Найти тему
Царьград. Юг

Решается сейчас: берем Одессу или Харьков. Полный разбор СВО на сегодня

Оглавление
Изображение создано нейросетью Kandinsky 2.1, правообладатель ПАО СберБанк©
Изображение создано нейросетью Kandinsky 2.1, правообладатель ПАО СберБанк©

Тема возможного штурма Харькова российскими войсками регулярно обсуждается в украинских и западных источниках. Об этом пишет американское издание Politico и солидная британская The Guardian. Военный представитель ВСУ Анна Маляр сообщила о наличии 110-тысячной российской военной группировки, нацеленной на Харьков. Когда начнем атаку?

Уроки Бахмута

Одесса и Харьков - два города, принадлежность которых к русской цивилизации не вызывает сомнений даже на Западе. Когда речь идет о том, что Украина проигрывает войну, некоторые умеренные западные политики предлагают украинскому режиму заранее отказаться от этих двух городов.

Напомним, что Херсон, Николаев, Екатеринослав (Днепропетровск) были построены в одни годы с Одессой, по приказу той же императрицы Екатерины Великой, и были частью единого плана развития «дикого поля» русским народом. Современные «украинцы» не имеют к ним никакого отношения. Возвращать эти территории надо все вместе.

Но именно Одесса и Харьков стали самыми ожидаемыми трофеями спецоперации, именно про них больше всего говорят. А когда о чем-то много говорят, кто-то обязательно попытается этим воспользоваться. И на Западе достаточно манипуляторов, которые пытаются – кто по глупости, кто злонамеренно – подтолкнуть русского человека в нужную им сторону.

Впрочем, после Мариуполя и особенно Бахмута/Артёмовска многое стало ясно даже слепым.

Город уровня райцентра – это ловушка.

Мегаполис – это огромная ловушка.

Харьков – большой российский город в двадцати километрах от границы. Казалось бы, приди и возьми это. Но в том-то и дело, что он:

– большой;

– русский;

– город, который невозможно взять без колоссального напряжения сил, разрушений и потерь.

Благодаря эффекту внезапности мы, вероятно, могли взять Харьков в марте 2014 года. Мы могли начать там успешные, хотя и кровопролитные бои в марте 2022 года. Но сейчас украинские власти уже отточили тактику обороны: режим приказал своим военным прятаться в жилых домах, превращая мирных жителей в живой щит.

По масштабам использования заложников Украина далеко превзошла все запрещенные террористические организации.

Поэтому все эти рассуждения выглядят как попытка соблазнить российское общество приятной перспективой победы, которая на деле обернется кошмаром.

Уроки Мосула

Харьков – второй по величине город Украины. До начала спецоперации в нем проживало более полутора миллионов человек. Городская застройка простирается с севера на юг на 24 км, а с востока на запад – на 25 км. Одесса, кстати, по площади в три раза меньше Харькова.

До сих пор нашей армии еще ни разу не приходилось штурмовать столь крупные города. Площадь всех городов, взятых за полтора года, едва превышает площадь Харькова (350 км):

  • Мариуполь – 166 кв. км;
  • Попасная – 28,79 кв. км;
  • Северодонецк – 42,1 кв. км;
  • Лисичанск – 96 кв. км;
  • Бахмут – 41,6 кв. км.

Предупреждаем: опыт войн последних десятилетий показывает, что невозможно захватить упорно обороняемый город. Его можно снести только вместе с защитниками. А затем занять руины.

И здесь мы возвращаемся к тому, что Харьков – не просто большой город, но и большой русский город. Это еще и огромный промышленный центр. Поэтому его штурм невыгоден России по многим причинам – как гуманитарным, так и чисто практическим. Его даже почти не обстреливают – бывают прилеты по военным объектам и возле них, но никакого сравнения с артподготовкой по Мариуполю или Бахмуту и близко нет.

В XXI веке практически не было прецедентов вооруженного захвата городов такого масштаба. Самый близкий аналог – это битва за иракский Мосул шесть лет назад, в ходе которой войска международной коалиции освободили от террористов полуторамиллионный город.

Мосул вдвое меньше Харькова, но имеет более плотную застройку. Его обороняли 17 тысяч вооруженных джихадистов. Но только половина из них были хорошо подготовленными боевиками с реальным боевым опытом. Остальные силы были представлены местной милицией, состоящей в основном из подростков с автоматами.

Для разгрома этих сил была создана группа, в которую вошли:

– иракская армия;

– курдские отряды Пешмерга;

– шиитские добровольцы из Ирана.

Всего на захват города было собрано около 150 тысяч бойцов. Численность штурмовых подразделений, которые должны были прорвать оборону джихадистов в городе, составила около 30 тысяч человек. С воздуха эти силы прикрывала авиация США и Великобритании. При этом западные союзники не церемонились и при необходимости сносили целые кварталы, которые не могла взять пехота.

Несмотря на все это, штурм Мосула продолжался с октября 2016 по июль 2017 года. За это время коалиции удалось:

– трижды сообщить об освобождении города;

– однажды провести парад победы в Багдаде;

– упустить лидера террористов;

– уничтожить многие тысячи мирных жителей;

– понести крупные боевые потери.

Нужно ли нам подобное освобождение Харькова?

Смотрим на календарь

Сколько войск нам может понадобиться для освобождения Харькова – вопрос без ответа. Просто потому, что защищается не сам город, а войска в нем. Поэтому все оценки того, что России якобы «потребуется 100 тысяч штыков, чтобы взять Харьков», – это банальное переливание из пустого в порожнее.

Но что можно сказать с высокой степенью уверенности, так это то, что у нашего командования нет планов начинать наступление в условиях приближающейся зимы и тем самым провоцировать масштабную гуманитарную катастрофу.

Экс-министр госбезопасности ДНР, полковник в отставке Андрей Пинчук сказал:

«Мы можем аккумулировать силы на определенных направлениях и организовать прорыв – к середине осени, к зиме. Но мы не достигнем стратегической глубины – сотен километров. Мы не придем в Николаев, Одессу, Львов. Будет оперативно-тактический уровень: контроль над высотами, населенными пунктами и прилегающими территориями».

Это подтверждается и расстановкой сил на фронте. Как видно и из отечественных, и из западных карт, никакой концентрации войск напротив Харькова нет. Обе стороны удерживают свои позиции, а основные бои идут на основной линии фронта – к сожалению, значительно восточнее.

Откуда нападать?

Сомнительны доводы некоторых пропагандистов о том, что русские, дескать, намерены взять Купянск, а оттуда ударить по Харькову. Взятие Купянска подводит русских к Изюму и открывает перспективу наступления в тыл всей донбасской группировки противника. И это сейчас гораздо важнее, чем Харьков, который, к слову, даже по нашим законам почему-то является украинской территорией.

Ну а если Купянск не брать, то с учетом того, что наша авиация разрушила Оскольские мосты, кроме южного направления (на Изюм), других вариантов особо не просматривается.

Если вообще атаковать с севера, то куда интереснее выглядит удар по Черниговской и Сумской областям. Крупных городов там нет, а движение через эти регионы приводит россиян к Днепру.

Если после этого авиация разрушит мосты, а она теперь умеет это делать, то вся группировка ВСУ на левом берегу окажется в гигантской логистической ловушке, потеряв снабжение. Изолировав харьковскую группировку противника от снабжения и отделив ее от донбасской, можно будет начать ее уничтожение, не доводя дело до прямого штурма Харькова.

Одесский вопрос

География такова, что наша армия сможет дойти до Одессы посуху только после того, как украинские войска будут разгромлены и побегут на запад. Пока таких предпосылок нет – концепцию «сопротивления до последнего украинца» никто не отменял. Если говорить о высадке с моря, то это и вовсе ненаучная фантастика.

И опять же, по расположению войск мы видим, что никто не рассчитывает на проведение подобных операций. Россияне не концентрируют подразделения в портах, украинский режим не держит силы на побережье. Морская пехота обеих сторон ведет бои в степях и на берегах Днепра.

При нынешней конфигурации фронта и с учетом приоритетов сторон битва за Харьков выглядит долгосрочной задачей, и не исключено, что она будет решена методами «косвенных действий», которые заставят противника отступить без большого боя.

Что касается Одессы, то, скорее всего, битвы за город не будет. А если и произойдет, то только после того, как ВСУ будут разгромлены и отброшены далеко от Днепра.

Аргументы о необходимости штурма Харькова и Одессы являются частью вражеского нарратива, который постепенно навязывается российскому обществу. На это можно и нужно ответить, обсудив перспективы взятия Львова: брать его до или после обработки объемно-детонирующими боеприпасами? Также можно обсудить, допустимо ли накрывать «Солнечными пятнами» украинские подразделения на территории Польши и при каких условиях необходимо нанести удар тактического ядерного заряда по логистическому центру в Жешуве.

Русским людям необходимо иметь свою собственную повестку и обсуждать перспективы войны собственными глазами, не позволяя никому навязывать чужие идеи. Важно сохранять свою независимость мышления и не поддаваться вражеской пропаганде, тем более выраженной в форме провокаций.

Подпишитесь на наш канал, здесь мы предупреждаем о главном.

Еще предупреждения от NewsAlert:

Иран ударил по Америке с согласия Китая: Все «красные линии» позади
NewsAlert25 октября 2023
«Мобилизованный живёт 4,5 месяца»: Как на Украине считают наших погибших
NewsAlert21 сентября 2023