Канал на Дзене я начала статьёй о схеме онлайн-мошенничества, с которой столкнулась впервые и которая даже принесла мне заработок. Если не читали, читайте тут:
Однако, такой пройдохой я была не всегда, и в моей копилке есть случай, когда я оказалась на крючке у телефонных мошенников и оставалась на нем более месяца.
Свой рассказ я буду снабжать аспектами, которые вызвали у меня доверие, и репликация которых в новых схемах также вызывает доверие у потенциальных жертв. Дело в том, что даже знания о существующих схемах мошенничества не всегда могут помочь потенциальной жертве распознать в новой схеме мошеннический умысел.
Что вызвало доверие с самого начала
Робот. Стоит понимать, что до того дня я ещё не получала звонки от робота, которые были бы мошенническими. Звонок, не вызвавший у меня подозрений, был от автоответчика. То есть на моё "Алло" мне ответил автоответчик. Тогда это был первый такой звонок, чтобы со мной разговаривал не живой человек, а, как сейчас говорят, "робот". По сути, это программа, которая сама прозванивает номера по базе данных и соединяет с живым оператором колл-центра, который уже играет роль сотрудника службы безопасности банка или полиции.
Новизна метода телефонного мошенничества
Автоответчик я привыкла слышать при звонках на горячую линию организаций, поэтому данная технология ассоциировалась у меня с помощью в решении проблем, консультациями или совершением каких-то операций. Можно это назвать доверием к методике построения звонка, и поскольку подобное случилось со мной впервые, я с самого начала считала, что звонок действительно из банка. Ключевое - новизна используемого приёма, который был привычен и ассоциировался с горячей линией и помощью.
Знание профессиональной терминологии
Оператор, которая со мной разговаривала, хорошо владела банковской терминологией и оперировала ею, как это обычно делали сотрудники горячей линии банка, с котрыми ранее мне доводилось общаться.
Построение диалога
У меня не спрашивали каких-либо личных данных и не предлагали что-либо сделать прямо сейчас.
Легенда, с котрой мне позвонили, была о том, что от моего имени была подана заявка на кредит, которую банк уже одобрил, а получателем средств было некое третье лицо в другом банке, который является банком-партнером, что мои персональные данные слил какой-то сотрудник банка, и теперь мошенники, то есть "служба безопасности банка" совместно с "полицией", проводят расследование.
Сейчас эта легенда уже всем хорошо известна, но в тот момент это было НОВШЕСТВОМ. Поэтому и срабатывало.
Моё эмоциональное состояние
Стоит отметить, что звонок застал меня в процесе сбора вещей и подготовки к вылету в Крым на многодневную гонку Crimea X Run. То есть одной рукой я собирала и паковала вещи, а другой, то рукой, то плечом, держала возле уха телефон. Моё внимание было рассеяно между сборами и тем телефонным разговором.
Забота о клиенте
В момент, когда ситуация показалась мне странной, и я стала на это намекать, "сотрудница службы безопасности" повысила тон, стала на меня наседать, давить, мол, "вы понимаете, что все ваши средства сейчас под угрозой? Мошенники имеют доступ к вашему личному кабинеиу в онлайн-банке, потому что у них все ваши явки и пароли". Я понимала, что такое невозможно, и даже во время звонка зашла в свой личный кабинет без проблем, и там всё было в порядке. Никакого одобренного кредита не было, а если бы к моему личному кабинету получили доступ, то есть его взломали бы, в таком случае я не смогла бы в него войти. Всё это я прекрасно понимала, но какая-то неведомая сила будто не позволяла мне оборвать тот нелепый разговор. Я как будто что-то была должна звонящим. Они успели внушить мне чувство какого-то долга перед ними, ответственности что ли. Друзья, вот это состояние возникает под гипнозом. Ко мне был применен легкий гипноз. Другими словами это называется нейролингвистическим программированием.
В таком состоянии человек будто не принадлежит себе. Он ведом.
Игра в "футбол"
Девушка переключила меня на молодого человека, "старшего специалиста службы безопасности", а после него мне звонил "сотрудник полиции" с подставного номера, который и "старший специалист", и тот "сотрудник полиции" настоятельно требовали от меня проверить в яндекс-поиске на предмет того, что номер действительно принадлежит ОМВД горда Москва. Номер в поиске действительно принадлежал какому-то ОМВД Москвы. Мошенники постарались.
После звонка от "сотрудника полиции" мне снова перезвонил "старший специалист", но на тот момент я в сумме уже провела на телефоне с мошенниками порядка 40-45 минут и рисковала не успеть доупаковать вещи и вовремя выехать в аэропорт. От разговоров уже перегрелось мое ухо, устало правое плечо, я была вымотана им и уже раздражена. Сказала, чтобы разбирались с проблемой, ведь они уже в курсе, что я не подавала никаких заявок на кредит, чтобы выполняли свою работу, а мне надо в аэропорт ехать.
Интонационное давление
Интонация говорящего изменилась: "Что же вы раньше не сказали, что вам надо в аэропорт?" Пообещали мне заблокировать мои счета, что пока я не обращусь в отделение банка, распоряжаться денежными средствами на счетах не смогу - они будут заморожены. Уточнили, когда я возвращаюсь, и обещали мне перезвонить для дальнейшей "помощи".
Важно! Мне сказали, что мне нужно будет подъехать в отделение банка, чтобы заблокировать все счета и открыть новые, для защиты сбережений от мошенников. Мне не предлагали делать что-либо онлайн в тот самый момент. Это закрепило моё доверие.
Во время разговора меня, конечно же, напугали какой-то статьёй уголовного кодекса о неразглашении конфиденциальной информации, и я долго не позволяла себе кому-то рассказать о случившемся, в которое поверила.
Я поверила
Я поверила, что кредит был оформлен и выдан, хотя никаких признаков этого в личном кабинете не было!
В Крыму мои банковские карты работали. Я могла расплачиваться в магазинах, а так же совершать операции онлайн. Подумала, что, может быть, "сотрудник банка" заблокировал мне только операции по переводу средств на счета других физических лиц... И продолжала верить в легенду.
На крючке больше месяца
Вернувшись из Крыма, я ждала звонка, а его всё не было. Спустя какое-то время, не выдержала и рассказала о случившемся сестре, и она сразу рекомендовала мне позвонить на горячую линию банка, сказав, что сотрудники службы безопасности банка никогда не звонят. Любые сомнительные операции банк отклоняет, без каких-либо звонков. Банки никогда никому не звонят, кроме как с целью рекламы и предложений новых банковских продуктов, акций и опросов. Моя сестра много лет проработала в банковском секторе.
Больше месяца я висела на крючке у телефонных мошенников, ожидая их повторного звонка и боясь рассказать кому-то о случившемся. Повезло, что они забыли перезвонить!
Сегодня телефонные мошенники придумали новую схему телефонного "развода", на котрую уже попадаются наши сограждане, даже из числа моих знакомых. О ней писала здесь:
Основные аспекты, на котрые мы попадаемся:
- Новизна схемы с использованием того, чему мы привыкли доверять, или в чем мы не привыкли сомневаться
- Нейролингвистическое программирование, то есть разновидность легкого гипноза
- Обращение к нам по ФИО.
Что делать, если по роду деятельности или в связи с обстоятельствами вы можете ожидать звонки с незнакомых вам номеров?
❗Прерывать звонок сразу, как только понимаете, что звонок не по вашей сфере интересов. Не стесняться, не волноваться о том, что о вас подумает звонящий, а так же не пытаться спасать всех прочих граждан нашей страны от действий мошенников, оставясь на линии и подвергаясь нейролингвистическому программированию. Вы можете не заметить, как утратите бдительность и контроль над происходящим.
Рада, если статья окажется полезной. Ставьте лайк, подписывайтесь на канал.
#мошенники #мошенничество #телефонныемошенники #guzelra