работающий уже лет пятнадцать в аэропорте Эр-Рияда, болтал обо всем без остановки.
Когда приехали к отелю в Эль-Хардже и стали разгружаться, недосчитались пакета с тремя блоками сигарет «Мальборо», купленными в дьюти-фри аэропорта Стамбула. А Али уже закрыл крышку багажника. Попросили открыть, чтобы убедиться, остался ли там пакет. Отказался наотрез. Я что – вор, кричал он, не надо меня подозревать в воровстве! Я сказал, что вызову полицию, если не откроешь багажник. Но пока я пытался позвонить в полицию из ресепшена, этот негодяй дал по газам и скрылся. Номер машины мы, к сожалению, не запомнили.
За воровство в Саудовской Аравии карают отрубанием кисти правой руки. Поэтому, как я подумал, этот саудовский воришка, работая в аэропорте и поднаторевший в таких делах, никогда не открыл бы багажник… Для всех нас, уверенных в том, что воровства в Королевстве не существует, это был шок. Все-таки воруют, несмотря на жестокие наказания.
…В Эль-Хардже нам уже было все знакомо: тот же отель, тот же район, военная база. Там нас давно ждали. На следующий день утром к отелю подъехал микроавтобус и через четверть часа мы были на КПП военной базы. Никакого досмотра, как раньше, не было – нам стали доверять. Встречали сержанты со склада аппаратуры связи во главе с начальником, старшим сержантом Абдель Азизом, сухощавым, невысокого роста, 35-летним мужчиной с мусульманской бородкой. Всегда серьезным. Обнялись, как старые друзья. Я вручил ему знаки классности российской армии всех четырех степеней
и объяснил, что они означают, и две плитки шоколада для детей. Два знака он тут же вручил своим подчиненным сержантам Салему и Сами, один оставил себе, а насчет четвертого с буквой «М» (мастер) сказал, что передаст генералу. Мои связисты пошутили: «Ну, теперь проблем у нас не будет!»
И действительно, в этот раз никаких задержек с доставкой средств связи для установки на машины не было. И все необходимое нам привозили бесперебойно.
…К началу марта закончили свою работу. Из Эр-Рияда приехали специалисты для настройки и программирования, и через пару-тройку дней старший группы доложил руководству о завершении нашей миссии в Эль-Хардже. Теперь нам предстоял перелет на крайний юго-запад Королевства в город Хамис Мушейт,
где российские специалисты и переводчики продолжали обучение саудовских экипажей на технике, еще не оснащенной средствами связи.
Хамис Мушейт
Прилетели в Абху, соседний город, центр административного округа Асир, от которого до Хамис Мушейта всего 25 км. Ехали на микроавтобусе четверть часа, и я не заметил, что это - два разных города, было реальное ощущение одного, так как на соединяющей их дороге отсутствовали незастроенные участки – везде дома, много растительности. Как и не было ощущения, что мы оказались на высоте больше двух тысяч метров над уровнем моря. На такой высоте, воздух должен был быть более прохладным, чем в Эль-Хардже, но я этого не почувствовал…
Поселились в отеле «Меркурий», неподалеку от центра города.
После нашей скромной гостиницы в Эль-Хардже этот четырехзвездный отель показался просто «райским» местом: закрытый бассейн, спорткомплекс, сауна, приличный ресторан. Забегая вперед, замечу, что всеми этими услугами мы пользовались всего одну неделю, потом из-за эпидемии коронавируса все закрыли, а еду стали доставлять в номера.
Работали в военном городке сухопутных войск Южного военного округа имени Короля Фейсала. Дорога туда была недолгой и приятной, вначале по улицам с типичной арабской застройкой, среди невысоких зданий диссонансом смотрелся огромный эллипсоид, сверкающий синими стеклами – бизнес-центр. Ближе к военному городку удивило большое количество южноамериканских хвойных араукарий, не говоря уже о традиционных пальмах и фикусов бенджамина. Эти растения, выращиваемые нами как домашние в цветочных горшках, здесь достигают высоты 50-60 метров и больше (араукария),
фикусы - пониже.
Нам предстояло установить средства связи на пять машин, которые использовались здесь для обучения экипажей. Планировали закончить эту работу через пару недель и вернуться домой в Россию.
Работали под гул пролетавших над военным городком истребителей F15
(рядом за горой располагалась авиабаза) в направлении на юг, где в Йемене они наносили ракетные удары по позициям повстанцев-хуситов. База ВВС на высоте около 4-х тысяч метров была спроектирована и построена американцами в 70-х годах, а во время войны в Персидском заливе в 1991 году использовалась авиаций США для бомбардировок Багдада.
Несколько раз йеменские хуситы предпринимали атаки иранскими дронами по саудовским нефтяным объектам, а также пытались нанести ракетные удары по Эр-Рияду, но особого успеха не имели. (28 марта силами ПВО арабской коалиции были сбиты две баллистические ракеты, запущенные с территории Йемена по Эр-Рияду и городу Джизан, южнее Хамис Мушейта).
Напротив нас за искусственным рвом каждое утро из ангаров выезжали БМП «Брэдли», американского производства,
бронемашины французской фирмы «Пежо», другая бронетехника. Саудовские военнослужащие тренировались в вождении боевых машин. Наши преподаватели тоже были при деле – обучали экипажи наших машин. Так и шла работа моих связистов под гул самолетов и рычание двигателей боевой техники.
Хамис Мушейт – город с полумиллионным населением находится посреди оазиса в предгорьях Хиджаза, в зоне умеренного климата летом и дождливого в зимнее время. В очень жаркой Саудовской Аравии это, пожалуй, единственный прохладный район, в котором любят отдыхать обеспеченные жители Королевства.
Название города исторически связано с популярным в этой провинции большим базаром, который шумел здесь каждый четверг (хамис – араб.яз.) и именем эмира Саида Бен Мушейта, назначенного королем Фахдом в 1984 году правителем города.
Благоприятный климат горного оазиса и возможности орошения издавна способствовали развитию сельского хозяйства. Здесь собирают хорошие урожаи пшеницы, ржи, кукурузы, а насчет фруктов вообще райские сады: гранаты, виноград, персики и абрикосы…Жаль, что почти ничего из этих местных фруктов не удалось попробовать. В ближайшем супермаркете «Аль-Райя» были только импортные фрукты, правда, овощей – изобилие.
Возможности познакомиться с городом у нас не было. Лишь через несколько дней после приезда нам предоставили автобус, чтобы посетить «Музей цивилизации» (такое у него официальное название) в соседней Абхе. К тому времени уже начались ограничения в связи с эпидемией коронавируса, и мы сомневались, будет ли он открыт. Вот тогда-то по дороге из Хамис Мушейта в Абху я, наконец, увидел, что мы действительно находимся в горах. На горизонте в нескольких направлениях виднелись горные вершины. Рельеф города напомнил мне Сочи…
В музее нас встретил смотритель Хамуд Абдалла, интеллигентный саудовец средних лет, увлеченный, как я понял, своим делом. Провел нас по залам музея, рассказал про музей и экспонаты. Чего там только не было: старинная аравийская посуда, украшения, стенды с оружием разных времен (среди которых наш советский автомат ППШ), огромное количество наград и знаков разных стран мира…
Некоторые (с ценниками) можно было купить. До сих пор жалею, что не приобрел для коллекции новенькую американскую медаль участника военной кампании в Ираке за каких-то 120 риалов (2 тыс. рублей), показалось дорого. Указал Хамуду на ошибку: подпись на арабском рядом с какой-то румынской наградой означала, что это медаль СССР.
Зашел в пару лавок на территории музея, типа, антикварных. В одной нагромождение предметов недавнего прошлого: граммофоны, кувшины, магнитофоны, всякое старьё… В другой – серебряные украшения грубой работы или китайские…
Через несколько дней был объявлен карантин по всему Королевству и комендантский час в нескольких городах, включая Хамис Мушейт. Мекка и Медина были закрыты полностью на въезд и выезд. После этого мы из отеля почти не выходили, лишь изредка – в аптеку и супермаркет. Все международные авиарейсы из Саудовской Аравии были прекращены…
Несмотря на эпидемию, группа специалистов, по просьбе саудовской стороны, продолжала свою работу. Оставалось провести полевые занятия, вдали от населенных пунктов. И ждать решения по вывозу всей российской группы на родину.
Единственный вариант, предложенный нашим посольством в Эр-Рияде, был присоединиться к вывозному рейсу для российских паломников и студентов исламских университетов в Королевстве, из Джидды до Махачкалы.
Через пару дней после успешных полевых экзаменов двумя военными микроавтобусами выехали в направлении Джидды. Путь предстоял дальний, больше 700 километров от плато предгорий Хиджаза до Тихамы, вдоль побережья Красного моря. По серпантину ехали по перевалам, виды открывались чудесные: скалистые горы, глубокие ущелья, иногда – белоснежные виллы в окружении зеленых деревьев, семейства обезьян-гамадрилов у дороги под скалами… В Джидду приехали спустя девять часов. Город так и не увидели, а на следующий день вылетели в Махачкалу. И попали на две недели в обсерватор. Но это уже другая история…
Владимир Дудченко. Редактировал Bond Voyage.
Другие рассказы автора читайте здесь.
===================================================
Дамы и Господа! Если публикация понравилась, не забудьте поставить автору лайк и написать комментарий. Он старался для вас, порадуйте его тоже. Если есть друг или знакомый, не забудьте ему отправить ссылку. Спасибо за внимание.
===================================================
Желающим приобрести роман "Канал. Война на истощение" с авторской надписью обращаться aviator-vd@yandex.ru
===================================================
Желающим приобрести авантюрный роман "Одиссея капитан-лейтенанта Трёшникова" с авторской надписью обращаться kornetmorskoj@gmail.com
===================================================