Замечательная актриса Людмила Иванова, более всего известная по роли профорга Шуры из "Служебного романа", в родном театре "Современник" была еще и парторгом. Это не деньги собирать на партвзносы, как мы помним. Это следить за нравственностью актёров. В том числе. Но дело сие неблагодарное. Нравственность в театре только на сцене, в спектакле. Как только актер (актриса) уходит за кулисы мораль заканчивается. Увы. Влезать в эти материи было опасно. Людмила "Шура" Иванова предпочитала сосредоточится на других вопросах. А именно, на конфликте "театр - государство".
Вот , к примеру, как она описывает постановку спектакля "Голый король" по Шварцу: "Это была политическая сатира, веселая,... эзопов язык - все было узнаваемо , современно, поэтому спектакль так захватывающе действовал на публику".
Актер Игорь Кваша играл Первого Министра и был специально загримирован под Михаила Калинина. Когда его герой произносил:"Ох, король! Ах, умница!" - в зале раздавался гром аплодисментов. Понятно о ком думал зритель в 1960 году.
Артист Сергачев исполнял роль Министра Нежных Чувств. Он удачно, по мнению парторга Ивановой, импровизировал. Однажды он вдруг подпрыгнул и запел:"Мы в лесочек не пойдем, нам в лесочке стра-а-а-ашно!" Все понимали, что он имеет в виду цензуру. В другой раз, он же шептал:"У нас такие секреты - обхохочешься! ", намекая на советскую разведку. И зрители и парторг балдели от смелости.
"Голого короля" Евгения Евстигнеева нарядили в плавки телесного цвета, голубая лента, перекинутая через шею, прикрывала его причинное место. Фрейлины бегали в корсетах и лосинах. Минуточку, на дворе стоял 1960 год, а не 2000!
Здесь важно понимать, что "Современник" был создан в 1956 при полной поддержке Государства. Тогда не было "потаниных" и прочих филантропов. Продюссером и спонсором выступали коммунисты из высоких кабинетов отдела Культуры ЦК КПСС, Горкома КПСС и Минкульта СССР. Жаль мы не знаем как клялся в верности идеям В. И. Ленина Олег Ефремов при посещении тех высоких кабинетов. Смею предположить, что его спичи могли украсить любой съезд КПСС.
Я немного отдалился от темы. Вернусь. Первоначально "Современник" определили под крыло МХАТа. Главный театр давал им свою сцену и другие ресурсы. И тут такой выпад. Такая благодарность молодых актеров. Естественно высокая комиссия МХАТа, ( а не ЦК и Минкульта) возмутилась увиденным. Вот что пишет парторг Иванова:
"Мы пытались убеждать, но члены комиссии передергивали, перевирали факты".
А что там перевирать, если Ефремов сознательно все сделал двусмысленно, он же ставил спектакль.
И дальше:
"я после заседания сидела и плакала от невозможности защитить спектакль и артистов, восстановить справедливость".
В чем восстанавливать справедливость? Понимали Иванова смысл слова "справедливость"? Не уверен.
В итоге МХАТ растрорг договор с "Современником". Однако Министерство культуры нашло для них сцену - театр им. Пушкина, театр Киноактера. Но это недолго. Ребятам с фигой в кармане подобрали постоянную сцену у метро Маяковская, а позднее на Чистых прудах. Михаил Козаков считал день премьеры "Голого короля" - 5 апреля 1960 - настоящим днем рождения театра. С этого дня в "Современник" продавалось 100% билетов.
Невероятная отходчивость советской власти. Поэтому я не удивлён, что свой 50-летний юбилей "Современник" отметил "Крутым маршрутом", а не пьесой Виктора Розова "Вечно живые", с которой начинался театр в 1956. В довершение всего, продолжательница дела Ефремова, экс-депутатка от "Наш дом - Россия" Галина Волчек, получила Героя труда в 2017. Ничего не скажешь - лицемерие, цинизм, фига в кармане - это тяжелый труд.
Кстати, почему бы не поставить "Голого короля" в 2023? Не слышали, читатели, кто-то из театров осмелился?
Статьи по теме: