Знаю, вы сейчас скажете, что об этом любовном треугольнике уже сто раз писали. Но есть две детали, на которых стоит заострить внимание
О каком треугольнике идет речь?
Конечно, это Рыжова, Самохвалов и… Бубликов!
Шутка!
Естественно, не Бубликов, о внезапной смерти и счастливом воскрешении которого я уже писал в статье «Зачем умер, а потом воскрес Бубликов?», а Новосельцев.
Не помню, где я столкнулся с этой теорией, поэтому не смогу указать автора, но идея проста и вполне себе очевидна:
Когда-то в студенческие годы, Юра, Оля и Толя не просто дружили, а составляли любовный треугольник
Толя был неравнодушен к Оле, Оля любила Юру, а Юра уже тогда неплохо разбирался в женщинах и поэтому Оле, даже с ее фигуркой, неплохо сохранившейся к сорока, а в двадцать так вообще огонь, все равно ничего не светило.
Кстати, встречал мнение, что Юрий Григорьевич решил не ворошить прошлое, когда потанцевал с Олей у себя дома на вечеринке. Но вывод там был не совсем верный. На самом деле Юра не стал связываться с Олей еще будучи студентом.
В чем была причина, как думаете?
Очень хорошо характер Оли раскрывает ее замечание про салат, помните?
Что может скрываться за подобной фразой, сказанной так интимно, при этом с желанием уколоть, даже унизить другого человека, в данном случае жену Юрия Григорьевича?
Юрий, как услышал это, так не смог удержаться и сказал, мол, характер твой, Оля, ничуть не изменился. И сказано это было с явным неодобрением.
Ведь это не только, и не столько, упрек жене Юрия, в том, что она не очень хорошо готовит. Это же, в первую очередь, упрёк самому Самохвалову, что он сделал неправильный выбор! Мало этого, это еще и намек, что он двадцать лет ел этот плохо приготовленный салат.
А ведь мог бы есть из её рук!
Эльдар Рязанов, при всех недостатках своих картин, очень много уделял внимания деталям. И этими деталями, точнее якорями, иногда становились блюда.
Помните про заливную рыбу, которая «дрянь»?
Вот здесь салатик стал таким якорем, на котором с помощью одной фразы режиссер показал характер персонажа.
Но Рязанов был гениальным режиссером, поэтому фразу с салатиком он приправил замечанием про язву у мужа Рыжовой.
Отличная характеристика героини получилась, не правда ли?
С одной стороны хвастовство «Я делаю салатики лучше, чем твоя жена!», а с другой муж с язвой желудка.
Тут впору вспомнить рубаи Омара Хайяма:
Общаясь с дураком, не оберёшься срама,
Поэтому совет ты выслушай Хайяма:
Яд, мудрецом тебе предложенный, прими,
Из рук же дурака не принимай бальзама!
Что Юра, не будучи дураком, смекнул еще в молодости. Но, судя по всему, расстались они весьма мирно, а не по сценарию «поматросил и бросил».
Думаю, Юра, поняв язвенный характер Оли, потихоньку слил ее, ссылаясь на какую-нибудь загруженность в учебе и комсомольских делах.
А что же у нас Анатолий Ефремович?
Вот тут и открывается главная загадка этого фильма!
Лично для меня было совершенно непонятно, почему Новосельцев напился и начал так активно приставать к Мымре.
Его Самохвалов замотивировал и подтолкнул?
Да что вы говорите!
Нет!
Точнее, да!
Только не Самохвалов лично, а то, что в этом любовном студенческом треугольнике снова сложились все стороны, и снова Оленька предпочла Юру, а не Толю. А несчастный Толя опять остался, как сейчас говорят, во френд-зоне.
Как и двадцать лет назад, Оля танцует с Юрой, а Толя наблюдает за этим и пьет рюмку за рюмкой, наполняясь крепким алкоголем и тихой злобой.
Вот это, на самом деле, его и подвигло напиться и пытаться ухаживать за Мымрой.
Да неужели я такой плохой? Да чем я хуже? Да я сейчас пойду и Мымру охмурю!
И агрессия, которую он вдруг выплеснул на Калугину, вовсе не возникла вот так вдруг, на ровном месте. И не из-за критики его плохого отчета она появилась.
Совершенно ясно становится, что те слова, которые Толик произнес, обвиняя Людмилу Прокофьевну, это не пьяный бред, а накопившееся за двадцать лет к Оле Рыжовой.
Иначе надо признать факт - Толик действительно дебошир, у которого может поехать крыша от одного замечания директора и пары выпитых рюмок.
Кстати, кто хочет позащищать Толю, напомню, что ситуация унижения женщиной-директором подчиненных распространенная фишка в кино. Далеко ходить не будем, вот вам статья про Катерину Тихомирому и ситуацию из «Москва слезам не верит», где она учит жизни пожилого сотрудника. И что-то под этой статьей не видно комментариев, где Николая Васильевича оправдывают. Налицо двойные стандарты, не находите?
Вы можете сказать, с чего ты взял, что Новосельцев был влюблен в Рыжову все эти двадцать лет? В кино же нет никаких намеков! Наоборот, подчеркивают, что Оленька это лучший друг!
На тему дружбы между мужчиной и женщиной уж кто только чего не сказал. Лично я в такую дружбу не верю. Разве что люди вызывают абсолютную антипатию друг у друга в сексуальном плане, но почему-то им очень удобно поддерживать довольно близкое знакомство.
Но я вовсе не поэтому думаю, что никакой дружбы у Новосельцева с Рыжовой и в помине не было. Причем понимали это они оба!
А вот почему:
Почему Анатолий Ефремович не попросил у Оли «двадцатку» на обувь для ребенка? Ведь это совершенно нормально – занять деньги у друга до получки. По крайней мере, в советское время.
Все просто!
Толик, который, не смотря на то, что был растоптан и уничтожен бывшей женой как мужчина, не хотел унижаться еще и перед Олей. Ведь это уж самое последнее дело – занимать деньги у того, перед кем благоговеешь.
Ну, допустим, Новосельцев себе что-то там мечтал. А что Рыжова?
Рыжовой тоже нельзя отказать в проницательности. Только не надо путать проницательность и что называется «понеслась коза по кочкам». Её проницательность вовсе не помешала ей писать любовные письма и сделать всё, чтобы эта история вышла на всеобщее обсуждение.
В чем же была проницательна Оля?
В том, что прекрасно понимала отношение Новосельцева к ней. Любая женщина знает, что неплохо бы держать одного-двух таких друзей-приятелей, что называется, про запас. Полку там прибить или колесо поменять, пока муж в командировке. Да и просто для поддержки самооценки.
По сути, Оля и затеяла всю эту возню с письмами не столько с целью завоевать Юру, сколько потешить свое самолюбие и получить кучу внимания в коллективе. Очень хотелось ей быть особенной. Если для вас это не очевидно, то можем поговорить об этом в следующей статье. Пишите в комментариях!
Ах, забыл!
Так второй то фактор, говорящий о том, Рыжова прекрасно понимала, как к ней относится Толя, это какой?
Вот будь Новосельцев ей действительно другом, разве она бы не рассказала ему не просто о тайном томлении, а прямо таки о распирающих чувствах, требующих немедленного воплощения в эпистолярном жанре?
Сто процентов, что рассказала бы!
Да еще бы его как-нибудь подговорила устроить вечеринку для них троих, типа встреч старых друзей. Где легко можно было бы Толю устранить, отправив спасать кошку.
Но Оля Толе ничего не рассказала!
Новосельцев узнал о чувствах «друга» к Самохвалову самым последним в коллективе! Как в анекдотах про мужа, который про измену жены узнает в последнюю очередь, хотя рогами уже за Луну цепляется.
И, самое главное! Как он отреагировал, когда Шура сказала ему о письмах Рыжовой за обедом? Так не реагируют, когда что-то происходит с другом.
Мы видим мгновенный взрыв эмоций!
Рыцарь вскочил на коня и помчался защищать и спасать! Даже не попытавшись разобраться с ситуацией. Это бой не за друга, а за даму сердца!
А вы как думаете?
Еще больше статей по фильму "Служебный роман" здесь:
Любителям советской классики стоит заглянуть в эту подборку: