Авиация – широкое поле для экспериментов. И далеко не всем моделям суждено было стать серийными и пополнить ряды воздушных сил. Ниже рассказ пойдет о 11 самолетах, которые так никогда и не воевали.
1. N-102 Fang
Fang придумал в 1952 году Эд Шмуд – автор Мустанга P-51 – одного из ключевых истребителей Второй Мировой, сыгравшего огромную роль в победе союзников. Уже работая на Нортропе, он предложил новый самолет для авиации и флота. Впрочем, армии уже тогда потребовался более тяжелый и больший истребитель, а не маленький с одним двигателем. Они выбрали F-4. На основе Fang был создан F-5 и его модификации, которые до сих пор находятся на вооружении армии.
2. Sud-Est SE.5000
Самолет, запускавшийся с тележки. Разработанный французами в 50-х годах. Хотя идея была реализована еще во время войны немцами, первыми строившими подобные аппараты. План состоял в том, чтобы с помощью такого механизма не зависеть от уязвимых для врага авиабаз и взлетных полос. Во время войны они становятся приоритетными целями.
Французы показали свой самолет 1 августа 1953 года и первый полет был успешным: самолет "отцепился" от тележки и приземлился, несмотря на боковой ветер. К сожалению, несмотря на все преимущества, включая быструю дозаправку и пополнение арсенала, дальше первого полета дело не пошло. А мог бы получиться отличный тактический истребитель...
3 и 4. Convair YB-60 и Convair Model 49
Американцам из "Convair" не повезло дважды. Сначала они в 50-х годах принялись создавать тяжелый стратегический бомбардировщик с турбореактивным двигателем, чтобы носить атомные бомбы через океаны. Для этого они взяли уже готовый B-36 и просто поменяли пропеллеры на реактивные двигатели. Так появился YB-60 с восемью двигателями. Прототип пролетел 4667 км со скоростью в 751 км в час, мог взять на борт 36 тонн бомб. В чем проблема? B-52 Stratofortress летал быстрее (844 км/ч), дальше (7242 км) и мог брать поменьше бомб. YB-60 быстро отменили, и это не остановило "Convair".
Через 10 лет возникла потребность в хорошем самолете для поддержки солдат на земле. Republic F-105 оказался слишком быстрым и уязвимым. Кандидат на эту роль должен быть хорошо бронирован и вооружен, взлетать вертикально и зависать. Такие требования привели к созданию Advanced Aerial Fire Support System.
Кампания предложила очень интересную Model-49, скрестив самолет с вертолетом. Дизайн оказался очень странным, хоть и напоминал отдаленно SNECMA C.540 Франции. Авторы думали, что это - идеальное решение проблемы, сочетающее сильные стороны обоих воздушных аппаратов. Там даже была кабина, в которой пилот не смотрел бы в небо. Но столь экстравагантный аппарат никогда не стоял на вооружении.
5. Bell XF-109
Идея самолета вертикального взлета и посадки не оставляла армейские умы и новой попыткой в 1955 году стал Bell XF-109. Он имел восемнадцать метров в длину, восемь двигателей J85. Кстати, их расположение было интересно: четыре двигателя в подвижных гондолах на крыльях и два в конце фюзеляжа имели форсажные камеры, а еще два двигателя размещались за кабиной пилота вертикально.
Что-то подобное через 40 лет для морской пехоты США разработает Lockheed Martin, это будет F35-B – сверхзвуковой реактивный самолет. А тогда, в 1950-х, военные быстро потеряли интерес к идее, значительно опередившей свое время. XF-109 был отменен еще на этапе проектирования. Первый самолет вертикального взлета появится в 1967 году, и это будет Harrier.
6 и 7. Lockheed RB-12 и CL-1200
Вернемся к стратегическим самолетам. В самом начале 1961 года глава "Lockheed Martin" Келли Джонсон пришел в ВВС США с предложением: взять самолет-шпион A-12, который был разработан для ЦРУ и создать на его базе быстрый бомбардировщик. А-12 - это предшественник очень известного SR-71 Blackbird.
RB-12
Военным идея, в общем-то, понравилась, но они выдвинули встречную: взять планер A-12, добавить мощные турбореактивные двигатели J-58, сложные радары большой дальности и ракету "воздух - земля" с ядерными боеголовками на основе AIM-47 "воздух- воздух". Она, к примеру, стояла на вооружении F-12. Что вышло? Проект RB-12. Планировалось, что самолет углубится в советское воздушное пространство на скорости 3,2 Маха на высоте 24 километра и поразит цель на расстоянии 80 километров.
Амбициозный проект закончился провалом: Пентагон отменил как F-12 из-за высокой стоимости так и RB-12, потому что баллистические ракеты уже вытесняли бомбардировщики. К идее вернулись только в 1990-х годах, но только как к разведчику SR-71-A-12.
CL-1200
Как и "Convair" немного выше, "Lockheed" не остановил один отказ. Через 10 лет они вернулись, рекламируя улучшенную, более безопасную и, по их словам, более адекватную по цене версию F-104. Последний был хоть и быстр, но сложен в управлении. Замену назвали CL-1200 "Рыцарь". Он имел новые двигатели TF-33, увеличенное крыло и главный задний стабилизатор, сдвинутую хвостовую часть относительно фюзеляжа. Была добавлена внутренняя топливная емкость и исправлено входное отверстие двигателя.
В теории, CL-1200 должен стать более маневровым, более управляемым и немного дешевле F-104E (приблизительно 2 млн долларов против 2,4). "Рыцаря" показали на конкурсном отборе, который должен был определить главный экспортный самолет для союзников. Кто его выиграл? Northtrop F-5E! Да-да, тот же самолет с первого примера. Шокированный "Lockheed" отменил проект CL-1200 и никогда не возвращался к нему.
8. Dassault Mirage 4000
История о том, как Mirage пытался сделать новую версию идеального самолета. Mirage 4000 - возможно, мог бы стать неплохим многоцелевым истребителем, однако полномасштабные испытания не проводились по причине отсутствия заказов. Модель появилась в 1979 году и конкурировала с F-15 и Су-27. Инновацией был углеродно-волокнистый материал для уменьшения веса.
Во время шестого испытания Mirage 4000 достиг высоты в 15,2 км и скорости в 2 Маха за 3 минуты 50 секунд. Этот самолет был вынослив в дальних перелетах и способен взять на борт большой арсенал. В большом носу планировался современный радар дальнего радиуса действия. Но на самолет не нашлось покупателя. Потенциальные соглашения сорвались: в Иране произошла революция, а Саудовская Аравия выбрала американский F-15. Невозможность продать новую боевую машину стала большим ударом для Dassault, поскольку компания финансировала разработку самолета из собственных средств.
9. Камов В-100
Правда, это не совсем самолет, но и не вертолет в классическом понимании. Это "винтокрыл". Идея роторов, расположенных прямо на крыльях, не покидала Камова - известного советского разработчика вертолетов. Он пытался создать новую модель в 1980-х годах: быстрый вертолет для поля боя. Поскольку толкающий винт был один, это позволяло, по замыслу конструкторов, набрать максимальную скорость в 402 км/ч. Это было на 112 км/ч быстрее американского AH-64. Из оружия, новая "птичка" Камова должна была иметь две 23-мм пушки или одну, но 30-мм, а еще - мощную ракету Х-25 "воздух-земля". Но советская власть оценила концепт как "слишком рискованный". А значит, он никогда не летал...
10. Як-43
Россию, как и СССР до этого, обвиняли в похищении военных секретов в США и разработке по ним собственных самолетов. Но, на самом деле, это работало в обе стороны: обе команды фактически пытались решить одни и те же проблемы, работая с общим дизайном.
Когда-то, "Lockheed Martin" приобрели у Яковлева данные о системе силовой установки Як-41 - истребителе короткого взлета и вертикальной посадки. Но этот самолет был просто ступенькой к настоящему монстру – Як-43. Планировалось, что в 1980-х годах он станет более универсальным и быстрым, чем легендарный Harrier, приближаясь к характеристикам Миг-29. Но бурный период после распада страны, отсутствие денег и желания руководства страны, на проекте уникального истребителя поставили жирный крест
11. Bae P.125
Мало что известно об опыте Великобритании в разработках технологий стелс, но он все же есть. Соединенное Королевство первым нанесло на самолеты радиопоглощающий материал, а в 1960-х работало над уменьшением радиолокационной заметности своих ядерных боеголовок. Вершиной попыток в 1980-х годах стал тестовый стелс-самолет, на котором и испытывали идею малозаметности. Но было кое-что еще до этого, такое секретное, что правительство держало разработку под грифом “секретно” до 2006 года.
Это был вариант ударного сверхзвукового самолета Bae P.125 с технологией стелс. Он должен был быть доступен в двух вариантах: с коротким взлетом и вертикальной посадкой и в обычной. Последняя версия имела бы одно центральное сопло с управлением вектором тяги, у первых таких должно быть три. Необычный дизайн крыльев до сих пор остается уникальным только для этой разработки, несмотря на то, что на дворе были 1980-е.
В чем-то, Bae P.125 был еще более амбициозен, чем F-35. У пилота было наклоненное кресло, что делало его незаметным. Но он должен смотреть на мир через синтетические дисплеи. Фактически, британский самолет становился менее заметным на радарах, чем F-35. К сожалению, когда в 1990-х Великобритания остановила свой выбор на F-35, от Bae P.125 просто отказались.