В начале XX века в мире бизнеса доминировали мужчины. Однако несколько удивительных женщин, благодаря своему упорству и грамотной стратегии, смогли преодолеть все барьеры того времени и изменить лицо индустрии красоты и общество в целом.
Хелена Рубенштейн и ее концепция «Макияж для всех».
Хелена Рубинштейн (на самом деле Хая Рубинштейн) родилась 25 декабря 1872 года в Кракове (Польша) и была старшей из восьми дочерей в семье польских евреев. Она отказалась от предложенного ей брака и рванула в Австралию в 1896 году без денег и знания английского языка. Ее молочно-белая кожа привлекла внимание местных женщин, и вскоре нашлись первые покупательницы баночек с кремом, которые Хелена привезла с собой.
Затем Хелена нашла поклонника, согласившегося финансировать запуск её крема Crème Valaze, который включал травы, якобы импортированные из Карпат. Уже через пять лет бизнес в Австралии стал настолько прибыльным, что она смогла финансировать открытие Salon de Beauté Valaze в Лондоне.
Основные факторы успеха Хелены Рубинштейн включали:
1. Широкий спектр потребителей – макияж для всех
Раньше косметика ассоциировалась лишь с аристократками или «девушками легкого поведения». Подход Хелены был направлен на привлечение всех слоев общества, включая рабочий класс и привлекая молодых иммигранток.
2. Новые услуги в сфере красоты – «и тебя вылечим»
Хелена смогла предложить новый подход в продаже продукции через «диагностику» кожи и назначения «лечения» выявленных проблем.
3. Масштабирование
Она завоевывала новые территории и ниши не только в своей стране, но и за ее пределами.
Кстати, мало кто знает, то Хелена Рубинштейн была известна не только как успешный предприниматель, но и как коллекционер… миниатюрных комнат! Ее увлечение миниатюрами началось еще в детстве. В итоге она собрала 17 уникальных миниатюрных комнат в разных стилях.
Сегодня миниатюры хранятся в музее Тель-Авива, мне удалось увидеть их вживую. Делюсь!
Элизабет Арден и ее фирменный красный цвет
Флоренс Найтингейл Грэм, будущая Элизабет Арден, родилась в Канаде в 1884 году. Она потеряла мать в шесть лет и работала с раннего детства. Истинное призвание Флоренс открылось во время работы в больнице Торонто, где она заметила улучшение кожи пациентов после нанесения лечебных средств.
В начале XX века Флоренс перебралась в Нью-Йорк с маленьким чемоданчиком и большими амбициями создать косметическую империю. Там, в 1910 году, на пятой авеню открылся её первый салон красоты.
Ключевые факторы, которые привели Элизабет к успеху:
1. Косметика для обычных женщин
Точно также, как и Хелена Рубинштейн, Элизабет ввела моду на декоративную косметику для обычных женщин, тем самым расширив целевую аудиторию.
2. Яркая отличительная черта бренда – красный цвет
Именно в красной помаде, созданной Элизабет Арден, гордо маршировали 15 тысяч суфражисток в 1912 году. А один из известных бутиков Elizabeth Arden имел запоминающуюся дверь красного цвета, которая, кстати, и вдохновила в дальнейшем на создании целой серии духов Red Door.
3. Привлечение масс медиа
Элизабет активно давала рекламу в модных журналах и устраивала свои короткие презентации перед кинопоказами.
4. Коллаборации с другими гигантами
Элизабет придумала и внедрила программу, по которой каждый новый автомобиль Крайслер укомплектовывается кейсом с продукцией бренда. Говорят, что эта программа работает до сих пор.
Элизабет Арден умерла на год позже, чем Хелена Рубинштейн - одна из ее главных соперниц. На похороны Элизабет пришла Эсте Лаудер — вся в черном, сверкая бриллиантами. Сплетники утверждали, что всю церемонию она улыбалась.
Эсте Лаудер и ее бесплатные образцы
Родившись в семье иммигрантов в Нью-Йорке, Эсте Лаудер увлеклась косметикой благодаря дяде-химику. Помогая ему в лаборатории, она решила создать качественные средства по уходу за кожей. С течением времени Эсте создала одну из самых успешных и узнаваемых косметических империй в мире.
Эсте Лаудер была не только талантливым создателем косметических продуктов, но и гением маркетинга.
Что она смогла сделать иначе:
- Личный контакт с клиентами
Эсте демонстрировала свою продукцию женщинам, чтобы убедиться, что они знают, как правильно ее использовать. В итоге крем и харизма Эсте творили настоящие чудеса, что помогало постоянно наращивать лояльную клиентскую базу.
1. Бесплатные образцы:
Её подход к распространению пробников давал женщинам шанс оценить продукты перед покупкой, что было новшеством того времени.
2. Сарафанное радио и отзывы:
Эсте верила в силу положительных отзывов и рекомендаций, стремясь создать продукт, о котором будут говорить.
3. Непрерывное улучшение:
Основываясь на отзывах, Эсте постоянно совершенствовала свои продукты и маркетинговые стратегии.
4. Премиальные торговые точки:
Ей удалось попасть в престижный магазин Saks Fifth Avenue в Нью-Йорке, что помогло завоевать ее бренду репутацию премиальной косметики.
Мэри Кей и ее бизнес для женщин и про женщин
Столкнувшись с профессиональной несправедливостью, Мэри Кей Эш решила изменить бизнес-подход и в 1963 году основала "Мэри Кей Косметикс", разрушив традиционные представления о мужском доминировании в бизнесе.
Основные факторы, которые привели Мери Кей к успеху:
1. Прямые продажи (по аналогии с Oriflame и Avon)
Она использовала метод прямых продаж для продвижения своих продуктов, что помогло создать личные отношения с клиентами.
2. Вознаграждение и мотивация сотрудников
Мэри Кей была известна своей системой вознаграждения и мотивации для сотрудников, что создавало положительную рабочую культуру.
3. Обучение и развитие
Мэри Кей Эш вложила немалые ресурсы в обучение и развитие своих сотрудников, что помогло поддерживать высокий уровень профессионализма и обслуживания клиентов
4. Создание сообществ и сетевых взаимоотношений
Она поощряла создание сильного сообщества и сетевых взаимоотношений среди её сотрудников и клиентов.
5. Качественная продукция – конечно же!
Она предложила высококачественные продукты по уходу за кожей, которые отвечали потребительским потребностям и создавали лояльность бренду
Лучше всего эту женщину характеризует ее собственная цитата:
«Люди иногда чувствуют себя незначительными и сомневаются, что они могут изменить мир. Поверьте мне, каждый человек это может».
Жаклин Кокран и ее «Крылья красоты»
Жаклин Кокран была не только выдающейся бизнес-вуман того времени, но и… профессиональной летчицей!
Она родилась в 1910 году в Пенсаколе, штат Флорида, и была сиротой, выросшей в бедности. Кокран получила свою лицензию пилота в 1932 году и на момент ее смерти установила больше количество мировых рекордов. В 1953 году первой из женщин-пилотов она преодолела звуковой барьер, а в 1964 году — первой среди женщин в два раза превысила скорость звука.
Еще одной страстью Жаклин, помимо авиации, была косметика.
Жаклин Кохран начала свою косметическую империю в 1935 году, открыв лаборатории и салоны красоты для укладки и завивки волос с возможностью сделать маникюр и макияж. Уже в следующем году началась продажа косметики «Wings to Beauty» («Крылья красоты»), которая была упакована в мягкие серые коробочки с белыми крышками.
В чем секрет ее успеха:
1. Пристальное внимание к качеству и формулам
Жаклин сама участвовала в разработках своих продуктов и проводила много времени в своей лаборатории.
2. Новые форматы
В сентябре 1940 года Жаклин представила тональный крем-основу, которую женщины могли заказывать в индивидуальном оттенке, подходящем под их цвет лица.
Она также изобрела наборы для путешествий: компактную косметику, идеальную для перелетов.
3. Расширение целевой аудитории
В 1955 году Жаклин Кокран представила набор для чистой кожи, ориентированный на рынок молодежи. Набор состоял из трех медицинских средств для избавления от прыщей, черных точек и акне.
В 1965 году её компания была продана компании Shulton (в то время они владели брендом Old Spice), что открыло новые каналы сбыта продукции.
Наши героини – удивительные женщины, которые смогли преуспеть в бизнесе, несмотря на свое скромное происхождение, стереотипы и трудности, с которыми им пришлось столкнуться на пути к успеху. Их истории служат важным напоминанием о том, что упорство, инновации и вера в себя могут преобразить любую отрасль и изменить общественное восприятие о том, кто может стоять у руля в мире бизнеса.