Найти в Дзене
Библио Графия

Книга, которая произвела на меня очень сильное впечатление: «Снег на кедрах» Дэвида Гатерсона

Сан-Пьедро — «остров пяти тысяч отсыревших душ», расположенный недалеко от Тихоокеанского побережья США. Местные жители разных кровей зарабатывают на жизнь рыбной ловлей и выращиванием клубники. Среди местных много американцев японского происхождения, есть немцы и прочие. Но как-то так исторически сложилось, что все поделились на «белых» и «цветных». И «белые» ни в какую не принимали японцев. Впрочем, казалось, что к 1954 году все распри и разногласия осталось в прошлом. Ведь борьба между переселенцами закончилась сто лет назад. Других трагических происшествий тоже давно не случалось. Но предрассудки такое дело — быстро не исчезают. Наоборот. Они передаются из поколения в поколение и отравляют людям жизнь. А годы после Второй мировой войны и Перл-Харбора были в этом отношении особенно острыми.

Гибель молодого рыбака, героя войны, уважаемого местным обществом отца семейства Карла Хайнэ стала громом среди ясного неба. Шериф провёл поверхностное расследование и обвинил в убийстве американца японского происхождения Миямото Кабуо. Когда-то между родителями этих молодых мужчин произошёл конфликт из-за земли и эту давнишнюю историю припомнили, когда понадобился мотив.

Роман Дэвида Гатерсона «Снег на кедрах» начинается в зале суда. Там же он и заканчивается. Это центральная сюжетная линия книги, от которой расходятся флешбэки: обнаружение погибшего, последовавшее за ним расследование, истории главных и второстепенных героев. Автор часто окунает читателя в прошлое.

Главный герой романа — Исмаил Чэмберс, одинокий молодой мужчина, безрукий ветеран, репортёр. С юности Исмаил любит Хацуэ, жену Кабуо. И, когда соперник оказывается на скамье подсудимых, у него появляется шанс быть с нею, если того осудят и казнят. Исмаил начинает искать доказательства вины Кабуо. То, что он находит, ставит его перед нравственным выбором: чувства или совесть и долг. Что он выберет?

-2

«Снег на кедрах» принято называть детективом. В какой-то мере это так. Есть погибший, есть человек, у которого был мотив его убить, проводится следствие и даже судебный процесс читатель видит от начала и до конца. Согласно центральной линии — это классический юридический детектив. И всё же нет. Роман Дэвида Гатерсона — самая настоящая социально-психологическая драма. Драма с детективной линией.

Глубина и основательность, которую выдаёт автор, обычному детективу просто несвойственна. Если настроиться лишь на детектив, читая эту книгу легко сойти с дистанции, поскольку внедрение Гатерсоном в текст не просто обстоятельное, оно детальнейшее, иногда до чрезмерности. Это как если выйти в огород за одной морковкой, а в результате перекопать пять соток. Да, другое слово, чем «внедрение» подобрать не могу, чтобы описать, как Гатерсон работает со своим текстом. Например, рассказ о коронере, рассматривающем тело погибшего рыбака. Мало того, что автор описывает того детально, вплоть до размеров его полового органа и зависти, которую испытывал коронер, глядя на него. Автор доходит до описания всех покойников, которыми ему приходилось заниматься по службе.

-3

Высочайший психологизм автор проявляет в описании персонажей. Бурю негативных эмоций вызывает мать погибшего рыбака, Этта. Отвратительная женщина. (Это то, что в экранизации романа передать абсолютно не получилось). В то же время горячую симпатию рождает образ пожилого одноглазого адвоката. (И снова фильм в этом полностью уступает книге). Книга вообще вызывает бурю чувств. Это одно из главных её достоинств.

Важная деталь: в романе много откровенных сцен. Да, вот так бывает. Читаешь какой-нибудь лёгкий романтический роман, а там всего два поцелуя. А здесь глубокая драма, но все три основных пары показаны с интимной стороны не менее, чем, например, с бытовой. Да, это показано не пошло, но это показано натурально. Так что здесь 18+ не за пяток бранных слов (этого здесь нет, ни-ни!), а за несколько интимных сцен. В основном все эти сцены семейные (муж, жена), абсолютно традиционные, но всё равно, особо трепетные в этом плане граждане, будьте начеку. :)

Вы, наверное, уже поняли, что «Снег на кедрах» — книга, о которой я могу говорить вечно. Тут и по сюжету есть что обсудить. Но не буду ломать вам удовольствие. Поэтому подведём итог.

«Снег на кедрах» — книга о любви, прошедшей сквозь годы. Книга о подлости, подпитываемой предрассудками. О судьбоносном выборе, который сложно сделать, когда на одной чаше весов любовь всей жизни, а на другой — собственная совесть. Эта книга о человеческом достоинстве и его полном отсутствии. Несправедливости и пороках. Книга о человеке на войне и посттравматическом синдроме. Это очень пронзительная история вне времени и пространства — в том смысле, что люди и предрассудки везде одинаковы и произойти похожее могло где угодно.

Автор писал роман больше десяти лет. И ничего случайного здесь точно нет. Книга произвела на меня очень сильное впечатление.

После прочтения я посмотрела экранизацию. Постараюсь поделиться своими впечатлениями о ней в отдельном посте.

Кадр из фильма «Заснеженные кедры» (1999, США)
Кадр из фильма «Заснеженные кедры» (1999, США)

Книгу прочитала в рамках Осеннего детективного марафона, который идёт сейчас на нашем канале. Но если вы ищете хорошую книгу для Премиального марафона, который стартует на «Библио Графии» и дружественных книжных каналах в Дзене 1 ноября, то лучше книгу вам не найти. Роман «Снег на кедрах» премировался несколько раз.

Читали книгу?

Мой Телеграм | Поддержать канал