Найти в Дзене
BFM.ru

Виталий Княгиничев, «Ингосстрах»: «Решение Центробанка ввести тарифный коридор положительно сказалось на рынке автострахования»

   пресс-служба
пресс-служба

По мнению эксперта «Ингосстраха» Виталия Княгиничева, несмотря на все экономические сложности, спрос на страхование автомобилей будет только расти, а повышение тарифов будет постепенным и комфортным для водителей.

Все мы видим, что происходит с курсом рубля, и знаем, что сильно усложнились логистические цепочки. Это не могло не отразиться на ценах запчастей на автомобили. В связи с этим вопрос, как на это отреагировал рынок и как изменилась методика определения цены на запчасти у автомобиля?

Виталий Княгиничев: Во-первых, нужно сказать, что запчасти выросли еще весной, и на самом деле рынок рос еще и по количеству (на 2%). Что касается справочников, здесь сложилась интересная ситуация, что импортеры в своих рекомендованных ценах повышали стоимость запчастей, но на самом деле на рынок ничего не поставляли. И Центробанк принял грамотное решение: методика расчета стоимости запчастей и справочники по ОСАГО поменялись, и на сегодняшний день в ней учитываются только те запчасти, которые присутствуют на рынке, а это по большей части альтернативные поставки, то есть не оригинал. (Оригинала по большей части на рынке нет.) И это позволило на какое-то время стабилизировать цены на запчасти, но потом курс валюты пошел вверх, и это сказалось на стоимости. Пока после прошлогоднего роста цены более или менее были стабильны, но сейчас они поползли вверх. Однако это мы увидим в справочниках только в декабре.

А водители как реагируют на то, что им предлагается ставить не оригинал?

Виталий Княгиничев: Оригинал найти можно. Но срок поставки оригинала растягивается до шести месяцев, а иногда поставщики вообще не называют сроков. То есть сроки вообще отсутствуют. Можно и год ждать эту запчасть. Но по большому счету оригинал можно поставить. Если автовладелец готов ждать.

Есть ли какие-то сложности с выплатами по ОСАГО сейчас в связи со всеми обстоятельствами, о которых мы только что поговорили?

Виталий Княгиничев: С выплатами сложностей нет. Есть сложности с ремонтом и, как я говорил, со сроками поставки запчастей. То есть они зачастую выходят далеко за рамки установленных законом, поэтому если человек готов ждать, то он подписывает соглашение, и мы осуществляем ремонт в обычном порядке. Если не готов ждать, мы подписываем соглашение, выплачиваем страховое возмещение деньгами. В общем, тоже определенную категорию водителей это устраивает.

А в процентном соотношении кто сейчас что предпочитает? Какой процент предпочитает ремонт, а какой — живые деньги?

Виталий Княгиничев: Большинство людей предпочитают получить деньгами, потому что видят в этом возможность сэкономить. Порядка 90% людей получают деньги.

А динамика здесь какая? Процент меняется, таких людей становится больше или меньше?

Виталий Княгиничев: Количество этих людей увеличивается.

И если сейчас уже можно подводить какие-то предварительные итоги по девяти месяцам, то какие главные точки, главные тренды вы бы отметили в разрезе ОСАГО?

Виталий Княгиничев: Главное — то, что решение Центробанка ввести тарифный коридор положительно сказалось на рынке. Оно позволило страховым компаниям сохранить стабильность и в то же время самим страховым компаниям более мягко ввести это повышение с помощью коридора страховой компании для «хороших» водителей, а это большинство, практически 80% рынка. Повышение для них было мягким, то есть цены повысились на 3-5%, а для водителей, которые часто попадают в аварии, рост был более существенным. В среднем премии на рынке выросли на 10%.

А для тех, для кого страховка подорожала сильно, как это отразилось на поведении водителя? Не стало ли больше желающих на свой страх и риск покупать поддельные полисы, ездить вообще без полиса, например?

Виталий Княгиничев: Рынок вырос по количеству, что свидетельствует о том, что выросло проникновение, потому что количество зарегистрированных машин на самом деле не поменялось. Сколько выбыло, столько прибыло. То есть выросло именно проникновение. Это влияние не только тарифного коридора, но и перестраховочного пула, о котором было принято решение ранее. То есть те сегменты рынка, которые недотарифицированы, страховые компании, условно говоря, сбрасывают в одну корзину и, соответственно, выплачивают все компании пропорционально. Эти возмещения помогли повысить проникновение. Так что какого-то оттока страхователей мы не видим. Наоборот, проникновение повышается.

Ждать ли нам повышения тарифов в следующем году?

Виталий Княгиничев: Да, тарифы будут неизбежно повышаться. Вряд ли в начале года, думаю, что где-то в середине года, потому что мы ожидаем, что в марте будет полное отражение роста курса валют на запчастях, и после этого тарифы пойдут в рост.

А на сколько? Там запас остался 5%. А как будет трансформироваться сам автомобильный рынок?

Виталий Княгиничев: Несмотря на то что автомобили серьезно дорожают, все это замечают, все об этом знают, тем не менее спрос на автомобили достаточно большой. К концу года, я думаю, мы перевалим за 1 млн проданных новых автомобилей. На самом деле для нашего рынка это очень мало. До пандемии продавалось 1 млн 800 тысяч новых авто. То есть фактически у нас существует двукратный дефицит новых автомобилей. Не думаю, что мы этот дефицит покроем за один год, но совершенно очевидно, что, несмотря на рост стоимости этих автомобилей, стоимости их ремонта и так далее, рынок неизбежно будет расти, может быть, не такими темпами. Мы прогнозируем, что в следующем году он вырастет на 10%.