Найти тему
Сказы Истории

Конфликт кланов Милославских и Нарышкиных, вошедший в историю как Хованщина

С утра 15 мая 1682 года в стрелецких слободах Москвы было неспокойно, гонцы принесли недобрую весть, что царевича Ивана уморили Нарышкины.

Стрельцы ударили в набат, развернули знамёна и двинулись на Кремль, чтобы наказать злодеев, погубивших последнего сына покойного царя от Марии Милославской. Бунт подстрекала царевна Софья – сестра Ивана, которая возглавляла клан Милославских, оттеснённый от власти Нарышкиными. Милославские жаждали реванша.

Предыстория вопроса.

Алексей Михайлович, второй царь из династии Романовых правил с 1645 по 1676 годы. Прожил он всего 47 лет, но успел не только быть дважды женатым, но и народить 16 детей от двух жён.

Первая супруга царя Мария Милославская родила ему 13 детей. Но, если дочери родились крепкими и здоровыми, то сыновья – хворыми и чахнущими, трое из пятерых сыновей скончались при жизни царя, старший сын Фёдор, принявший престол после отца, прожил 21 год и правил шесть лет.

После смерти супруги 41-летний царь женился вторично на пышущей здоровьем 19-летней Наталье Нарышкиной, которая родила ему сына Петра и двух дочек. Однако, когда Петру ещё не исполнилось и четырёх лет Алексей Михайлович умер.

На престол взошёл 15- летний Фёдор, править ему помогали патриарх Иоаким и Иван Михайлович Милославский. Если при жизни Алексея Михайловича конфликт между двумя семействами тлел, как уголёк, то после его смерти разгорелся и превратился в бушующий пожар.

Милославские вытеснили Нарышкиных со всех постов. Воспитателя и наставника Натальи Артамона Сергеевича Матвеева отправили в ссылку в Верхотурье, но посчитали, что этого мало и лишили его боярского чина и вотчин, отправив в последствии в заточение в Пустозерск.

Под опалу попал и старший брат вдовы Иван Кириллович Нарышкин, сама Наталья Кирилловна лишилась всякой поддержки при дворе.

Начало смуты

27 апреля (7 мая) 1682 года скончался царь Фёдор. Потомства он не оставил. Его преемником мог стать старший Иван или 10-летний Пётр.

Кандидатуру Ивана отверг Священный собор и боярская Дума по причине его болезненности. Народ, собравшийся перед Передней палатой по случаю смерти царя кричал имя Петра, таким образом всё указывало на избрание Петра царём.

Нарышкины устремились в Кремль, стремясь занять должности, пять братьев царицы Натальи были пожалованы в спальники. Иван Кириллович был пожалован боярским чином, минуя чины думного дворянина и окольничего.

Такое положение дел не устраивало Милославских, они теряли свои привилегии при дворе. Царевна Софья не желала безропотно подчиняться судьбе и решила привлечь на свою сторону стрельцов.

Положение стрельцов

В столице было 20 стрелецких полков, которые размещались с семьями в стрелецких слободах в Москве. Служба была пожизненной, жалованье небольшим, но им разрешалось вести хозяйство, заниматься ремеслом или торговлей. В отличие от посадского населения стрельцы были освобождены от налогов и повинностей.

В столице стрельцы занимались охраной порядка и при Алексее Михайловиче считались привилегированной царской гвардией. Они сопровождали царя в религиозных поездах, на богомолье, получали щедрые подарки деньгами или продовольствием.

После смерти царя положение стрельцов резко ухудшилось. При Фёдоре Алексеевиче полки «нового строя», созданные по европейскому образцу постепенно стали главной силой русской армии, командовали ими офицеры иностранцы. Стрельцы при этом теряли своё значение.

Был упразднён Приказ тайных дел, который в основном занимался снабжением стрельцов мясом, мукой, сухарями и напитками из дворцовых вотчин. Им перестали вовремя выплачивать жалованье, а командиры стали присваивать часть выплат себе и вымогать взятки за освобождение от службы, а случалось, что использовали стрельцов как крепостных крестьян.

Царица Наталья Кирилловна показывает Ивана стрельцам, чтобы доказать, что он жив-здоров. Картина Н. Д. Дмитриева-Оренбургского
Царица Наталья Кирилловна показывает Ивана стрельцам, чтобы доказать, что он жив-здоров. Картина Н. Д. Дмитриева-Оренбургского

Милославские решили воспользоваться создавшимся положением стрельцов и по словам историка Соловьёва, буквально «кипятили заговор».

Стрелецкие старшины собирались в усадьбе Милославских, принимали решение, разъезжались по слободам, увозя с собой деньги и вино.

15 мая по зову набата стрелецкие полки с развёрнутыми знамёнами двинулись к Кремлю. Поводом для мятежа стали слухи, распространяемые Милославскими, что Нарышкины «извели» царевича Ивана.

Царица вместе с патриархом и боярами вышла к вооружённой толпе с двумя царевичами Иваном и Петром. Убедившись, что царевичи живы, стрельцы должны были разойтись по домам. Но заговорщики из Милославских подсказали им идею расправы над «боярами-изменниками».

Начальники Стрелецкого приказа отец Юрий и сын Михаил Долгорукие приказали стрельцам вернуться в их слободы, угрожая наказаниями. Они и стали первыми жертвами пьяных стрельцов. Михаила Долгорукова бросили на копья, та же участь постигла и других бояр – Матвеева, Языкова, Салтыкова, брата царицы Афанасия.

Стрельцы выволакивают из дворца Ивана Нарышкина. Пока Пётр утешает мать, царевна Софья наблюдает с удовлетворением. Картина А. И. Корзухина, 1882 г.
Стрельцы выволакивают из дворца Ивана Нарышкина. Пока Пётр утешает мать, царевна Софья наблюдает с удовлетворением. Картина А. И. Корзухина, 1882 г.

Стрельцы стали требовать на расправу брата царицы Ивана Нарышкина, которого Наталья вместе со своим отцом и младшими братьями прятала во дворце. Софья поддержала это требование: «Брату твоему не отбыть от стрельцов; не погибать же нам всем из-за него».

17 мая царица выдала стрельцам своего брата, его порубили на Красной площади на куски, затем казнили царского доктора немца фон Гадена, которого обвинили в отравлении царя Фёдора.

Милославским надо было уничтожить весь род Нарышкиных. Они подсказали стрельцам написать царю Петру челобитную с требованием, чтобы отец царицы Натальи, Кирилл Полиектович был пострижен в монахи и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. Через два дня от стрельцов была подана ещё одна челобитная – выслать из Москвы всех оставшихся Нарышкиных.

В результате род Нарышкиных был разгромлен – имущество и имения у них конфисковали, одних убили, других сослали по разным краям на Север, Яик и Терек.

23 мая (2 июня) стрельцы потребовали, чтобы страной управляли оба брата, а по случаю малолетства царей страной правила их старшая сестра Софья, через неделю она была провозглашена регентшей.

Хованщина

Софья и её сторонники праздновали победу. Однако стрельцам понравилось, что все их челобитные исполняются царской властью, они почувствовали свою безнаказанность и вышли из-под контроля Милославских.

Новым главой Стрелецкого приказа был назначен Иван Хованский из рода Гедиминовичей, видный полководец, но как человек болтливый и хвастливый, за что был прозван Тараруем (пустомелей).

Он старался угодить и Софье, и стрельцам и на короткий срок стал главой Москвы, в историю этот период вошёл под названием Хованщина.

А стрельцы продолжали писать челобитные, требуя себе различные привилегии, которые бы были закреплены царской жалованной грамотой. Их теперь нельзя было называть «поносными словами» и бунтовщиками. Стрелецкие полки стали именоваться надворной пехотой, им были определены привилегии.

Спор о вере

Поскольку многие стрельцы были сторонниками старых обрядов, то в столицу прибыло много старообрядцев, которые стали агитировать в полках за возврат к старой вере. Лидером старообрядцев выступил суздальский священник Никита Добрынин по прозвищу Пустосвят.

Хованский предложил устроить диспут между старообрядцами и никонианами, который и состоялся в Грановитой палате Московского Кремля.

Василий Перов. Никита Пустосвят. Спор о вере («прения о вере»). 1880–1881
Василий Перов. Никита Пустосвят. Спор о вере («прения о вере»). 1880–1881

Спор о вере состоялся 5 июля 1682 года и проходил в присутствии царевны Софьи и патриарха Иоакима. В результате он перерос в обоюдные обвинения в ереси и невежестве. Софья была приверженкой новых обрядов и призвала стрельцов к порядку, угрожая покинуть столицу вместе с царями.

Стрельцы отступились от старообрядцев и казнили Пустосвята, Хованскому с трудом удалось отстоять других проповедников.

Однако Софья пришла к выводу, что одной ей не справиться с разбушевавшимися мятежными стрельцами. 20 августа она, под предлогом участия в крестном ходе со всей царской семьёй покинула столицу и прибыла в село Коломенское, где обратилась к дворянам с призывом – срочно собирать ополчение.

Расправа

В сентябре царская семья расположилась в селе Воздвиженское на Ярославской дороге и решила хитростью выманить туда Хованского.

Под предлогом торжественной встречи малороссийского гетмана Ивана Самойловича Софья от имени царей предложила боярам, стольникам и дворянам московским прибыть в Воздвиженское. Указ о явке в Воздвиженское получил и князь Хованский.

По приезде Хованских схватили, обвинили в желании извести царей и казнили.

Собранное ополчение двинулось на Москву. Стрельцы пытались сопротивляться, но лишённые вождей начали посылать царевне одну за другой челобитные, умоляя о пощаде.

Новым начальником Стрелецкого приказа был назначен Фёдор Шакловитый, который восстановил там порядок и дисциплину.

В начале ноября царская семья вернулся в Москву, а Софья на 7 лет стала правительницей России