Найти тему

Дошкольное образование в Израиле

Оглавление

Даже если ваш ребёнок в России уже посещал детский сад, новый коллектив и незнакомая обстановка могут вызвать у него стресс. Он встретит воспитателей, которых раньше не видел, и которые будут говорить с ним на неизвестном языке. Для родителей отправка малыша в израильский детский сад тоже будет испытанием на прочность: многое здесь окажется совсем не таким, к чему вы привыкли.

Дошкольное образование в Израиле устроено немного не так, как мы привыкли дома, но у него есть одно огромное и неоспоримое преимущество: оно воспитывает свободную и гармоничную личность. Израильские дети постигают мир посредством исследований и открытий, учатся задавать вопросы и размышлять над своими выводами. Они учатся сопереживать, взаимодействовать со сверстниками, принимать ограничения; они развивают в себе гибкость мышления и умение решать проблемы. И всё это закладывается в самом юном возрасте, что очень важно.

Как устроено дошкольное образование в Израиле

Термина «дошкольный» в иврите не существует. Учреждения, в которых проходит обучение детей с 3-х до 6-ти лет, называются словом «ган», что означает «детский сад» – по аналогии с немецким “kindergarten”, откуда и пошло это название. В основе этой метафоры лежит представление о том, что ребёнок подобен саженцу: его нужно лелеять и растить, чтобы он мог проявить свою природу и свои сильные стороны. Воспитатель в Израиле именуется словом «ганенет» – смотритель сада.

Поскольку в Израиле отпуск по беременности и родам очень короткий, то детей приходится определять в ясли с трёх-шести месяцев. В ясельной группе ребёнок может находиться до 3-х лет. Как правило, пребывание в таких группах – платное: лишь иногда муниципалитеты могут предложить субсидии для малоимущих. Однако, если семья выбрала для жительства один из «городов развития», то у неё есть шанс устроить ребёнка в муниципальные ясли, за которые не придётся платить. К «городам развития» (аярат питуах) относятся, например, Сдерот, Бейт-Шемеш и Кармиэль – всего их около двадцати.

В стране есть несколько типов детских садов:

  • Мишпахтон – что-то похожее на частный детсад в России. Располагается в обычном доме. Группы состоят из 5-6 детей в возрасте от 3 месяцев до 3 лет. Муниципалитет утверждает штат и программу обучения.
  • Пеутон – муниципальные детские сады, по формату напоминающие мишпахтон: они тоже могут размещаться в частном доме. Размер оплаты зависит от дохода родителей.
  • Маон йом – детсады от общественных организаций, предусмотрены для помощи одиноким и многодетным матерям. Посещение платное. Контроль за работой осуществляется со стороны Министерства образования и Министерства соцобеспечения и благосостояния.
  • Ган прати – частные детские сады, где все вопросы содержания и обучения детей решает сам организатор.

С 3-х лет дети обязаны посещать детский сад. Государственные детсады бесплатны. Малыши находятся там, как правило, в первой половине дня, с 7:00 утра и до 13:00 часов. Некоторые сады работают до 16:00 часов – на это время там с детьми остаётся дежурный воспитатель или помощник. Это считается группой продлённого дня (цаарон), и за нахождение ребёнка в такой группе предусмотрена дополнительная оплата.

Сон, а также обед в муниципальных детсадах не предусмотрены: родители выдают своим детям ланчбоксы, фрукты и воду в бутылочках. В цаароне могут покормить горячим обедом, но это зависит от возможностей конкретного учреждения.

Разделение на группы в детсадах, особенно в муниципальных – довольно условное: все дети могут находиться в одном помещении, просто программы подготовки для разных возрастов отличаются. Частные сады могут позволить себе более индивидуальный подход. Как правило, есть 2 ступени:

  • 3-5 лет («ган кдам-хова» или «ган тром-хова»)
  • 5-6 лет (старшая группа, или «ган хова»)

«Ган хова» – это программа подготовки к школе, и посещение её обязательно. Если ребёнка до 5 лет родители ещё могут под каким-то очень уважительным предлогом не водить в детский сад, то после этого уже никакие оправдания не помогут.

В Израиле есть традиция справлять религиозные праздники целыми неделями, когда большинство муниципальных учреждений не работает – в том числе и детские сады. В этих случаях тоже выручает «продлёнка». Есть только одно неудобство: если детсад не слишком посещаемый, то цаарона там может не быть, и придётся устраивать ребёнка на «продлёнку» в другой детский сад. Летом группа продлённого дня может быть превращена в летний лагерь (кайтана), где дети остаются до первых чисел августа.

Реформа государственных детских садов

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в своей предвыборной программе обещал сделать бесплатными государственные детские сады для детей до 3-х лет. В мае 2023 года правительством была представлена программа субсидирования дошкольного образования, которая должна вступить в действие с 1 января 2024 года.

На первом этапе предусмотрено выделение пособия в размере до 940 шекелей, которое будет предоставлено на каждого ребёнка в возрасте до 3-х лет. Сумма будет зависеть от доходов родителей. Если ребёнок посещает контролируемый государством детсад, то компенсация в этом случае будет максимальной.

Ранее предполагалось, что с начала нового года субсидия будет предоставлена только на детей в возрасте от 2 до 3 лет.

Из истории дошкольного образования в Израиле

Практика создания детских садов существовала в еврейской диаспоре задолго до образования Государства Израиль. Накопленные учебные материалы и подготовленные к работе с детьми воспитатели помогли иммигрантам создать инфраструктуру дошкольных учреждений в Палестине. Первый еврейский детский сад был открыт в 1888 году в городе Ришон-ле-Цион. За ним последовало создание детских садов по всей стране.

Основных задач, возлагаемых на эти учреждения, было две: привить детям навыки разговорного иврита, чтобы подготовить их к школе, и освободить работающих матерей от обязанности присматривать за детьми.

В 20-е годы прошлого века всё школьное и дошкольное еврейское образование разделялось на три направления:

  1. Общее
  2. Религиозно-национальное
  3. Киббуцное

Эта система оставалась в силе до 1953 года, когда Кнессет принял Закон «О государственном образовании». Согласно этому закону, детские сады должны быть бесплатными и формировать такую среду, которая позволит ребёнку получать опыт через самостоятельное познание окружающего мира. Задача воспитателя при этом заключается в том, чтобы поощрять детей к участию в различных видах деятельности.

Три направления в системе образования сохранились, только теперь они выглядят так: светское еврейское, религиозное еврейское и арабское. Это разделение является чисто условным, поскольку, например, существуют государственные учебные заведения (хинух мамлахти) и «признанные государством» – хинух мукар. Последние пользуются более широкой автономией в вопросах выбора учебных программ и методик. Есть также ультраортодоксальные учебные заведения, которые следуют собственным стандартам. И такое разделение начинается ещё в детском саду.

Методики работы с детьми в израильских дошкольных учреждениях

Каждый детский сад в Израиле активно вовлекает родителей в воспитательный процесс. Как минимум три раза в год проводятся совместные праздники для детей и их родителей. Проводятся также встречи, на которых присутствуют малыши и взрослые, а педагогический коллектив встречается с родителями в начале года и в середине. Воспитатели объясняют взрослым, что и как изучают в детских садах, а Министерство образования (Мисрад ха-Хинух) даже разработало с этой целью учебные материалы.

Министерство образования Израиля, кроме того, составило множество инновационных программ, которые помогают расширять и совершенствовать дошкольное образование в стране. Воспитанников детского сада водят в музеи, чтобы они могли поближе познакомиться с экспонатами; в время экскурсии устраиваются обсуждения и игровые мероприятия. Малышей знакомят и с миром искусства: рассказывают о музыкальных инструментах, дают поиграть на них, водят детей на концерты.

Есть удивительная программа «Мабат Лаган», разработанная Тель-Авивским университетом, которая знакомит детей с наукой и техникой, даёт им представления об астрономии, животных, окружающем мире.

Программа под названием «Сегев» побуждает маленьких детей узнавать о правильном питании и хорошем здоровье. Они участвуют в мероприятиях, на которых обсуждаются различные продукты и то, как они помогают укреплять тело.

В пространстве детского сада есть две основные зоны: помещение группы и двор. В них организуются всевозможные активности, связанные как с игрой, так и с обучением. Игровые центры поделены на зоны: например, зона для ролевых игр («кабинет врача», «магазин» и так далее), зона для игр с кубиками или конструктором, творческая зона (место для рисования, лепки, вырезания и склеивания). В группе, как правило, есть библиотечка, живой уголок, компьютеры.

Поскольку климат в Израиле тёплый и позволяет проводить много времени на открытом воздухе, то двор детсада служит продолжением класса и местом, где дети могут проявлять творческий подход и играть в подвижные игры: копаться в песочнице, что-то строить, бросать мяч в корзину или украшать детский домик.

Как устроить ребёнка в ясли и детсад в Израиле?

Записать малыша в дошкольное учреждение можно через интернет или напрямую – в специальном регистрационном пункте, которые открываются в определённое время (обычно в середине-конце января). Муниципальные власти информируют граждан о том, где и когда появятся такие пункты.

Для регистрации потребуются документы родителей (Теудат-Зеут с вкладышем и Теудат-Оле) и свидетельство о рождении ребёнка (Теудат-Лида). При записи нужно обязательно указать, в какой детсад родители хотят отдать ребёнка, в светский или религиозный. После регистрации нужно ожидать решения, которое будет отправлено почтой (ответ обычно присылают в июле).

В приёме могут отказать, если малыш ещё не достиг положенного возраста. Дело в том, что в муниципальные сады принимают детей от 3-х лет, и 3 года ему должно исполниться до 31 декабря. Раньше при муниципалитетах создавались комиссии, где решались вопросы приёма в детсад тех детей, которые родились до 15 января следующего года, но в 2022 году Министерство образования прекратило такую практику.