Кентавры – мифические создания из греческой мифологии. Их часто изображают как существ с верхней частью тела человека и нижней частью тела лошади. Кентавры известные своей силой и диким нравом, а также важной ролью во многих историях.
Согласно греческой мифологии, кентавры родились от союза Иксиона, царя, который пытался соблазнить Геру (жену Зевса), и облака, которое было создано по ее образу и подобию. Потомком этого союза было существо, у которого была верхняя часть тела человека и нижняя часть тела лошади.
Кентавров часто изображали диким народом, не знающим цивилизации, жившим в лесах и горах. Они были известны своей силой, скоростью и мастерством обращения с луком и стрелами. Однако они также были печально известны своим пьянством и похотливым поведением.
Кентавромахия – термин, используемый для описания сражения между кентаврами и людьми. Это популярный сюжет в древнегреческом искусстве, особенно в керамике и скульптуре, где он часто изображался как хаотическая сцена насилия и агрессии. Согласно мифологии, конфликт между кентаврами и людьми начался, когда кентавры, поддавшись вину и зову инстинктов, попытались похитить невесту Гипподамию во время празднования ее свадьбы. Это привело к битве между кентаврами и лапифами, племенем людей, которые также присутствовали на свадьбе. В некоторых версиях мифа лапифам помогал герой Тесей, благодаря которому удалось одолеть кентавров. Эта битва часто рассматривается как символическая борьба между цивилизацией и варварством, где лапифы олицетворяют порядок и разум, в то время как кентавры олицетворяют хаос и инстинкт.
Символически кентавры интерпретировались по-разному. Они олицетворяют двойственную природу человечества, воплощая как благородные, так и низменные инстинкты. Они также символизируют борьбу между цивилизацией и дикостью, разумом и инстинктами, и могут служить напоминанием о важности самоконтроля и умеренности.
Самым знаменитым кентавром в греческой мифологии был Хирон, который прославлен благодаря мудрости и познаниям в медицине. В отличие от других кентавров, Хирон не был рожден от союза Иксиона и облака. Вовсе нет, он был сыном Кроноса и Филиры, нимфы, превратившейся в кобылу. Хирон был воспитан Аполлоном и Артемидой и стал мудрым и уважаемым учителем таких героев, как Ахилл и Ясон.
Хирон был бессмертен, как потомок и родич богов. Он прожил долгие столетия на своей собственной горе Пелион, куда даже олимпийские боги не приходили без приглашения. Там он проводил время в покое и изучении наук. Он обучал многих героев из числа смертных, например, Геракла, Ясона, Орфея и даже Асклепия. Именно у него тот научился основам медицины, чтобы впоследствии стать богом излечения.
Судьба Хирона печальна: Геракл случайно ранил его стрелой, отравленной ядом Лернейской гидры. Залечить эту рану было невозможно, и Хирон добровольно отказался от бессмертия, чтобы избавиться от мучений. Но он не исчез до конца. Теперь он известен нам в небе как созвездие Центавра. Именно в этом созвездии находится самая близкая к Солнцу звезда – Проксима Центавра. Хирон заслужил это как никто другой: помимо прочего, он изобрел астрономию и составил первую карту звездного неба.
Другой знаменитый кентавр, известный нам благодаря истории героя Геракла – это хитрый кентавр по имени Несс. Он крайне безрассудно пытался похитить жену Геракла, Деяниру. Герой сразил насильника своей знаменитой отравленной стрелой, но кентавр сумел напоследок сыграть злую шутку. Он сказал Деянире, что если Геракл вдруг разлюбит ее, то стоит натереть плащ Геракла кровью Несса, и она сработает, как приворотное зелье. Когда Деянира усомнилась в своем муже, она сделала, как советовал кентавр. Яд гидры из крови попал на кожу, и Геракл был смертельно отравлен. После этого Зевс забрал героя на Олимп.
Рациональное объяснение мифа о кентаврах предполагает, что это отголоски рассказов о племени людей, занимавшихся верховой ездой, которые жили в горах Фессалии в Древней Греции. Со временем эти люди стали ассоциироваться с мифологическими существами, которых мы теперь знаем как кентавров.
В искусстве и литературе кентавры изображались по-разному. В Древней Греции искусстве их часто изображали сильными и могучими существами, в то время как на современных изображениях они иногда выглядят более хрупкими существа с едва заметными лошадиными чертами.
Женщины-кентавры, также известные как кентавриды, являются разновидностью классического кентавра из мифов. Как и их собратья-мужчины, женщины-кентавры обычно изображаются с верхней частью человеческого тела и нижней частью лошадиного. Вслед за кентаврами мужского пола им приписывали дикость и необузданность. Однако были и некоторые заметные исключения. Например, говорили, что кентаврида Гилонома была влюблена в кентавра-воина Киллара и покончила с собой, когда он был убит в бою.
Изображая кентаврид, некоторые художники подчеркивали их женственность, добавляя длинные волосы и другие традиционно женственные черты к человеческой части тела. В популярной культуре женщины-кентавры появлялись в играх, фильмы и сериалах. Например, в книге «Гарри Поттер» персонаж Флоренц – кентавр мужского пола, который преподавал гадание в Школе чародейства и волшебства Хогвартс, но в его стаде есть кентавры женского пола, которые мудростью и уважением не уступают мужчинам.
В средневековом искусстве изображения кентавров часто приобретали более аллегорический смысл. Они часто использовались для изображения борьбы между духовным и физическим аспектами человеческой натуры, причем их верхняя часть, человеческая, символизировала душу, а нижняя часть, лошадиная – тело и его желания.
Кентавры также появлялись в литературе. Например, в романах «Хроники Нарнии» К.С. Льюиса кентавры изображены как благородные и мудрые существа, которые служат советниками правителей Нарнии. Кентавры мудры, доблестны и неспособны на предательство. Их исконные занятия - астрология и гадание, к ним обращаются за советом как короли, так и простые люди Нарнии. На войне кентавры сильны и яростны. Как друзья, так и враги заслуживают уважения.
В компьютерных играх кентавры встречаются реже, чем можно было бы ожидать. Кентавр определенно разумное существо, а не безмозглый монстр, а значит, что конфликт с ним нужно обосновать. И даже тогда истребление кентавров, пусть и враждебных, не даст особого удовольствия.
Кроме того, кентавра очень трудно убедительно оживить. Нам непонятно, как должно передвигаться существо с таким своеобразным скелетом. Даже анимация обычных лошадей иногда является сложной задачей для движка компьютерной игры, а с кентаврами разработчики часто предпочитают вообще не связываться.
В серии видеоигр The Elder Scrolls кентавры изображаются как жестокие и диковатые враги. В стратегиях кентаврам отводится роль особой кавалерии или лучников, иногда и того, и другого сразу. Так, например, в Fantasy General или Master of Magic они составляют самую важную часть армии зверолюдей, а в Heroes of Might & Magic им удается служить как колдунам подземелий, так и лесным эльфам, а также диким воинам фракции Силы.
В целом, кентавры занимают видное место в греческой мифологии, воплощая столкновение между цивилизацией и необузданной природой. Они служат символами двойственности и борьбы за то, чтобы уравновесить наши человеческие инстинкты с нашими высшими устремлениями.
Другие статьи про фантастических существ на канале:
Ссылка на подборку статей
Минотавр, чудовище в лабиринте
Хоббиты: история, биология и метаморфозы в культуре
Русалки: морские девы в европейской мифологии
Гибриды в фантастике: полуэльфы, полуорки и полуполурослики