Найти тему
Павел Иткин

Электросамокаты: запретить нельзя оставить?

Арендные электросамокаты вызывают у петербуржцев смешанные чувства. Многие считают их опасными
Арендные электросамокаты вызывают у петербуржцев смешанные чувства. Многие считают их опасными

Проблемой арендных электросамокатов я занимаюсь уже почти пять лет – еще в 2019 году было понятно, что кикшеринг (аренда) средств индивидуальной мобильности станет для Санкт-Петербурга и его жителей настоящей проблемой. Как я и предполагал, число «самокатных» происшествий увеличивается в геометрической прогрессии – в ДТП с СИМами петербуржцы попадают едва ли не ежедневно. В этой статье расскажу о сложностях в регулировании кикшеринговых самокатов и о том, что нужно сделать, чтобы комфортно было автолюбителям, пешеходам и самокатчикам.

Основные претензии к кикшеринговым сервисам:

- Небезопасно;

- Не платят налоги в Петербурге;

- Не участвуют в создании городской инфраструктуры;

- Не создаются цивилизованные стоянки;

- СЛОЖНО ПРИВЛЕЧЬ НАРУШИТЕЛЕЙ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ. Сотрудники полиции не заинтересованы в «гонках» за самокатчиками.

Нужен номер

Действующим законодательством средства индивидуальной мобильности признаны транспортными средствами, а лица, управляющие ими, - водителями.

Казалось бы, это должно упростить ситуацию, но нет. Электросамокатам и другим СИМ разрешили ездить по тротуарам. Но мой взгляд, это фатальная ошибка – любое транспортное средство нужно «разводить» с пешеходами.

Также убежден, электросамокаты, в особенности арендные, необходимо оснастить государственными регистрационными номерами. Это позволит с помощью городских камер выявлять нарушителей ПДД, устанавливать виновников дорожно-транспортных происшествий и привлекать их к ответственности.

Еще одна необходимая мера – обязательная страховка для кикшеринговых самокатов. Если управляющий СИМом человек причинит кому-то вред, страховая компания должна будет его возместить.

Мораторий

Ранее я внес в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга законопроект о моратории на аренду в Санкт-Петербурге электросамокатов и других СМИ на три года: с 1 января 2024 по 1 января 2027 года. Проект закона вызвал шквал негодования в стане защитников самокатов, но большая часть петербуржцев идею моратория поддерживает.

Повторюсь, мера вынужденная – кикшеринговые сервисы и транспортный блок городского правительства пока не могут решить обозначенные проблемы. Соглашения Комитета по транспорту с кикшеринговыми компаниями по факту носят рекомендательный характер и не решают главную задачу – обеспечение безопасности пешеходов и лиц, управляющих электросамокатами.

Можно бесконечно ограничивать скорость движения СИМов, «закрывать» для них участки улиц и площадей, развешивая соответствующие дорожные знаки, но результата не будет. Пока за нарушения никто не несет ответственности и нет должностных лиц с полномочиями «наказывать», «ограничения» не будут соблюдаться. Необходимы жесткие решения, чтобы навести порядок в этой сфере.

Не нужно «привязываться» к трем годам. На самом деле кикшеринги могут устранить большую часть претензий в течение нескольких месяцев. Сейчас сезон фактически закончен, ничто не мешает до начала следующего устранить претензии и начать работать в нашем городе по цивилизованным правилам.

Стихийные парковки самокатов создают для петербуржцев неудобства. Кикшеринговые сервисы не платят ни копейки за использование городской земли.
Стихийные парковки самокатов создают для петербуржцев неудобства. Кикшеринговые сервисы не платят ни копейки за использование городской земли.

«Налог на самокат»

Еще одно мое предложение - заставить кикшеринговые компании создавать места для парковки СИМ и оплачивать использование городской земли. Если стоимость парковки электросамокатов приравнять к половине цены годового парковочного разрешения для мопеда/ мотоцикла, которая составляет 71,3 тыс. рублей, за парковку самоката компания-владелец должна будет платить городу 35,6 тыс. рублей.

В этом году количество кикшеринговых электросамокатов в Северной столице превысило 30 тыс. единиц. То есть «налог на самокаты» может принести городу больше миллиарда рублей. В следующем году кикшеринговые компании прогнозируют рост парка электросамокатов на наших улицах до 40 тыс. Если не остановить этот процесс, весь Петербург скоро превратится в гигантскую парковку для самокатов.

Решение есть - нужно заставить кикшеринговые компании заставить платить за размещение СИМ в городе. В результате процесс бесконтрольного увеличения парка самокатов быстро прекратится. Бизнес умеет считать не только доходы, но и расходы.

Движение на самокате по тротуару нужно запрещать. Чаще всего в таких "ДТП" страдают дети и пожилые
Движение на самокате по тротуару нужно запрещать. Чаще всего в таких "ДТП" страдают дети и пожилые

В Питере - платить

В нашем городе 4 основных игрока кикшеринга. Все они зарегистрированы в других регионах. То есть, прибыль они генерируют в Санкт-Петербурге, а налоги платят в других городах. На мой взгляд, это не только несправедливо. Арендные самокаты используют городскую инфраструктуру, доставляют неудобство жителям, но деньги уходят «куда-то туда».

Если организация зарабатывает в Санкт-Петербурге, она должна платить налоги здесь. Самая крупная кикшеринговая компания недавно с гордостью рассказывала, что пользователи в Петербурге совершили больше 9 млн поездок. Но город не получил с этого ни копейки!!!

Ничто не мешает кикшерингам создавать обособленные подразделения в Петербурге и платить налоги здесь. Если предположить, что средняя стоимость аренды самоката около 200 рублей, 9 млн поездок принесли этой компании 1,8 млрд рублей, а наш город потерял 360 млн рублей налога на прибыль.

Движение в правильном направлении

Недавно зампред комитета по транспорту Дмитрий Ваньчков выступил в СМИ и рассказал, что с кикшеринговыми компаниями обсуждается обязательная аутентификация с помощью Госуслуг для доступа к аренде СИМ. Эта мера должна сделать недоступной аренду самокатов для несовершеннолетних.

Я также неоднократно призывал кикшеринги внедрить подтверждение личности через портал «Госуслуг». Прекрасно, что Комитет по транспорту слышит предложения депутатов и готов внедрять их.

Уверен, чтобы создать комфортные условия для сосуществования СИМов, пешеходов и автомобилей в Санкт-Петербурге, нужен весь комплекс озвученных мною мер.

Вместе наведем порядок на наших улицах!