Генрих Ипполитович Семирадский родился 24 октября 1843 года в Печенегах около Харькова, где в это время служил его отец, полковой врач И.Э.Семирадский.
Детство и юность он провел в Харькове. У Генриха рано проявились художественные способности. В гимназии он учился у ученика К.П.Брюллова - Д.И.Бесперчия. Окончив в 1860 году гимназию, Семирадский поступил в Харьковский университет на физико-математический факультет. Учась в университете, он продолжал занятия живописью у Бесперчия. В 1864 году успешно окончил университет и получил степень кандидата физико-математических наук. В том же году он переезжает в Петербург и определяется вольнослушателем в Академию художеств, а в 1866 году переводится в ученики. Учителями Семирадского были профессора Б.П.Виллевальде и К.Б.Вениг. В 1868 году художника наградили Малой золотой медалью за программу "Диоген, разбивающий чашу". Профессор Вениг хвалил его за успехи в композиции. Эскизы были стихией Семирадского, он создавал их очень быстро.
В 1870 году Семирадский окончил курс Академии, получив звание классного художника первой степени и Большую золотую медаль за программу "Доверие Александра Македонского врачу Филиппу".
Сюжет изображает момент, когда Александр Македонский, будучи больным и накануне получив письмо-предупреждение будто бы врач его Филипп желает отравить его, не доверяя этому письму, принимает от Филиппа лекарство и выпивает его, вручив между тем Филиппу это письмо для прочтения. Картина красиво скомпонована. Художник удачно выделил две главные фигуры, сосредоточив все внимание зрителя на лежащей полуобнаженной фигуре Александра, который поднимает чашу и напряженно смотрит на стоящего рядом Филиппа. Все остальные фигуры погружены в полумрак. Тело Александра и драпировки выписаны в условной академической манере локальным цветом. Уже в этой ранней работе Семирадский обнаруживает свойственное ему в дальнейшем пристрастие к деталям. Он тщательно выписывает узоры на стене, подсвечник и вооружение.
Золотая медаль давала право художнику на шестилетнее пребывание за границей на средства Академии. В 1871 году Семирадский выезжает в Мюнхен. Там он пользуется указаниями Карла Пилоти и становится последователем позднего западноевропейского академизма.
Первой работой, выполненной в Мюнхене, была картина "Римская оргия блестящих времен цезаризма". Она была написана в очень короткий срок. Картина произвела сильное впечатление на зрителей как в Мюнхене, так и в Петербурге в основном благодаря занимательности сюжета. Величественная архитектура, на фоне которой происходит оргия, изображена довольно детально, но погружена во мрак. При свете факелов в центре танцуют римлянки. Общая красочная гамма очень темная: на фоне темно-синего неба и архитектуры выделяются ярко-красные и желтые танцовщицы и пирующие, освещенные факелами. В этой ранней картине у Семирадского проявился интерес к эффектам освещения. Впоследствии это станет сильной стороной его творчества: светлая живопись и тонкая передача южного пейзажа.
В 1872 году художник едет во Флоренцию, затем в Рим. Здесь он пишет свою первую всемирно известную картину "Христос и грешница" или "Грешница". Задумав её вначале в небольших размерах, Семирадский затем изменяет решение и пишет огромное полотно.
Это первое произведение, в котором во всем блеске раскрылся талант Семирадского. Искусствовед Л.Н.Салмина отмечает "мастерски написанный солнечный пейзаж, с игрой света и тени, с рефлексами неба и зелени на мраморе домов и земле, превосходный рисунок, эффектный колорит".
Критики за границей и в России отметили недостаточно глубокий подход художника к типажу и раскрытию психологии, что тем не менее затушевывалось её живописной эффектностью.
Даже Стасов, критиковавший Семирадского как представителя нелюбимого им академического направления, считал эту картину сильной в живописном отношении. Он писал:
"Картину Семирадского "Христос и грешница " никак нельзя примкнуть к картинам Ге и Крамского. Она так поверхностна по содержанию, грешница в ней такая современная парижская опереточная кокотка Оффенбаха, Христос и апостолы до того состоят из одного костюма, что вовсе не следует говорить о ней как о серьёзном историческом создании. Она произвела на нашу публику очень большое впечатление своим колоритом, франтовскими своими красочными пятнами".
Иван Крамской писал, что картина Семирадского «производит впечатление ошеломляющее», хотя «Христос с апостолами несколько мизерен».
"Грешница" была куплена императором, Совет Академии художеств постановил присудить Семирадскому звание академика. Окрыленный успехом художник задумывает написать другую картину, едет в Рим, извещает конференц-секретаря Академии Исеева:
"...Сюжет картины взят из первого гонения христиан при Нероне. В великолепном саду "Золотого дворца" Нерона произведены приготовления для пышного ночного праздника. На полянке перед дворцовой террасой собралось общество, нетерпеливо ожидающее начала великолепного зрелища, приготовленного тиранами: это зрелище - живые факелы, христиане, привязанные к высоким шестам, обвязанные соломой и облепленные смолой и расставленные в равных промежутках. Факелы ещё не зажжены, но император уже прибыл, несомый на золотых носилках и окруженный свитой наемных льстецов, женщин и музыкантов, сигнал уже подан, и рабы готовятся зажечь факелы, свет которых осветит самую безобразную оргию; но эти же самые светочи разогнали тьму языческого мира и, сгорая в страшных мучениях, распространили свет нового учения Христова. Поэтому картину мою я и думаю озаглавить "Христианские светочи".
Изначально картина называлась «Светочи христианства». В коллекции Краковского музея за ней закрепилось другое название — «Факелы Нерона». В 1877 году за эту картину Семирадский получил звание профессора.
Священный синод поручил Семирадскому часть росписей в храме Христа Спасителя в Москве, сцены из жизни Александра Невского, которые были выполнены, однако по техническим причинам вскоре стали разрушаться и были по кускам сняты со стен.
Вениг писал:
"Когда мы работали в Москве в храме Христа Спасителя, Семирадскому надо было написать громадное полотно "Тайную вечерю". Он написал его прямо по эскизу ровно в пятнадцать дней и получил за него 16 тыс. рублей".
Семирадским было написано значительное количество картин небольшого размера. "Женщина или ваза", изображающая невольничий рынок и покупателя, колеблющегося между покупкой вазы или прекрасной женщины.
Картина "Танец среди мечей" привлекает своим красивым реалистическим пейзажем, умелой передачей световоздушной среды. Сюжет картины воспринимается как вечный праздник, наполненный негой и наслаждениями.
Так писал Генрих Сенкевич об этой картине:
"Никто не передает так стихию солнечного света, как Семирадский. Фоном светлой части картины «Танец среди мечей», на которой изображена пляшущая девушка, является чудесный, напоенный воздухом, насыщенный синевой моря пейзаж. За террасой виден изумрудный залив и скалистые холмы, окаймляющие берега. Эти холмы, выдержанные в розовых тонах, чуть затенены и как бы растворены в необъятной морской лазури. Только тот, кто собственными глазами смотрел на окрестности Рима и Неаполитанский залив, сумеет понять, сколько правды и души в этом пейзаже, в этой голубизне, в этом созвучии розовых и голубых цветов и в этой прозрачности дали. Если бы эта картина была только пейзажем, если бы ни одно человеческое существо не оживляло тишину и покой, — даже тогда она была бы шедевром".
При быстроте работы, которой достигал художник в эти годы, уровень исполнения им картин бывал неровным. Часто он писал типично салонные картинки, лишенные всякого содержания.
Связь с Петербургом в последние годы ослабевает, художник почти круглый год живёт в Риме, где у него дом с великолепной мастерской, и только иногда приезжает он в своё поместье в Польше.
К 1886 году относится картина "Христос у Марфы и Марии". Критика замечала в ней те же недостатки, что в других картинах, то есть неглубокое раскрытие содержания и психологии действующих лиц наряду с великолепно написанным пейзажем.
В 1889 году в Петербурге состоялась персональная выставка художника, где было представлено только пять картин. Наиболее значительной была "Фрина на празднике Посейдона".
Сюжет её изображает тот момент из жизни афинской гетеры Фрины, когда она на празднике Посейдона сняла с себя одежды и вошла в море, изображая рожденную из пены богиню красоты и любви Афродиту.
Семирадский сосредоточил главное внимание на обнаженной Фрине, к которой стремятся взгляды окружающей её толпы. Благодаря искусной компоновке у зрителя остаётся цельное впечатление, несмотря на пестроту красок и огромное количество всяких персонажей. На переднем плане художник изобразил более тридцати фигур почти в натуральную величину, не считая множества фигур на заднем плане. С большой точностью написал художник краснофигурную античную вазу, ларчик с драгоценностями, одежды, музыкальные инструменты.
Но лучше всего передал яркий южный пейзаж, голубое море, горы и расцвеченный рефлексами храм Посейдона. Побывав на выставке Семирадского, И.Е.Репин писал в одном из своих писем Е.И.Званцевой:
"Большая картина его, несмотря на всю академическую риторику, производит "веселое" впечатление. Море, солнце, горы так влекут глаз и доставляют наслаждение: а храмы, а платан посредине; право, ни один пейзажист в мире не написал такого красивого дерева. Лица и фигуры меня не радуют, но они не портят впечатления".
В последние годы в творчестве художника наблюдается упадок. Возможно, что это было связано с его тяжелым заболеванием — раком языка. В 1902 году художник скончался.
Источники: Очерк Л.Н.Салминой "Г.И.Семирадский", изд Искусства, Москва, 1971
Википедия, Арт-каталог, Гугл арт
🎨 Если статья была интересна, то прошу вас поставить лайк или написать комментарий. Мне хотелось бы узнать ваше мнение.