Найти тему
Родительский мост

Оборванная сломанная жизнь. Шинейд О'Коннор

фрагмент видеоклипа Nothing Compares 2 U
фрагмент видеоклипа Nothing Compares 2 U

Шинейд — знаменитая ирландская певица 90х, непримиримый борец против насилия над детьми и сама жертва домашнего психологического, физического и сексуального насилия. Маленькая, хрупкая женщина в одиночку вставшая против всего мира.

В 1966 году в ирландской католической многодетной семье родилась девочка, получившая имя Шинейд Мари Бернадетт О'Коннор. Она была третьим по счету ребенком, всего детей было пятеро.

В доме Шинейд не было ни любви, ни понимания. Зато была психически ненормальная мама — клептоманка и садистка с уклоном в фанатичную религиозность. Да, вот так жестко и страшно. А как еще назвать ситуацию, когда дети подвергаются систематическому избиению за любые, даже мнимые провинности? И всё это прикрывается именем Бога…

«Моя мать содержала камеру пыток. Она была человеком, который радовался и улыбался, когда причинял тебе боль»…

Однажды девочка выиграла приз в детском саду за то, что свернулась в самый маленький клубок. Этот навык Шинейд получила дома, когда пыталась спрятаться от насилия.

Самое раннее воспоминание из детства — слова матери о том, что она вообще не должна была рождаться. Ведь женщина хотела только сыновей. Она стригла дочь под мальчишку, заставляла отрицать свой пол.

Маленькое раздетое детское тело распластано на полу. Сыплются удары. Плакать нельзя. Будет еще хуже. Тогда накажут младшего братика. Так же. А ему всего два года, а тебе четыре. И ты должна раз за разом повторять:

— Я ничто. Я ничто. Я ничто.

И так, пока экзекуция не закончится, и ты не поверишь в это.

Мама с рождения для любого ребенка — это вся жизнь. Шинейд не с чем было сравнивать. Ее мир был таким, сотканным из боли, страха и отчаянья. Она любила свою мать, как и все остальные братья и сестры. Пытаясь заслужить ее благосклонность, начала воровать. Ведь только в те дни, когда она приносила «добычу», женщина ее не трогала и была довольна.

Отец девочки, депрессивный алкоголик, ни разу не заступился за детей. А когда дочке было восемь, ушел из семьи. Дед ненавидел всех женщин и, как и мать, отличался не здоровой религиозной фанатичностью.

Единственным «светлым воспоминанием», дававшим иллюзию тепла и любви, была бабушка. Но в день, когда девочке исполнилось шесть лет, мать запретила им видеться. Для ребенка образ пожилой женщины был значимым, ему хотелось подражать.

Ба курила, от нее пахло табаком, и этот запах был приятен для ребенка, потому что он ассоциировался хоть с чем-то хорошим. И она подражая, начала курить сама.

В этом же возрасте, после насильственного разрыва с бабушкой, Шинейд бегала по соседям, стучалась к ним в двери и спрашивала, может ли она стать их ребенком. Ее возвращали домой, где ждало наказание.

Мать сажала девочку в машину и выезжала на трассе на встречную полосу со словами:

— Мы врежемся и умрем.

Женщина умышленно врезалась в чужую машину. Но тогда все выжили.

Это был излюбленный трюк, повторявшийся со всеми детьми. Забегая вперед скажу — мать действительно так и погибла. А вместе с ней и младший шестнадцатилетний брат нашей героини, когда Шин было восемнадцать.

Вернемся в детство. Девочку выгнали из обычной школы за воровство, курение и систематические прогулы. Так она оказалась в воспитательно-исправительном учреждении монастырского типа для так называемых «падших женщин», приюте Магдалины.

Это был концлагерь для женщин всех возрастов. Насилия в жизни О'Коннор стало не меньше. Много позже, в середине девяностых, общественность добьется их закрытия, так как на территориях заведений найдут 155 неопознанных женских тел.

Шинейд же горя в приюте хлебнула сполна. Казалось круги ада для ребенка не закончатся никогда.

Все детство она мечтала о «другом» отце, способном защитить или просто любить ее. Поэтому воображение замещало фигуру папы на знаменитые личности. Пока был жив Элвис, она представляла его в роли отца, а потом это место занял Боб Дилан.

С этого момента она стала увлекаться музыкой, в которой и нашла для себя опору. Правда, очень хрупкую.

В том же году, в котором погибла мать О'Коннор, девятнадцатилетняя девушка заключает свой первый контракт с музыкальным лейблом. Так началась музыкальная карьера, которую она посвятила борьбе с насилием над детьми.

Но и на этом пути Шинейд ждало много боли и разочарования. Во время записи первого альбома она забеременела. Большие боссы требовали сделать аборт и не рушить карьеру.

Девушка приняла единственное возможное для себя решения, она стала мамой.

Вся ее жизнь была борьбой и выживанием. Сколько раз она оказывалась одна против всех. Сколько раз ее запрещали за то, что она отказалась от гимна США перед началом своего концерта. А позже за разорванную фотографию Папы Римского.

Эта фотография была сделана матерью певицы и олицетворяла для нее всю ложь и насилие в ее жизни. Помните про приют Магдалены?

Она искала веру и не находила ее. Искала любовь и теряла ее. Искала поддержку и оставалась одна в пустоте. Она называла себя «певицей протеста» и не хотела быть звездой.

Шинейд О'Коннор
Шинейд О'Коннор


«В новостях сказали, что меня пожизненно забанили на NBC. Это ранит намного меньше, чем изнасилования тех ирландских детей».

Маленькая хрупкая с оленьими глазами женщина вышла сражаться со всем миром. И проиграла самой себе. Долюбленные дети вырастают во взрослых, которые умеют любить. А если ты вырос в извращенном мире, то и самое светлое чувство будет искаженным, изуродованным, больным.

Она пыталась спасти других, таких же, как она. Привлечь внимание к страшным непоправимым вещам. Докричаться, достучаться. Но ее голос поглотила тишина безразличия.

Незадолго до смерти Шин записала видео в придорожном мотеле, где жила в тот момент. Такая концентрация боли, осознания своего одиночества и дикая усталость от бесконечной борьбы — страшный смертельный коктейль.

Она понимала, что больна.
«Психические заболевания в чем-то похожи на наркотики — им плевать, кто ты такая. Я не живу ради себя, если бы дело было только во мне, я бы уже давно отправилась бы прямо за своей мамой»...

Дикое сочетание одновременной борьбы за свою жизнь и желанием умереть. Она умоляла забрать ее домой. Она пыталась найти хоть кого-то, кто любит ее. И не смогла. Возможно, болезнь закрыла ее глаза. Она молила о помощи.

Последней каплей стало самоубийство ее сына.

Она так и не смогла справиться с болью, утратами и абсолютным одиночеством. Летом 2023 года Шинейд О'Коннор покончила жизнь самоубийством. Ей было пятьдесят шесть лет. Её психика была полностью разрушена.

С этой историей мы пришли к нашим психологам Благотворительного Фонда «Родительский мост». Им, как сотрудникам социально-психологической службы фонда, ежедневно приходится сталкиваться с насилием, пережитым в раннем возрасте детьми и взрослыми. Эта история и о сиротах, с которыми так нестерпимо сложно усыновителям и опекунам.

Надежда Разыграева:

— В ней так много боли, что ее невозможно было носить в себе. Эта внутренняя борьба и мысль о несправедливом отношении матери к детям вылилось в такое яркое творчество. Это крик о помощи, чтобы найти хоть какое-то утешение.

Она, как начала с рождения выживать, так и продолжала всю жизнь. Жизнь — борьба.
У Шинейд был выбор: полностью подчиниться и сдаться, либо бунтовать. Она выбрала второе.

Мать - тиран сформировала в ребенке тяжелые невротические реакции (смею предположить, вследствие детского насилия над маленькой Шинейд, развитие у нее в последующем БАР и других психических заболеваний), которые в будущим повлияли на способность выстраивать отношения, устанавливать социальные связи и близкие контакты.

Демонстративное и разрушительное поведение. В этой истории нет ни одного человека, который ей был очень близок, поддерживал ее и был опорой. То есть, доверия к миру никакого, глубокое чувство одиночества и саморазрушения. Она хотела спасти всех других и свое детство, но уже не себя. К себе она относилась так же, как ее мать-тиран.

Сильная, яркая, красивая, с чувством вины, с большим грузом боли, с внутренним чувством одиночества.

Ирина Михалина:

— Я очень люблю её творчество.

Если говорить здесь о травме, то, к сожалению, травма произошла до её рождения, у её родителей и прародителей. Невозможно ребёнку вырасти психически здоровым, когда вокруг настолько психически нездоровый мир.

Единственный человек, бабушка, которая была источником эмоционального тепла, (вряд ли можно здесь говорить об источнике безопасности) была отнята. Но, видимо, благодаря бабушке, Шинейд смогла чувствовать этот мир, творить и делиться красотой с другими.

Шинейд удивительный феномен, сохранить внутри себя человека, способного чувствовать, творить и любить в мире, когда тебя окружают психически поломанные взрослые и сплошное насилие.

Надежда Шегрен:

— Насилие порождает насилие. Если ребенок испытал такое в детстве, то он так к себе потом и относится всю жизнь. Это история про разрушение. Причем на уровне семьи. Родовой сценарий, как адская машина, которую часто хотят остановить дети.

И знаете, с такой болью иногда приходят дети — клиенты. Со словами: «Я ничто, и нет места на этой планете для меня».

Это история про тех, кто приходит к нам - и про детей, и про взрослых.

Но разве самоубийство это выход? Никогда не сдавайтесь!

Помочь работе Фонда: отправь СМС на номер 3434 со словом МОСТ и суммой пожертвования. Например, МОСТ 200
#родительскиймост #насилие #психология #ШинейдОКоннор #род_мост

Шинейд О'Коннор
Шинейд О'Коннор