Александр Борисович Градский, на мой взгляд, был одним из самых выдающихся композиторов и известным исполнителем своих воистину бессмертных хитов.
С трепетом и волнением вспоминаю исполнение в Большом театре его знаменитой авторской песни «Как молоды мы были». Тогда я впервые услышал легендарного барда вживую. Происходило это во время церемония вручения премии с громким названием «Национальная гордость России».
Потрясающий талант и немного мистики
Выступлению Градского внимали известные политики, деятель искусства и культуры. Помню на его концертах в зрительном зале Николая Добронравова и Александру Пахмутову, Майю Плисецкую, Льва Лещенко и многих других мэтров и начинающих «коллег по цеху».
Не оставило меня равнодушным участие этого великого маэстро в проекте «Голос» – он был ключевым звеном жюри. Профессионализм барда, особенно по сравнению с другими судьями, не требовал доказательств.
Данный вокальный шоу-проект существует и поныне. Вот только Градского уже в судейской коллегии здесь нет. Его нет вообще среди живых. Но не умерло и не умрет его творчество, наполненное красотой и мощным внутренним смыслом.
По странному стечению обстоятельств, творением, завершившим творческий путь великого барда, стала опера «Мастер и Маргарита». И за день до его смерти арию из соответствующего произведения на «Голосе» исполнял Роман Графиров. Александр Борисович оставил этого певца в проекте, отметив его талант, а по точности передачи эмоций произведения даже сравнил с собой.
Трагическая реальность – болезнь и смерть
Свои последние дни Градский провел в больнице. Состояние его было тяжелым. Врачи поставили неутешительный диагноз – инфаркт головного мозга.
Говорят, такая патология стала осложнением в результате перенесенного мэтром российской эстрады к*р*нав*руса. Немного оправившись от этой болезни, он наотрез отказался от дальнейшей реабилитации, вопреки просьбе родственников.
По данным источников, 17 ноября Градский был доставлен на съемки передачи «Голос» в последний раз. Доставили его туда в павильон, где снимали шоу, на носилках. Рядом находились врачи, которые с легендарного композитора не спускали глаз.
К вечеру состояние барда стало критическим, он был госпитализирован. А 1 декабря тысячи фанатов уже прощались со своим кумиром. Похоронили его на Ваганьковском кладбище.
Выпуск «Голоса», снятый после ухода Александра Борисовича в мир иной, стал своеобразным реквиемом. Память мэтра почтили все присутствующие. В зале прозвучала одна из самых композиций песен барда – «Песня о друге» в исполнении Александра Розенбаума.
И как же символично, что последним публичным исполнением Градского стало прочтение строк его оперы, созданной по роману Булгакова. Этот маленький отрывок – о выборе между светом и покоем, заканчивающийся словами: «И кто-то другой сейчас допишет роман за нас».
Какое-то фатальное, необъяснимое стечение обстоятельств – страшно больно и немного жутко.