Найти в Дзене
Всякая всячина

​​Слёзы учительницы: Можем ли мы изменить школу?

Здравствуйте! Совсем недавно я вступила в мир педагогики и глубоко нырнула в кипящий котел школьной жизни. Я хотела бы рассказать вам о работе учителя со стороны преподавателя. Почему? Возможно, общество должно осознать, что передача знаний не менее сложная задача, чем их получение.

С детства меня манили мудрость книг и пространство мысли различных наук. Я всегда полагала, что нет ничего более возвышенного, чем поделиться своими знаниями со следующим поколением. Перспектива стать учителем, несмотря на нелегкий путь, меня очень привлекала. В моем детском восприятии, мои учителя буквально творили чудеса, — нельзя было в это не поверить. Позвольте процитировать статистику, недоступную для большинства: доля молодых педагогов составляет менее 15%.

Безусловно, профессия учителя с виду кажется одной из самых благородных и простых, как многие утверждают: преподавание учебного материала, проверка тетрадей, проведение экзаменов. Однако, по мере повышения своего уровня образования и обогащения опыта работы, я начинаю понимать, что эта область занятий полна трудностей и проблем, о которых редко говорят. Это проблемы коммуникации с родителями, которые либо недостаточно заинтересованы в образовании своего ребенка, либо излишне амбициозны в успехах своего ребенка, из-за чего он испытывает на себе большое давление с их стороны. Или сложности во взаимодействии с коллегами, которые порой склонны поддерживать корпоративную политику в ущерб качеству обучения.

Есть также ошибочные представления о существовании "плохих" учеников. Академические исследования показывают, что около 15% детей имеют проблемы с поведением, но это не означает, что они плохие. Они просто нуждаются в дополнительной помощи и поддержке. И обязанность учителя — помочь им быть успешными. Мы отвечаем за качество их образования, а не за их поведение. Ведь поведение – это всегда результат воспитания, семейного окружения и общества. К сожалению, бывает, что приходится брать на себя не только роль преподавателя, но и психолога, ведь учителя проводят с детьми большую часть дня. Я хочу напомнить, что нам, учителям, следует быть образцами выдержки и призываю своих коллег делать то же самое. Но не является ли это слишком большой нагрузкой для одного человека?

Вы знаете, как часто говорят о том, что профессия учителя — высокая. Нередко звучат слова о том, как учитель обучая молодой ум, вкладывает душу и сердце в ученика, — но это зачастую художественный пафос, далекий от реального положения дел. Согласно данным ЮНЕСКО, в мире наблюдается острый дефицит учителей, потому что не все готовы столкнуться с преградами, которые учителям приходится преодолевать ежедневно — от неблагодарных учеников до бюрократических препон и непомерной ответственности.

Вы видите только вершину айсберга, когда ваш ребёнок возвращается домой со школьным дневником. Вы видите только результаты тестов и оценки, не зная всего объема работ, скрытого за этим. Аналогично тому, как люди видят только красивые цветы в горшках, не видя перелопаченной земли и усилий садовника.

Мой подход к обучению постоянно эволюционирует. Помните, было время, когда принцип обучения звучал как "учись сейчас, поймешь потом"? Но я, хочу сказать, что вижу свою педагогическую задачу иначе. Я хочу организовать учебный процесс так, чтобы детям было интересно учиться прямо сейчас! И не пройдет много времени, как станет заметно, что у учеников возрастет мотивация к обучению. Ведь согласно актуальным исследованиям, чем больше ученик интересуется темой, тем легче он запоминает информацию. Это научно обосновано!

Моя деятельность по освоению новых педагогических техник и методов – это отдельная глава в моей профессии. Ведь правда, что никто не рождается учителем? Конечно можно получить диплом педагога в училище или университете. Но настоящий учитель не прекращает обучаться сам, — он продолжает ходить на мастер-классы и семинары. Каждая новая компетенция, которую я изучаю и практикую, вдохновляют меня ежедневно вести детей к образованию, которое основывается на любви и уважении к знаниям, а не страхе ошибиться. И становлюсь я всё больше и больше учителем… не по диплому, а по духу и мышлению. В конце концов, кто сказал, что учитель — это тот, кто знает ответы? На мой взгляд это тот, кто направляет, вдохновляет и — самое важное — никогда не перестаёт учиться.

С первых дней работы, я начала менять некоторые аспекты обучения – решила сделать из школы место, где каждый ученик сможет реализовать свой потенциал. Вначале мне казалось, что масштаб этой задачи превышает мои возможности, но всё изменилось, когда я стала просматривать рабочие тетради учеников. В одной из них была нарисована не привычная картинка с солнцем и деревьями, а настоящий образ чёрной дыры!

Мои преобразования учебного процесса начались постепенно. Я не старалась сразу достичь самых высоких вершин, а вместо этого решила поближе познакомиться с каждым учеником, чтобы открыть и понять уникальность юной личности.

В своей работе учителя я много времени уделяю изучению научных исследований. В статье, опубликованной в "Journal of Experimental Education" и посвященной нетрадиционным методам обучения, я нашла тактику обучения через игру, — а затем и успешно использовала ее на своих занятиях.

Вы знали, что головоломки могут значительно повлиять на когнитивные способности? Лишь пара математических уроков, проведенных в формате игры, привели к тому, что стало значительно больше учеников, желающих ответить на вопросы.

Ученые из Гарварда подтвердили: нетрадиционные методики возбуждают интерес учеников к урокам, учат работать в команде и применять аналитические навыки. И это еще не всё — они также вносят подключающий внимание элемент веселья в учебный процесс, — особенно это хорошо работает, когда даже сам учитель не может разгадать заданную головоломку.

Может ли игра заменить традиционное обучение? Конечно, нет. Однако она стала для меня и моих учеников новым источником вдохновения, побудившим учеников проявить активность. Только порой думаю, почему все эти методы не встречались в моей жизни раньше, когда я сама сидела в классе и засыпала на уроках истории?

Мне приходится принимать вызов каждый день, каждую минуту учебного процесса. И в этом я обнаруживаю не только свою роль учительницы для конкретного класса, но и педагога, немного меняющего устоявшуюся систему преподавания.

Однажды наш класс столкнулся с неожиданным всплеском эмоций. Фактический материал, который я передавала в тот день, был по моему мнению доступен и относительно прост, но 8-классники внезапно "взорвались". "Мы не понимаем! Это слишком сложно, вы объясняете не понятно!" - сыпались претензии. Моя первая реакция? Непонимание. Я же старалась: разбивала информацию на блоки, использовала наглядность.

Но потом я задумалась. Вспомнила себя ученицей. Помню, как мне было не по себе, когда учитель грубо отмечал мои промахи. В этот момент мне стало ясно: причина не в детях. Они не виноваты, что не поняли. Поэтому я попросила у них прощения.

Тогда я пообещала больше работать над своими объяснениями и мы вместе решили эту проблему. Возможно, это не кажется значительным изменением, но искренне скажу вам: это меняет все — атмосферу в классе, отношение учащихся к учебе, преподавателю и знаниям, которые они получают. Каждый учитель — не просто носитель знаний. Учителя влияя на своих учеников, формируют их понимание мира, отношения с окружающей действительностью. Поэтому крайне важно признать, что и у нас могут быть трудности и не всегда мы сами способны найти решение. Но это не повод отступать или игнорировать проблему. Как только вы это осознаете, вы открываете дорогу для изменений к лучшему.

Я рассказала вам всего об одном случае, но поверьте, таких маленьких побед в жизни каждого учителя накапливается довольно много. И каждая из них приближает нас к школе наших мечты: где каждый ученик ценен и учится с удовольствием.