Архетипические образы всегда сопровождали человека, они являются источником мифологии, религии, искусства.
В этих культурных образованиях происходит постепенная шлифовка спутанных и жутких образов, они превращаются в символы, все более прекрасные по форме - всеобщие по содержанию.
Мифология была изначальным способом Обработки архетипических образов. Человек первобытного общества лишь в незначительной мере отделяет себя от "матери-природы", от жизни племени.
Он уже переживает последствия отрыва сознания от животной бессознательности, возникновения субъектобъектного отношения - этот разрыв на языке религии осмысляется как "грехопадение" ("станете как боги", "знание добра и зла").
Гармония восстанавливается с помощью магии, ритуалов, мифов. С развитием сознания пропасть между ним и бессознательным углубляется, растет напряжение.
Перед человеком возникает проблема приспособления к собственному внутреннему миру.
Если мифология едва различает внешнее и внутреннее, то с появлением науки такое разделение становится свершившимся фактом.
Адаптацию к образам бессознательного берут на себя все более сложные религиозные учения, по-прежнему покоящиеся на интуитивном опыте нуминозного, но вводящие абстрактные догматы.
из книги К.Юнга