Роман "Ужасные дети" (франц. "Les Enfants terribles") был написан в 1929 году. К этому моменту автор уже сформировался как поэт и художник, был знаком с Прустом и Пикассо, призывался на фронт во время Первой мировой войны.
Противоречивость этого произведения будто выставляется напоказ, неоднозначность подчёркивается жирным шрифтом, эстетизируется бесконечно.
Повествование начинается с описаний нескольких улиц, через которые автор как бы подводит читателя к дверям лицея Кондорсе — реально существующему учебному заведению в Париже, в котором обучался и сам Кокто. Кондорсе был основан в 1803 году, до сих пор принимает учеников и считается одним из лучших парижских лицеев.
Повествование начинается с описаний нескольких улиц, через которые автор как бы подводит читателя к дверям лицея Кондорсе — реально существующему учебному заведению в Париже. Кондорсе был основан в 1803 году, до сих пор принимает учеников и считается одним из лучших парижских лицеев, и Жан Кокто является его выпускником. В этом же лицее обучались Поль Верлен и Борис Виан.
Ибо открываются двери маленького лицея Кондорсе напротив дома 72-бис по улице Амстердам, и школьники превращают подворье в свой плацдарм. Это их Гревская площадь. Что-то вроде площади в средневековом понимании, что-то вроде двора чудес, любви, игр; рынок шариков и почтовых марок, трибунал, где вершится суд и казнь
Не стоит ждать "знакомства" с каждым отдельным персонажем – автор ни на миг не отступит от собственного замысла и не нарушит хронологию событий. И всë-таки личностные качества всех действующих лиц будут раскрыты и показаны через диалоги и действия, в отражении мыслей других героев, сквозь призму той или иной ситуации.
Привилегии красоты неизмеримы. Она действует даже на тех, кто её не признаёт
В романе появляются также два безымянных, безликих "персонажа-призрака", неодушевлённые участники повествования — Детская и живущая в ней, но стремящаяся выйти за её пределы Игра.А
Чтобы в дальнейшем избежать пересказа текста, поделюсь своими впечатлениями о прочитанном. Кому-то роман покажется действительно ужасным, в нём можно усмотреть расшатывание нравственных устоев (возможно, так оно и есть). Можно также прочесть жуткую, пугающую историю взросления, попытку отказаться от всего внешнего, "взрослого", навсегда остаться за закрытыми дверями, отделить всё простое и будничное от собственного необыкновенного мира. Повествование, несколько медлительное в начале, к финалу движется безумно быстро, заставляя читателя хвататься за голову, широкими мазками рисуя события счастливые и роковые, переплетая привязанность, дружбу, любовь и смерть.
Завершу свой краткий отзыв одной из самых красивых цитат:
Оба любили, не жаловались и никогда не осмелились бы высказать свою любовь. Во прахе, запрокинув головы, поклонялись они своим кумирам: Агата — юноше из снега, Жерар — деве из стали