Неумолимо завершается осень, зима близко. В погоне за энергоносителями лидеры европейских стран полетели на юг. Нашли ли они то, что искали?
Шольц в Африке
Канцлер Германии Олаф Шольц конец октября провел в Нигерии и в Гане. Основной темой поездки стали поставки газа для немецкой экономики, задыхающейся без российских углеводородов. Конечно, эти страны больше специализируются на нефти, но не против поставлять в Европу и газ. К тому же в Нигерии на острове Бонни есть завод по производству СПГ компании Nigeria LNG Limited.
Однако более, чем наполовину завод принадлежит британской Shell, французской Total Energies и итальянской Eni. А эти страны сами нуждаются в наращивании поставок. Нигерия к тому же попыталась связать свой газовый экспорт с сотрудничеством в сфере безопасности, то есть поставками немецкого оружия. А откуда его взять, когда последние "Леопарды" и "Мардеры" догорают на Украине?
Но даже если все получится, и африканский сжиженный газ привезут в Германию, возникнут новые проблемы. Терминалов по его приему и переводу в газообразное состояние у Германии катастрофически не хватает, ибо последние полвека она делала ставку на трубопроводный газ. Так что возвратился Шольц не солоно хлебавши. Одно хорошо - не пришлось лежать лицом в асфальт на взлетной полосе, как это случилось с ним в Израиле в том же месяце.
Макрон в Центральной Азии
А президент Франции в начале ноября отправился в Казахстан и в Узбекистан, богатые ураном. После того, как Францию изгнали из ряда африканских стран, поставлявших за бесценок в Пятую республику уран, особенно из Нигера (см. Нигер как зеркало африканских перемен), замаячила перспектива остановки АЭС. А они обеспечивают львиную долю (около 63%) генерации электроэнергии.
Потому Франция отчаянно сопротивляется включению урана в антироссийские санкционные пакеты - поставки из нашей страны составляют более четверти всех французских потребностей, и это самая надежная четверть. Так, в 2022 году Париж купил у России 153 тонны обогащенного урана. Франция также покупает его у Канады и Австралии, известной как главная урановая кладовая планеты. А второй страной по запасам этого стратегического сырья числится как раз Казахстан, также находящийся среди продавцов урана.
Потому с Макроном приехали главы крупнейших энергетических компаний, среди которых выделялась "Orano", занимающаяся поставками топлива для АЭС. Они пытались договориться о наращивании поставок казахстанского урана. Казахстан не прочь увеличить объем продаж, но есть целых два "но". Первая проблема: уран, добытый в Казахстане, обогащается в России на предприятиях "Росатома", и для его получения надо договариваться с Москвой.
А вторая проблема - у Республики нет выхода к мировому океану, а самолетами уран перевозить невозможно. Железнодорожные маршруты проложены через Россию, с которой опять таки придется договариваться, даже если вывозить необогащенный уран либо наладить процесс обогащения на месте с помощью французских технологий и инвестиций. Так что Макрону приходится демонстрировать чудеса ловкости, чтобы и поставки урана нарастить, и от России зависимость не увеличить.
Заодно Макрон попытал счастья и в Узбекистане. По запасам урана Республика занимает одиннадцатое место в мире, но зато по добыче - пятое. И вроде бы руководство и готово пойти навстречу, но возникают те же проблемы, только в усиленном формате. Как и Казахстан, Узбекистан в ядерной сфере работает в тесной кооперации с Россией, с которой опять-таки придется договариваться. Только здесь сотрудничество пошло дальше - "Росатом" уже строит первую в Центральной Азии АЭС в Джизаке.
И также, как и у Казахстана, у Узбекистана нет выхода к морю, только до него надо проехать по территории не одной, а минимум двух других стран. И если выбрать железнодорожный маршрут не на северо-запад, через Казахстан и Россию, а на юго-запад, через Туркменистан и Иран, либо через Туркменистан, Иран и Турцию, договариваться с лидерами этих двух последних стран Макрону будет едва ли легче, чем с российским руководством.
Итог.
Невеселое время наступает для лидеров крупнейших европейских стран. Пытаясь выпилить Россию из мировой политики и экономики, они лишили себя надежных поставок дешевых энергоресурсов. В отсутствие доступной энергии крупнейшие компании переводят производство за рубеж, прежде всего в США. А тут еще и зима приближается как всегда внезапно.
Теперь приходится ходить кругами в поисках альтернативных источников сырья и маршрутов их доставки. И, казалось бы, продавцы в наличии, но этого мало. Как тут не вспомнить старую российскую поговорку "За морем телушка - полушка, да рубль перевоз".