Консоли Xbox находятся в удручающем положении. Отгремел последний крупный релиз, и впереди наступает пустота. Тьма поклащает игровое подразделение. Покупка Activision Blizzard не дает никаких перспектив на ближайшие годы. Огромные деньги потрачены в пустоту. Равные условия для всех платформ - единственное значимое изменение, купленное за 70 млрд USD. Крупных релизов нет. А конкуренты не спят.
Предисловие
Уже 8 лет идут истории о том, как великий Фил Спенсер спасает игровую индустрию вообще и консоли Xbox в частности. Все спасает, спасает, спасает... Но воз и ныне там. Не люблю голословные изречения, предпочитаю факты. Если мужик сказал - он должен держать свое слово, а не это ваше... Постараюсь кратко пробежаться по самым главным и значимым изменениям за последние 10 лет.
Презентация Xbox one 2013
Красивый вброс, что регулярно цитируется разными адептами и поклонниками:
После презентации Xbox One продажи Wii U в Великобритании поднялись на 875 %
Новость появилась на сайте "My Nintendo News", крайне ангажированном ресурсе, рекламирующем большую N. Тут стоит понимать, что Wii U - это провальная консоль, которая регулярно висела на скидках, и недельные продажи колебались в диапазоне пары штук (не тысяч или сотен, а просто штук). Скачки продаж при таком раскладе - это обыденность, ни на что не влияющая. Продажа вместо 3 консолей целых 30 - это рост в те самые 875%
TV-TV-TV
Дон Мэттрик - человек, который уничтожил Xbox. И только Фил Спенсер пришел на развалины и потихонечку начал восстанавливать консольное подразделение. Любимая байка всех псевдо-фанатов. Простая статистика за 2014 год. Цитирую Wiki, чтобы не было разночтений:
12 ноября 2014 года, Microsoft сообщила о 10 миллионах поставленных ритейлерам единиц по всему миру
Общие продажи консоли 8 поколения составили:
В юридических документах, относящихся к планируемому приобретению Activsion Blizzard, Microsoft сообщила бразильским регулирующим органам, что по состоянию на август 2022 года продажи Xbox One составляли лишь половину продаж PlayStation 4. Это означает, что количество проданных Xbox One составляет около 58,5 миллионов.
Среднемесячный показатель продажи консоли за первый год - примерно 910 тысяч штук и это по цене заметно выше $500 (на старте был дефицит консолей, и ими барыжили перекупы). Стоит указать, что параллельно продавалась Xbox 360, и общие продажи коробок в этот период еще выше.
Среднемесячный показатель продаж с 1 ноября 2014 года по 30 октября 2020 года составил 670 тысяч штук и это по цене заметно ниже $400 (на распродажах цена падала до $169).
Некоторые скажут, мол, в первый год продажи выше, чем в последующие и будут неправы. Максимальные продажи всегда приходятся на 3-4 год жизненного цикла. Привожу пример открытой статистики PS4
Ни презентация Е3 с TV-TV-TV, ни завышенная цена не повлияли так сильно на консоль, как дальнейшие действия Фила Спенсера.
13 мая 2014 года - день смерти Xbox
Первое решение Фила Спенсера на посту главы Xbox:
Убрать Kinect 2.0 из обязательного комплекта консолей Xbox и снизить официальную стоимость консоли до $400.
С одной стороны - здравая мысль. Дешевле консоль - больше покупают. Только такая тактика работает при монополиях, когда нет конкуренции. До этого события был товар: "Дороже", "Слабее", с "Изюминкой". После этого события товар стал: "По той же цене", "Слабее". До события у консоли были конкурентные преимущества, после - их не стало.
Microsoft Kinect Sensor 2.0
Чтобы понимать суть устройства, стоит привести статистику. Kinect первой версии разошёлся тиражом более 26,4 млн штук. С момента выхода в 2010 году, каждая вторая консоль ДОБРОВОЛЬНО комплектовалась камерой. Безумная популярность. Новая консоль была заточена под использование камеры. Ее интерфейс и большинство функций управления были завязаны на внешнем устройстве.
Пришел Фил и ВЫПИЛИЛ все фишки. Из уникального предложения получилась жалкая тень.
Фанаты Xbox
Почему-то этот вопрос не упоминается в широких массах. Первый год консоли Xbox (и Sony) продавались по завышенным ценам. Дефицит преодолели только к новогодним праздникам 2014 года. В России официальные продажи стартовали в сентябре 2014 года. Ажиотаж на обе консоли был огромным. А там, где спрос превышает предложение, цены стремятся к бесконечности. Первыми покупателями Xbox one были ярые фанаты, что с удовольствием переплачивали за любимый гаджет. Те самые фанаты, у которых есть деньги на покупку игр. И этим людям, через год после старта нового поколения, сказали, что половина функций новой консоли больше поддерживаться не будет. 10 млн самых преданных пользователей Xbox обманули. Им продавали один товар с определенным набором функций, а в итоге они получили совершенно другой товар. Скажу больше - в 2016 году выходит Xbox one S БЕЗ разъема под Kinect. Многие мои знакомые отказываются их покупать. Выходит Xbox one X - и их отказываются покупать. Они бы с удовольствием взяли обновленную версию, но им некуда подключить отличную дорогую видеокамеру. Консоли валяются под телевизорами, все, что в них есть - существует на ПК и у конкурента, только лучше.
Игры от сторонних издателей
- Ryse: Son of Rome - эксклюзив Xbox, вышедший на старте поколения. Фил Спенсер отказался финансировать продолжение.
- Sunset Overdrive - эксклюзив Xbox, вышедший в первый год консоли. Фил Спенсер отказался финансировать продолжение. Сейчас Insomniac Games - это станок для печатания денег у Sony.
- Quantum Break - эксклюзив Xbox, анонсированный на презентации Xbox one. Фил Спенсер отказался финансировать продолжение. Теперь Remedy Entertainment делает качественные середнячки для Epic Games.
- Cuphead - эксклюзив Xbox, анонсированный на презентации Xbox one. Фил Спенсер отказался финансировать продолжение. Studio MDHR больше не сотрудничает с Xbox.
- Ori and the Blind Forest и продолжение - эксклюзив Xbox, анонсированный на презентации Xbox one. Фил Спенсер отказался финансировать продолжение. Moon Studios больше не сотрудничает с Xbox.
- ReCore - эксклюзив Xbox. Маленькая, самобытная и ни на что не похожая игра. Многие о ней и не слышали. Советую поиграть. Разработана в сотрудничестве Armature Studio и Level-5 Comcept. Первая выпускает эксклюзивы для Sony, вторая - для Nintendo. Обе прекратили сотрудничество с Xbox.
- Halo Wars 2 - эксклюзив Xbox. Creative Assembly отказалась от дальнейшего сотрудничества с Филом Спенсером, и следующую стратегию разрабатывала Relic Entertainment.
- Mutant Year Zero: Road to Eden - это первая игра, что появилась на релизе в подписке Xbox game pass. The Bearded Ladies больше не отдавала свои игры в подписочный сервис Microsoft.
- Epic Games и Bungie - c 2012 по 2017 года эти студии находились на самом дне. Но они избегали прямого сотрудничества с Xbox, а вот с PlayStation дружили очень крепко. Sony купила Bungie и владеет 4,9% акций Epic Games.
Особенность всех случаев - ни одна из студий, что сотрудничала с Филом Спенсером, не захотела вернуться и повторить сотрудничество.
Обратная совместимость
Киллер-фича для новой консоли стартовала 12 ноября 2015. Через 2 года после старта платформы. "Убойная вещь", о которой любили говорить все адепты Xbox. Фил изменил представление об играх на консолях. Только есть 3 маленьких НО:
- По обратной совместимости доступны игры, выпущенные ДО 2013 года и не имеющие вариант игры для Xbox one. В общей сложности около 650 игр из 3500 тайтлов. Только 20% от общего числа.
- Sony продавала большинство игр, вышедших с 2013 по 2016 год, в 2-х (или 3-х) экземплярах. Одна для PS3, вторая - для PS4, третья - для PS Vita. Купленные игры работали нативно в нужной версии. Без эмуляции в максимальном качестве.
- Для любителей старины конкурент запустил PS NOW в январе 2014. за 1,5 года ДО Xbox.
Киллер фича запустилась после подобной инициативы у конкурента. Отставание в 2 года.
Xbox Game Pass
Старт подписки - 1 июля 2017. Через три с половиной года после старта аналогичной подписки у конкурента. Фил перевернул индустрию. Отставание от Sony на три года в простых вещах. PlayStation Now стартовала 28 января 2014 года и предоставляла доступ (в пике) к библиотеке из 890 игр для PS3 и PS4. Все, у кого было желание, могли пройти Bloodborne на персональных компьютерах еще в 2018 году. Microsoft копировала конкурента, только предлагала меньшую библиотеку и просила больше денег.
Xbox Game Pass - вторая крупнейшая ошибка Фила Спенсера на посту главы игрового подразделения. Проблема не в самой подписке как таковой. Купленные игры на аккаунте - это якорь, что привязывает тебя к платформе. Купленная подписка - это мимолетное видение. Закончилась? Пойду к конкуренту.
Сама инициатива с подпиской - это путь в никуда. У платного сервиса, помимо Sony, есть и другие конкуренты. Free-to-play игры. В подписке нет ни одной игры, что смогла бы сравниться по популярности с Fortnite, Roblox или Apex Legends. Бюджет Fortnite уже перевалил за 3,5 млрд долларов. Ни одна игра в подписке НИКОГДА не сможет обладать такими же финансовыми показателями. Флагман, в лице Halo Infinite, и близко не сможет привлечь к себе столько внимания, и он стоит денег.
Финансовое положение
В последнее время по сети гуляет финансовый отчет игрового подразделения Xbox за несколько лет. И если на него смотреть, может показаться, что при Филе все у игрового подразделения отлично. Выручка растет и отличные перспективы. Только это фейк. Не в том плане, что цифры в нем лживые, а в том, что они не отображают действительность.
Мировой рынок видеоигр вырос с 82 млрд USD в 2015 году до 184 млрд USD в 2022 году. Естественный рост составил 124%. С 2015 года Microsoft вышла за пределы Xbox и получает денежку с мобильных телефонов и персональных компьютеров. А рост составил только 71%. Вдвое ниже, чем средний рост в индустрии. У PlayStation рост составил 98%. Стоит учитывать, что у Sony нет мобильных игр (привет Minecraft) и она слабо представлена на персональных компьютерах.
Синдром Redfall
- Scalebound - самый громкий эксклюзив Xbox. 7 января 2017 года стало известно о том, что Microsoft Studios отменила игру. Мы не знаем всей правды. Но Platinum Games ни разу еще не проваливалась со своими играми, и за ней тянется череда отличных хитов.
- Fable Legends - 7 марта 2016 года игра была закрыта, а 29 апреля 2016 года Lionhead Studios была закрыта. Тайна, покрытая мраком. Маленькая студия со специалистами и ее закрыли? За 3 месяца закрыли еще две внутренние студии.
- Gears Tactics - вышла 28 апреля 2020. А примечательна она тем, что игру разрабатывали для Xbox 360, и она с минимальными изменениями вышла спустя 8 лет после закрытия.
- State of Decay 2 - привет, Багодром! Мусор увидел свет 18 мая 2018 года. Нормальной игра стала только через 2 года.
- Crackdown 3 - срочно в релиз. Недоделанное нечто вышло 15 февраля 2019 года.
- Gears POP! - мусор увидел свет 22 августа 2019 года.
- Bleeding Edge - мусор увидел свет 24 марта 2020 года.
- Battletoads - мусор увидел свет 20 августа 2020 года.
- Grounded - бетта версия вышла 29 июля 2020 года.
- Tell Me Why - признана лучшей игрой 2020 года для Xbox.
Игры от внутренних студий - это лицо консоли. Это красивая обертка, в которую упаковывают хорошее настроение. Это статус. До появления Xbox Game Pass мусор фильтровался. После - появилась выгребная яма. Филу Спенсеру стало "фиолетово" на своих поклонников. В обычной ситуации Redfall никогда бы не увидел свет, но при великом комбинаторе возможны варианты.
Послесловие
Фил Спенсер обидел фанатов, что бежали за консолью в первых рядах. Содрал с них денег и обделил функциональностью. Ударил в грязь лицом и не поддерживал отношение с топовыми игровыми студиями. Не смог привлечь на платформу первоклассных разработчиков. Не нашел общего языка с Epic Games и Bungie и заменил их на второсортных подмастерьев. Не смог наладить отношения с Crytek и Remedy. Упустил Insomniac Games. Не смог договориться с Ubisoft о нормальной совместной подписке. Не смог организовать совместную работу внутренних студий. Уничтожил связь геймеров с консолью. Профукал старт 9 поколения консолей. Обещания. Обещания. Много красивых обещаний. А по итогу мы получили Redfall.