С окончанием Первой мировой войны французские легкие танки Renault FT расползлись по миру как тараканы, если в Войске Польском их было больше сотни, то остальным чаще всего больше двух десятков и не доставалось. В Японии в 1919 оказалось 13 танков с коническими башнями Girot-Berliet. Что с танками на островах сделали в этой публикации.
Все материалы канала можно найти, перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Есть анекдот, по которому Йодль, подписывая капитуляцию Германии 8 мая 1945 года, указал на генерала Сереза и печально сказал: "И эти то же нас победили?". Так и с Японией - по итогам войны в 1919 году Японская империя, вместе с США, Великобританией, Францией и Италией, как одна из пяти великих держав, принимала участие в Версальской мирной конференции и получила свой кусок "пирога" в виде немецких колоний в Тихом океане и территорий в Шаньдуне, при этом став одной из стран-основателей Лиги Наций – то есть по умолчанию мировой державой. А мировой державе нужна современная армия, которая без танков уже была немыслима. Первыми танками в составе японской армии стали один или два британских Mk.IV, прибывших ещё 24 октября 1918 года в порт Йокогамы. В следующие два года японцы получили 6 (4?) Whippet Mk A.
В 1919 году из Франции доплыло до тихоокеанского государства 13 пушечных и пулемётных танков Renault FT, распределение по типам неизвестно, но все были с литыми башнями типа Berliet-Girod. Японский генералитет ещё до конца не определился с тактическим назначением танков и поэтому почти все танки направили в созданную новую офицерскую пехотную школу в Куруме, а несколько танков ушли в армейскую кавалерийскую школу. В Японии танки получили название - Ko Gata Sensha - Ko Gata — означает Тип А., Sensha — боевая машина - то есть "боевая машина Тип А". После нескольких лет эксплуатации танки были перевооружены на японское оружие. Пулемётные Ko Gata Sensha получили Type 3 Taisho, а пушечные 37-мм орудие тип 11, Sogekiho. Можно встретить и альтернативное обозначение в источниках - IJA (Imperial Japanese Army) Type A.
В силу отсутствия возможности работать с японскими источниками вся информация о танках на службе в Императорской армии является только одной из версий событий, проверить которые не удалось, но хотя бы самой вероятной.
Renault Ko Gata Sensha/Танк Рено Тип А
Страна: Франция/Япония
Производитель: Société des Automobiles Renault/Automobiles M. Berliet SA, Vénissieux, SOMUA (Société d'Outillage Mécanique et d'Usinage d'Artillerie), Saint-Ouen/Société Anonyme des Automobiles Delaunay-Belleville, Saint-Denis
Год выпуска: 1925 (перевооружение)
Кол-во: 13
Экипаж: 2
Размеры: 4,6х1,74х2,14 (ориентировочно)
Боевая масса: 6 500 кг (пулемётный)/6 700 кг (пушечный)
Бронирование : 16 mm/башня 22 mm
Вооружение: Type 3 heavy machine gun (三年式重機関銃, San-nen-shiki juu-kikanjuu)/37 мм пушка Sogekihō (狙撃砲)
Двигатель: Renault FS, 4 cyl 4,480 cm3, 35 л.с.
Максимальная скорость: 7,5 km/h
Гусеницы ширина: 340 мм
Геометрическая проходимость: высота стенки: 0,6 м/глубина брода: 0,7 м/ширина траншеи 1,35 м
Первоначально танки эксплуатировались с "родным" вооружением, тем более пулемёты Гочкисса, правда в чуть более раннем варианте - Гочкисс Mle 1900 под названием Type Ho Machine Gun (Type 38 Machine Gun) состояли на вооружении императорской армии и был налажен выпуск патронов для них. Тем не менее в середине 20-х годов пулемётные танки были перевооружены на японский 6,5-мм Type 3 Taisho.
Не стоит удивляться, что японские пулемёты отдаленно напоминают французские Гочкиссы - так оно и было и тяжелый (станковый) пулемёт Type 3 Taisho был создан по типу Type Ho Machine Gun - экспортированного из Франции Гочкисс Mle 1900. Да и ручной Type 11 Light Machine Gun (十一年式軽機関銃) имел много общего с ручным Гочкиссом. Японский тяжёлый пулемет Type 3 Taisho был принят на вооружение в 1914 году и его производство продолжалось до 1932 года. Опираясь на конструкцию французского пулемёта в Японии создали станковый пулемёт на единый патрон японской конструкции - 6,5 × 50 мм Арисака, хорошо известный в России - этот патрон стал основой для конструирования первой штурмовой автоматической винтовки Федорова. Патрон имел ту же длину, что и французский 8х50 мм Лебель, но меньшую дульную энергию 2615 Дж против 3364 Дж у француза. Это позволило снизить массу пулемёта, хотя и существенно потерял в могуществе боеприпаса. В остальном подход, в том числе к питанию из обойм остался прежним, что вполне подходило и для использования в танках.
В 1914 году Кидзиро Намбу (Kijirō Nambu) на Арсенале в Кокуре (Армейский оруженый завод) разработал вариант пулемёта на основе полученной от французов лицензии на станковый Гочкисс Mle 1900, сами французы перед мировой войны отдавали предпочтение пулемёту Saint-Étienne Mle 1907. Сохранив принцип автоматики под менее мощный патрон 6,5 × 50 мм Арисака, Намбу перепроектировал оружие полностью. Характерной узнаваемой особенностью стали ребра охлаждения ствола. Пулемет Type 3 Taisho был принят на вооружение японской армии в 1914 году т оставался на вооружении императорской армии и во время Второй мировой войны. Особенности тактического использования группового оружия предусматривали например переноску пулемёта и станка в пешем строю по джунглям, для чего например на треноге предусмотрели специальные крепежи для специальных шестов.
Характеристики:
Type 3 heavy machine gun (三年式重機関銃, San-nen-shiki juu-kikanjuu)
Страна: Япония.
Начало производства: 1914г
Калибр: 6,5 мм Arisaka.
Принцип действия: Отвод пороховых газов, воздушное охлаждение.
Вес: 28 кг.
Общая длина: 1155 мм.
Длина ствола: 750 мм.
Начальная скорость: 760 м/с.
Подача патронов: Обойменное заряжение
Темп стрельбы: 400 выстрелов/мин.
Дальность: 1500 м.
Первые опыты с использованием танков показали, что по крайней мере кавалеристов танки Renault Ko Gata Sensha вполне устраивают всем, кроме низкой максимальной скорости и невозможности совершать длительные марши. Особенности ТВД не требовали противоснарядной брони, первым требованием становилась максимальная проходимость, которая у танков Рено была вполне неплохая. Считалось, что правильно оснастить танками в качестве средства усиления все кавалерийские полки в течении последующих десяти лет.
Хотя руководство Императорской армии и изучал возможность создания маневренных соединений танков и кавалерийских бригад, немного предвосхищая панцергренадеров Вермахта, только без БТР. Ни Уиппеты, ни Renault FT явно для этих задач не подходили. Рассматривая итоги первой мировой сначала решили, что лучше придать кавалерийским частям что-то более быстроходное по сравнению с танками - например бронеавтомобили или, а такие идеи уже висели в воздухе, некие колесно-гусеничные машины, например была приобретена колесно-гусеничная танкетка от FAHM - Chenillette St-Chamond modele 1921.
Но в 1922 году всё кардинально поменялось, видимо наконец в Японии закончили изучение основных итогов Великой войны и разобрались, что быстроходных танков так и нет, а те что есть можно использовать только как пехотные. Да и как показала практика Первой Мировой войны кавалерийские части оказались уязвимыми от огня артиллерии, авиации, да и вообще перемещаться по полю боя не могла, поэтому кавалерию вообще решили ликвидировать и заменить на отдельные эскадроны бронеавтомобилей, которых правда, как и танков у японцев тогда так же не было.Немаловажным фактором стала и трезвая оценка технологических возможностей японской промышленности на следующие 10-15 лет, которая явно была не способна построить необходимое количество танков и для пехоты и для кавалерии. В итоге немногочисленные Kou Gata передали из кавалерийских учебных центров в пехотные, где они продолжали использоваться в составе учебных подразделений для отработки тактических приемов.
В 1925 в японской армии началось серьезное реформирование, Военный министр Кадзусигэ Угаки за счет расформирования четырёх пехотных дивизий, несколько учебных армейских школ и госпиталей перебросил ресурсы на создание ВВС, ПВО и бронетанковых сил. 1 мая 1925 года стали датой создания японских бронетанковых войск, когда в городе Курума на базе 12-й пехотной дивизии) был сформирован 1-й танковый батальон (рота?) с пятью Ko Gata Sensha (Renault FT) и Whippet Mk.A. и 2-й танковый батальон в составе пехотного училища в городе Тиба (окрестности Токио). Каким образом японцы распределили танки, которых в распоряжении японцев всего было 17-19, не известно, но это не помешало им экспериментировать с тактикой и отрабатывать элементы взаимодействия с пехотными подразделениями, пока параллельно началась разработка собственных пехотных танков.
При формировании танковых подразделений все танки были перевооружены на японские пулемёты Type 3 heavy machine gun (三年式重機関銃, San-nen-shiki juu-kikanjuu) пулемётные и на 37 мм пушку Sogekihō (狙撃砲) - пушечные. В 1929 все пушечные танки были перевооружены пулемётами и в итоге все доставшиеся японцам Рено FT стали пулемётными. Кроме реарминга в танки были внесены незначительные изменения, так для хранения ЗиПа над балками гусеничного движителя устанавливались ящики, на некоторых танках дополнительно ящики могли быть закреплены на левом борту. Для защиты глушителя от повреждений при транспортировке на судах на некоторых Ko-Gata монтировали сверху что-то типа арматуры.
Впервые танки Ko Gata Sensha приняли участие в боевых действиях в 1929, которые начались с так называемого Мукденского инцидента, в ходе которого была подорвана железная дорога около Мукдена (сейчас Шэньян) и затем в ходе наступления Квантунской армии была захвачена Маньчжурия. В расширенном смысле под "Мукденском инцидентом" понимают, не только саму провокацию, но и все боевые действия с 18 сентября 1931 до 18 февраля 1932. Как обычно к войне привела длинная цепочка событий, которая началась с поражения Российской империи и рухнувшие планы включения в неё Желтороссии, для чего Маньчжурия активно обживалась русскими. Японцам была передана под управление построенная Россией Южно-Маньчжурская ЖД, которую и охраняли части Императорской армии Японии.
Сам инцидент выглядел достаточно смешно, но тем не менее именно с него начались боевые действия Второй мировой в Индокитае. Был подорван, якобы китайцами второстепенный малоиспользуемый путь, в ответ японцы обстреляли город Бэйдаин, а затем отправили на штурм 500 пехотинцев, После взятия так же быстро Мукдена, командующий Квантунской армией генерал Сигэре Хондзё начал наступление на войска местного военного правителя Чжан Сюэляна, которому Чан Кайши решил не помогать. К концу зимы Маньчжурия была полностью в руках японцев.
По итогам интервенции было создано новое государство Маньджоу-Го с последующим восстановлением маньчжурской династии Цин. Для боевых действий в Китае 17 декабря 1931 была сформирована сводная "экспедиционная" 1-я танковую рота, вооруженная сохранившими подвижность танками танками Renault Ko Gata Sensha (FT) и Otsu-Gata Sensha (NC-27) из батальонов в Куруме и Тибе. При штурме Харбина 1-я танковая рота под командованием одного капитана Шункити Хякутаке не встретила сопротивления и вслед за пехотой вошла в оставленный китайскими войсками город.
Первой использование танков и опыт японцев по боевому применению боевых машин получился немного странным, оказалось больше, что танковые части не столько нужны для реального боя, а сколько просто должны быть, по крайней мере так казалось наверно японским генералам и всё по прежнему решает детальное планирование и целенаправленное упорство и стойкость японского пехотинца. Тем не менее опыт показал, что более "пожилые" тип А (Renault FT) на маньчжурском ТВД более эффективны, чем тип Б (Renault NC-27). Использовать большую скорость всё равно было негде, а проходимость и надежность на каменистых дорогам оказалась выше у классических Рено FT.
К началу 1930-х в Японии уже начался выпуск собственных танков Type 89 medium tank I-Go (八九式中戦車 イ号, Hachikyū-shiki chū-sensha I-gō), конструкция которых была творчески и глубоко переработанной в головах конструкторов после знакомства с французскими танками. Первый прототип Type 87 Chi-I medium tank a/k/a Experimental tank No.1 (試製1 号戦車), выпущенный в 1925 году вообще можно было признать как не самого удачного барта-переростка французских боевых машин. А пока шла подготовка выпуска собственных боевых машин, на "французах" обкатывали тактику и получали опыт, в том числе и танков с различным вооружением, часть Renault FT была вооружена пушками, о чём расскажем в следующей публикации.
За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо:в телеграмканале https://t.me/technomonuments и в VK - https://vk.com/remont1969
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Почитать о других французских экспериментах в области модернизации лучшего танка Первой мировой можно в других статьях на этом канале:
- Char mitrailleur Renault. 1917. Первый танк современного типа. Часть 3. Сhar mitrailleur. 1917. Первый прототип в железе
- Renault FT Char d’Instruction. Первый танк современного типа. Часть 5. Renault FT Char d’Instruction. 1917. Первая серия - учебная
- Renault FT. 1918. Первый танк современного типа. Часть 7. Renault FT. 1918. Танки от Рено с клёпаными Tourelle Omnibus Polygonale
Источники:
Коломиец М.В., Федосеев С.Л. «Танк №1 «Рено ФТ-17″. Первый, легендарный».
Семен Федосеев: Все танки Первой Мировой войны. Самая полная энциклопедия
Семен Федосеев: Легкий танк "Рено" FT. Ветеран двадцати армий и десяти войн
Francois Vauvillier - The encyklopedia of French tanks and Armoured vehicles 1914-1940, Histoire & Collections
Юрий Пошолок. Сильно переоцененный французский танк.https://dzen.ru/a/X5wJDx-fc3mShKdj
Юрий Пошолок. Легкий француз сомнительного экспортного успеха/ https://dzen.ru/media/yuripasholok/legkii-francuz-somnitelnogo-eksportnogo-uspeha-602660c6b498705a81c18f8b
Юрий Пошолок. Renault NC не хотел уходить https://dzen.ru/a/YVGSPbBws0RGXxV2
https://pikabu.ru/story/kak_frantsuzyi_sluzhili_yapontsam_6715376 https://www.ww2technik.de/sites/panzer/Sogekiho%2037%20mm%20panzerkanone.htm
https://tanks-encyclopedia.com/ww2/japan
https://tanksworld.alexproject.ru/?p=13-3-2
https://dzen.ru/a/YHLjFXJXFgSVFlFi