Словосочетание «Бородинское поле» у читателей, вероятнее всего, вызывает ассоциацию с Отечественной войной 1812 года и знаменитым Бородинским сражением, однако в нашей истории было и еще одно событие, с которым связана территория достопримечательного места – бои в период Великой Отечественной войны 1941 1945 гг. на Бородинском поле 1941 года. Далее пойдет речь о подготовке обороны на этом участке.
16 июля 1941 года Государственный комитет обороны (ГКО) принял решение о строительстве от Клина до Малоярославца Можайской линии обороны протяженностью около 220 км. Основу этой линии составляла Можайская укрепленная полоса, имевшая 65-68 км по фронту и получившая обозначение 36-й Можайского укрепрайона (УР), который включал и территорию Бородинского поля.
Проектирование 36-го УРа началось в середине августа 1941 года. Было намечено строительство нескольких батальонных районов обороны, часть которых располагалась на территории Бородинского поля от деревни Ковалево до села Ельня, а также на танкоопасных направлениях, около деревень Артемки и Татарново. Эти районы обороны должны были прикрывать такие важные коммуникации ближайшего направления на Москву, как Можайское шоссе, шоссе Москва – Минск, железная дорога.
Строительство районов обороны на территории Бородинского поля было начато в августе и велось силами 33-й армии, сформированной из дивизий Московского народного ополчения, метростроевцами, рабочими завода «Серп и молот», а также мобилизованными жителями Москвы и Подмосковья. К концу сентября было возведено 53 железобетонных дота, вырыто около 13 км противотанковых рвов, установлены металлические «ежи», семь минных полей, протянута колючая проволока, расчищены сектора обстрела. Естественные препятствия стали оборонительными рубежами и огневыми позициями.
Один из батальонных районов обороны под номером 14 располагался возле Ельни, на 125 км Минского шоссе. Описывается он следующим образом: «местность перед передним краем на правом фланге до церкви – лесистая, требует расчистки. Далее до левого фланга идет открытая местность глубиной 700-800 метров. Танкоопасное направление: 1. Бурково – Рогачево. 2. Клемятино – Верхняя Ельня. 3. Шоссе Москва – Минск. Естественных ПТ [противотанковых] препятствий нет. Местность батрайона господствует над впереди лежащей местностью, слегка лесистой. На переднем крае протекает р. Еленка, берега которой при эскарпировании будут служить ПТП [противотанковым препятствием]. Правый фланг имеет завалы и оплетку проволокой деревьев. Между ротами 1-го и 2 го эшелонов имеется ров и эскарп. На левом фланге открытое место обеспечивается соседом. Мост на трассе подготовить к взрыву. Шоссе до моста и после моста забаррикадировать металлическими ежами»[1].
Инженерные и огневые средства батрайона №14 включали в себя (помимо упомянутых рвов, эскарпа и завалов) также артиллерийские и пулеметные ДОТы и предполагаемые места для размещения огневых средств.
Несмотря на быстрые темпы строительства, к началу боев в октябре 1941 года на Бородинском поле укрепления были готовы лишь наполовину, однако они все же сыграли свою положительную роль в ходе боев на Бородинском поле в октябре 1941 года, когда ценой больших потерь, благодаря мужеству, героизму советских воинов удалось на несколько дней задержать продвижение фашистских войск, рвавшихся к Москве, измотать и истощить их силы. Это время позволило развернуть резервы, подходившие к Москве и, в конечном итоге, остановить противника. В январе 1942 года территория Бородинского поля была освобождена от немецко-фашистских захватчиков.
1- Цит. По: Бородино. 1941-1945. / [А. В. Горбунов, Л. А. Фисенко]; Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник. – М.: Гос. Бородинский военно-исторический музей-заповедник, 2020. С. 6.