Найти тему
Народ Востока

Можно ли евреям воевать в субботу?

Согласно канонам иудаизма, правоверному еврею следует воздерживаться от всякой полезной деятельности в субботу и в некоторые другие важные даты. Вместо этого ему предполагается отдыхать и посвящать свои мысли Всевышнему. Пользуясь этим 50 лет назад Египет и Сирия атаковали Израиль в канун праздника Йом-Кипур, и добились тогда немалых успехов. Это нападение получило название войны Судного дня, и считается одним из самых серьезных испытаний в истории нового еврейского государства.

Давайте поговорим о том, может ли еврей воевать в субботу.

Ветхий завет говорит нам, что еще филистимляне, южные соседи Израильского царства, первыми догадались начинать сражения в то время, когда израильтяне отмечали день субботний и религиозные праздники. Такие же хитрости позднее применяли македонский военачальник Птолемей Лаг и его римский коллега Гней Помпей Великий –это давало им некоторое преимущество в инициативе.

Более 2,3 тысячелетия назад земля Израиля была включена в состав империи Александра Македонского. После его ухода из жизни страна досталась державе Селевкидов, центрами которой были Сирия и Месопотамия. Согласно понятиям того времени, евреи были обязаны давать своим сюзеренам вспомогательные отряды во время войны.

Но эллины быстро отказались от этой практики и освободили своих подданных от весеннего призыва, поскольку дети Сиона не собирались маршировать и сражаться в субботу и требовали, чтобы их еда была приготовлена по канонам иудаизма. Когда римляне стали править миром, они подтвердили эту привилегию, и, таким образом, еврейский народ был официально избавлен от воинской повинности при условии оплаты больших налогов.

-2

Но спустя тысячелетия еврейская государственность была восстановлена. Хоть это было дело рук неверующих социалистов, страна была устроена на основании религиозных принципов. Тем не менее, вопрос с военной службой в запретные дни пришлось как-то решать. С этим соглашались даже самые упертые раввины, поскольку не желали, чтоб арабы пощупали их за мягкие точки. И тогда пришлось обратиться к первоисточникам.

2 тысячи лет назад еврейская независимость была, как та лампочка – то потухнет, от погаснет. Израиль то получал свободу, то был вынужден подчиниться превосходящей силе. Поэтому в обществе было много конкурирующих политических течений, которые рядились в одежды религии.

Главными из них являлись саддукеи – это те ребята, которые в дальнейшем отправят на крест Христа. Несмотря на то, что они стояли у власти и, по идее, должны иметь государственнические убеждения, представители этого течения иудаизма полагали, что еврею не следует нарушать законов субботы даже во время войны.

Но когда на трон села династия Хасмонеев, которые и сами по происхождению были из рода священников, несогласным накрутили хвост, и было принято решение, что в таком случае еврей имеет право держать оружие. Если точнее, был принят компромиссный вариант: следовало отражать набеги врагов «даже если они берут только солому и сено». Но это касалось только пограничных, а не внутренних городов, нападения на которые приходилось терпеть стоически. Также, израильтяне в субботу не имели права начинать войны. Но если война уже началась, ее не обязательно приостанавливать ради шаббата.

-3

Затем на первый план вышло движение фарисеев, которые сумели отодвинуть саддукеев от управления Иудейским царством. Они имели иное мнение на этот счет, и полагали, что евреи в субботу могут не только воевать, но и даже начать войну ради защиты или отвоевания земли Израиля.

Поскольку современный иудаизм базируется именно на вероучении фарисеев, сейчас считается, что ради собственной безопасности евреям в заповедные дни дозволено сражаться и выполнять иные необходимые военные обязанности. В равной степени это касается других профессий, которые занимаются сохранением жизни – пожарных и докторов.

Хотя реализуется это правило весьма специфически. Так, например, подразделения ЦАХАЛа, что находятся на боевом дежурстве или напрямую участвуют в военных действиях, не соблюдают те правила шаббата, которые говорят, что им необходимо воздерживаться от всякой полезной деятельности. Но если они в тылу, эти обязанности действуют и для них.

-4

В любом случае, большинство из них воевало бы и без дозволения свыше – в основном, израильтяне светские люди. А вот солдаты из религиозных семей соблюдают традиции. Если все же началась война, это требования более не распространяются и на них. Хотя ЦАХАЛ старается минимально использовать солдат-харедим, ибо проблем от них больше, чем пользы.