2K подписчиков

Писатели о дорогих сердцу вещах: Александр Вергелис. "Прощай, Страдивариус!"

О вещах, которые долгое время сопровождали его семью, рассказал нам петербургский писатель Александр Вереглис.

Мой институтский товарищ – большой специалист по «старенькому». Так на его профессиональном жаргоне именуется антиквариат,  винтаж и просто допотопный хлам, которым наполнена его «хрущоба»: вилки, бутылки, гирьки от весов, подковы, чугунные утюги, аптечные пузырьки с чудом сохранившимися бумажными сигнатурами... Все это он где-то покупает и кому-то продает. Дома у него своего рода музей, только вот экспозиция постоянно меняется – что-то исчезает, что-то появляется. Мой однокашник знает цену любой мелочи, потому-то он так всегда сердится, когда я рассказываю ему о своём «стареньком». Признаться, я и сам на себя сержусь. Где оно, моё «старенькое»? Куда подевалось?

Писатель Александр Вергелис
Писатель Александр Вергелис

Куда, например, сгинул театральный бинокль с перламутровым корпусом, вечно болтавшийся под ногами? Бинокль этот был приравнен к обычным игрушкам, и подобно им, прошедшим через наши детские руки, стал калекой. У него имелась когда-то длинная ручка, как у лорнета – куда она исчезла? Одна из маленьких линз выпала и болталась внутри, так что смотреть надо было, закрыв один глаз – как в подзорную трубу. Крутя латунное колесико, я глядел из окна на тогда еще зеленый Строгановский дворец, на Невский проспект с еще не сгоревшим куполом Голландской церкви, на разноцветно светившийся по вечерам шар на башенке Дома книги.

Мы тогда жили в огромной коммунальной квартире на углу Невского и Мойки, в здании, где на исходе Гражданской войны было устроено что-то вроде общежития для писателей, художников и прочей творческой интеллигенции. Дом искусств или, сокращенно, Диск. Там Александр Грин написал «Алые паруса». И еще много чего было там написано за короткое время существования «Сумасшедшего корабля» – как назвала его одна из обитательниц.

Дом искусств, расположенный в доме купца Елисеева, на углу Невского проспекта и набережной Мойки
Дом искусств, расположенный в доме купца Елисеева, на углу Невского проспекта и набережной Мойки

К тому времени, когда мой дед получил комнату в том удивительном доме, дух художнической общины уже выветрился, а к моменту моего рождения там давно утвердился прочный коммунальный быт. Квартира наша была всем коммуналкам коммуналка: длиннейший широкий коридор, две кухни, два туалета, несколько кладовок и что-то около двадцати жилых комнат, обитатели которых находились в весьма сложных отношениях друг с другом. Горячей воды не было, и чтобы помыться и постирать, приходилось, дождавшись своей очереди, топить чугунную колонку дровами, которые приходилось выискивать по дворам, радуясь деревянным ящикам и выброшенным новогодним ёлкам.

Этого дома больше нет. Вернее, остались от него только внешние стены, а то, что было внутри, все эти странные комнаты причудливых форм   разломали и выгребли, чтобы устроить там пятизвездную гостиницу. Какого только «старенького» не нашли, наверное, те, кто крушил стены восемнадцатого века, в которых – я уверен – было второпях упрятано немало ценного. Однажды наш сосед разбирал давно не работающую печь и за изразцами обнаружил шкатулку с драгоценностями. До революции дом принадлежал купцам Елисеевым.

О вещах, которые долгое время сопровождали его семью, рассказал нам петербургский писатель Александр Вереглис.  Мой институтский товарищ – большой специалист по «старенькому».-3

Театральный бинокль был не единственной вещью из категории «старенького», болтавшихся у нас под ногами. Помню бесчисленные латунные подставки для вилок, бронзовые безделушки непонятного назначения, тяжелый барометр, пророчества которого о дождях и бурях всегда сбывались. Мы жили в окружении вещей, время которых давно ушло, но которые не хотели уступать пластмассе и нержавейке, демонстрируя свою первозданную прочность. Кофе мы мололи прабабкиной ручной кофемолкой, орехи кололи её же щипчиками – не говоря уже о вечной несокрушимой ступке, весившей чуть ли не полпуда. На обеденном столе вперемежку с советскими тарелками и чашками стояли недобитые остатки кузнецовского фарфора.

Единственным «стареньким», которому было выделено отдельное место, были книги со всеми их ятями и ерами: все эти «Нивы» и «Вестники Европы» в мраморных обложках,  до крайности затрепанное собрание сочинений Льва Толстого с целыми французскими страницами без перевода... Особняком в этом ряду стоял Гейне с готическим шрифтом – его, по-видимому, читала прабабушка, немецкий для которой был родным.

А в расписной деревянной кубышке хранились монеты: восточные с арабской вязью, латвийские серебряные «латы» с девичьим профилем, серебряные же советские полтинники двадцатых годов с изображением молотобойца. Не считая всякой копеечной мелочи николаевских времен. Это были жалкие остатки дедовой коллекции, пропавшей в начале войны. Основную часть своего нумизматического собрания дед закопал в саду летом сорок первого года, где ее вскоре обнаружил ушлый немец, обследовавший участок при помощи миноискателя.

О вещах, которые долгое время сопровождали его семью, рассказал нам петербургский писатель Александр Вереглис.  Мой институтский товарищ – большой специалист по «старенькому».-4

Слушая эту историю, мой приятель, спец по «старенькому», воет и лезет на стенку от боли. Я успокаиваю его как могу, рассказывая, как щедра  наша дачная земля. Как бы возмещая эту потерю, она то и дело подбрасывала нам множество презентов. Во время перекапывания огорода на поверхность обязательно выныривала какая-нибудь нумизматическая мелочь – то полкопейки, то алтын. В один прекрасный день вместе с корнями сныти на божий свет был извлечен медальон с профилем Николая Второго. А однажды вдруг – гутен морген! – десять пфеннигов с орлом и свастикой. Не тот ли немец-кладоискатель обронил?

Благодаря бережливости или безалаберности своих обитателей, моих дорогих предков, наш дачный дом накопил в себе множество разнообразного исторического мусора. По разряду «старенького» проходит и он сам, построенный ещё во время Первой русской революции и чудом переживший несколько войн и смут. Дом, слава богу, неплохо сохранился – даже лепнина на потолках до сих пор не отвалилась. Некоторые комнаты поныне оклеены столь ветхими обоями, что под ними можно обнаружить газетные новости с фронтов Германской войны.

Дом семьи Александра Вергелиса. Художник Константин Черников
Дом семьи Александра Вергелиса. Художник Константин Черников

С детства я относился к этому дому как к живому существу, и это не было лишено оснований. Дух дома как будто общался с нами посредством  предметов, преподнося нам то одну, то другую вещь, которая по всем правилам должна была давно кануть в небытие: бронзовую пепельницу в виде виноградного листа, пресс-папье или массивную стеклянную чернильницу. То вдруг на чердаке кто-нибудь находил всеми забытую проржавевшую птичью клетку, то огромное блюдо – не иначе как для осетра – обнаруживалось под кучей тряпья. Мне, грезившему мушкетерскими подвигами, однажды был подсунут обломанный эспадрон – ржавый, но вполне пригодный для того, чтобы кого-нибудь проткнуть.

Но были и вещи, изначально от этого дома неотделимые, сразу ставшие частью моей картины мира – например, черное пианино фабрики Гентша, кривоногий дубовый стол в столовой или граммофон в одной из комнат наверху. За граммофон, исчезнувший в одну из прошлых зим, мой приятель готов меня расстрелять. И он прав: как можно было хранить это на даче, куда столь часто наведывались воры?

В детстве я тайно проникал в запретную комнату и, провернув несколько раз кривую ручку, смотрел, как, шурша, вращался диск. Игла была давно потеряна, да и пластинки были стерты до гладкости, но столетний механизм работал – и накрутив ручку, можно было танцевать под беззвучную музыку. Мне казалось, что из широкого зеленого раструба летели звуки военной меди, сливавшиеся в печальный маньчжурский вальс. Эти воображаемые звуки имели отношение к тому миру, который населяли мужчины и женщины с черно-белых плотных фотокарточек.

Фотографии из семейного альбома Александра Вергелиса
Фотографии из семейного альбома Александра Вергелиса

Однажды я  крутанул ручку слишком рьяно. Пружина не выдержала, диск больше не вращался. Иногда мне кажется, что это хорошо: меньше сожалеешь о похищенной вещи, если она испорчена. Но это, увы, слабое утешение. Как бы то ни было, граммофон исчез, а музыка осталась при мне.

Незваные гости навещали наш дом регулярно – в последний раз вместе с граммофоном пропало особенно много вещей. Неизвестные любители «старенького» по-видимому, подкатили на грузовике: помимо мелочей взяли и лежавший под лестницей самовар, столь огромный, что годился для чаепития со слоном, и кое-что из мебели. «Почему вы держите все это на даче?» – негодует мой приятель. Не знаю... Наверное, потому, что все эти вещи могли находиться только там и нигде более…

Иногда я захожу в антикварные магазины в надежде увидеть что-нибудь из нашего «старенького». И хорошо, наверное, что не вижу – что бы я почувствовал, углядев, например, украденное канапе, разлученное со своим близнецом, полуразвалившимся ореховым креслом, которым разборчивые похитители пренебрегли?

О вещах, которые долгое время сопровождали его семью, рассказал нам петербургский писатель Александр Вереглис.  Мой институтский товарищ – большой специалист по «старенькому».-7

Но более всего мне жалко нашего Страдивариуса. Сколько себя помню, скрипка всегда лежала на высоком, как крепостная башня, старинном шкафу – ее маленькая головка-завиток на тонкой шейке осторожно выглядывала сверху, робко напоминая о своей горестной судьбе. При ближайшем рассмотрении инструмент напоминал детский трупик – из четырех струн три были оборваны, дека потемнела от времени. Но там, внутри, в узкую щелочку эфы еще можно было увидеть таинственные буквы: Antonius Stradivarius. Скорее всего, это была подделка.

На скрипке играл прабабкин брат. Сохранилась его карточка – здоровяк во фраке с пышными усами. Мама всю жизнь мечтала отреставрировать его Страдивариуса, надеясь, что кто-то из нас, лентяев и хулиганов будет играть на скрипке. Это было одно из многих мечтаний моих родителей, сбыться которым не было суждено никогда.

Однажды вечером по телевизору показывали детектив «Визит к Минотавру» – о поисках украденной скрипки великого мастера. На следующий день я пришел в школу и объявил, что скрипка найдена. Она находится у нас на даче. Да, старинный шедевр пылится на шкафу среди хлама. Сосед по парте страдальчески застонал – он не мог перенести такой чудовищной лжи. Математик, не терпевший на уроке даже шепота, выпучил глаза и топнул ногой. Сосед по парте поднял руку, встал и со скромной улыбкой объявил: «Саша говорит, что у него на чердаке спрятана скрипка Страдивари». Грянул великий смех. Математик болезненно поморщился, грозно шикнул и продолжил чертить на доске треугольник. Всю неделю – пока не кончился сериал – я был объектом самых гнусных насмешек. Мне никто не верил. Я впервые ощутил, как это мучительно – когда ты говоришь правду, а тебя поднимают на смех.

Страдивари пробует инструмент. Гравюра XIX века
Страдивари пробует инструмент. Гравюра XIX века

Прощай же, Страдивариус! Прости, что мы так и не позаботились о тебе – надеюсь, у новых хозяев ты чувствуешь себя гораздо лучше. Прощай, неизвестно куда исчезнувшее «старенькое»! Что толку жалеть, цепляться за вещи, когда сама жизнь куда-то уходит, когда само время как будто просачивается сквозь щели старого дома? Когда-нибудь почти всё, что нас окружает, превратится в ненужный хлам, будет без жалости выброшено, а то, что уцелеет, быть может, объявят исторической ценностью, частью материальной культуры давно прошедшей эпохи. Дай Бог, если будет кому всем этим интересоваться и всё это коллекционировать. Благословляю будущих собирателей священного сора – они будут думать о нашем времени, а значит и о нас. Благословляю этих еще не родившихся чудаков и шлю им свой старомодный сердечный привет из далёкого прошлого.

Александр Вергелис