Найти тему

Как менялся рисунок игры в НБА. Часть 4. Ренессанс

В предыдущей части были рассмотрены крайне тяжёлые времена для ассоциации(ссылка на статью). В этой статье мы рассмотрим период возрождения НБА. Как лига смогла оправиться после всех проблем 70-ых и восстать из пепла, как птица-Феникс в 80-ых годах? Узнаете сейчас.

В 1980-ых перед НБА стояла задача решить все свои самые серьёзные проблемы, если они не хотят разориться. Для этого нужны были перемены и жёсткие решения. С начала нужно было разобраться с рентабельностью лиги. На помощь, в начале 80-ых, в лигу пришли две будущие легенды спорта: Ирвин Эффей "Мэджик" Джонсон младший и Ларри Джо Бёрд. Эти два человека ознаменовывали новую эпоху НБА. С одной стороны Мэджик - чернокожий игрок не обделённый атлетичностью, техникой и пониманием игры на высочайшем уровне, игрок "Лейкерс". С другой же стороны Бёрд - белокожий баскетболист, не умеющий прыгать и бегать, однако, обладавший невероятно точным бросок, филигранной техникой и уникальным баскетбольным интеллектом, игрок Бостон "Селтикс". В 80-ых вокруг этих двух персон были построены две легендарные франшизы: "Биг трио Селтикс", состоящее из: Бёрда, Пэриша и Макхейла. И их главный оппонент того десятилетия - "Шоутайм Лейкерс", где молодая звезда - Мэджик Джонсон, объединился с легендарным ветераном лиги - Каримом Абдул-Джабаром. Всё десятилетие в финалах НБА участвовала одна из этих команд. Комиссионеры лиги не могли упустить такую возможность для пиара ассоциации. И стали подогревать интерес публики к противостоянию между Западной и Восточной конференциями, между "Лейкерс" и "Селтикс", между чёрным и белым игроками, между Мэджиком и Бёрдом. Такой промоутерский ход не остался без внимания общественности. Баскетбол, действительно, стал более интересен разной публике, от ценителей до "зевак".

Ларри Бёрд и Мэджик Джонсон рядом с кубком финала НБА
Ларри Бёрд и Мэджик Джонсон рядом с кубком финала НБА

Один Ларри привлекал к себе внимание обеих групп болельщиков. Разбирающихся людей восхищала грация, техника и ум Бёрда. Он реализовывал сложнейшие броски с разворотов, с резкой остановкой. Ему удавалось "отрезать" всю оборону соперника одной своевременной, филигранной передачей. В тоже время Бёрд завлекал другую часть публики на матчи своими умным унижениями. Излюбленным приёмом Ларри было рассказывать оппонента, как он их одолеет во всех деталях. Например: в матче против Атланта "Хоукс" Бёрд набрал 60 очков, при этом успевал выкидывать колкие фразы. Такие как: "забью от щита", "Откуда ты хочешь в этот раз?", "Кто следующий?", "Кто хочет?". Подобное поведение подогревало интерес у зрителей. Они никогда, до прихода Ларри, ничего подобного не видели и не слышали. Он, действительно, вывел унижение оппонентов на новый уровень, при этом не переходя на личности.

Ларри Бёрд
Ларри Бёрд

Оппонент Бёрда - Мэджик был добродушным человеком, но столь же ярким на паркете. Он показывал чудеса игры на всех позициях и был уважителен к своим оппонентам. Единственный раз, когда Джонсон позволил себе инициировать перепалку между ним и соперником был случай во время выступления за сборную. Перед матчами между сборными стран мира американская команда под прозвищем "Дрим-тим"(с английского: команда мечты) провела товарищеский матч, поделив свой состав на Западную и Восточную конференции. Команда Мэджика вела в счёте к концу первой половины, и тогда Джонсон сказал Майклу Джордану: "Если ты не включишь 'Летающего Джордана'(Air Jordan), то вы, ребята, проиграете". Это единственный раз, когда Мэджик позволил себе быть нападавшим, а не защищающимся от оскорблений.

На противопоставлениях лига построила свой новый, более успешный медийный образ. Она "сталкивала лбами" игроков, организации, конференции и, в конце-концов, болельщиков, которые были только рады стать частью всего соперничества. Такую же медийную схему позже применять в футболе, когда в спорт придут Роналду и Месси. Финансовые проблемы были разрешены, но что на счёт наркотиков и расовой дискриминации?

На вопросы о расовой дискриминации лига приводила в пример Бёрда и Джонсона. Главных героев лиги, которых не интересовал цвет кожи друг-друга. Каждый из них уважал своего визави за баскетбольные навыки. Они стали символом равенства между белыми и чёрными игроками ассоциации. Стоит отметить, что "лёд тронулся". И это не удивительно, эти игроки, благодаря своему мастерству и медийному влиянию, могли воздействовать на мнение людей. Что они и делали, проявляя взаимоуважение.

Что касается наркотиков, то стоит начать с того, что данная проблема иметь тот же масштаб, а именно от 40-75% игроков употребляют запрещённые вещества. Изменился сам наркотик, если в 80-ые это был кокаин, то в наше время это марихуана. В 1984 лига ужесточила тестирование на запрещённые вещества, однако, это не решило проблему. Все звёзды НБА обвинялись в употреблении, не безосновательно, нужно сказать. Для ассоциации это была и есть вечная проблема.

Сам рисунок:

Рисунок игры выглядел, как баскетбол 70-ых с трёхочковой линией. В 80-ые данное новшество не произвело фурора. Задействование дуги оставляло желать лучшего. Ни игроки, ни тренеры не успели подготовиться к данному новшеству. Из-за чего нужно было ждать следующего поколения игроков, которые с малых лет будут взаимодействовать с дугой. И как следствие будут более результативно её задействовать. Бросок тогда не был достаточно хорошо изучен даже на средней дистанции, что уж говорить о дальнем броске за пределами двух очковой зоны. Лучший снайпер поколения - Ларри Бёрд имеет за карьеру статистику по броскам из-за дуги: 1.9 попыток за игру при реализации 37% за карьеру.

Стоит отметить, что индивидуальной, яркой игры стало больше. Основными поставщиками такой баскетбольной красоты были Бёрд и Мэджик. Но за ними старались повторять остальные, особенно молодые новички лиги. Стало больше проходов и завершения в исполнении одного игрока. Это не было нынешним стремительным рывком под кольцо. Зачастую, игрок с мячом делал много "показов", сразу нельзя было лезть на пролом, нужно было подготовить почву большим количеством обманных движений. И только, когда атакующий игрок изматывал защитника постоянным движением и усыплял его бдительность ложными движениями, он мог проходить под кольцо.

Подводя итоги можно сказать, что рисунок игры всегда менялся плавно. И даже неожиданный рассвет лиги не ускорил данный процесс. Рисунок игры в 80-ые мало, чем отличается от баскетбола НБА в 70-ые. Но тенденция на персональную игру была очевидна. Ссылка на 6-ую игру финала 1984 между "Лейкерс" и "Селтикс".

Также советую к прочтению статью: Медийное влияние в НБА