В данной статье мы расскажем в каких случаях декларировать продукцию общественного питания надо, а в каких нет. Материал для данной статьи подготовлен Анастасией Ивановой.
Декларация НЕ требуется, если продукцию предполагается употреблять в стенах заведения. Официально это называется «при оказании услуг общественного питания».
Об этом говорится в СанПиН 2.3/2.4.3590-20 раздел ll, пункт 2.4: «Предоставление документов, подтверждающих соответствие пищевой продукции обязательным требованиям (свидетельство о государственной регистрации, декларация о соответствии), не требуется при реализации готовых блюд, напитков, кулинарных и кондитерских изделий, изготавливаемых в предприятиях общественного питания и реализуемых при оказании услуг общественного питания, как на месте изготовления, так и вне его по заказам, в том числе путем доставки потребителю, продажи на вынос, кейтеринга».
Не требуется предоставлять декларацию потребителю при продаже ему продукта (т.е. предъявлять). Это дублирование положений ФЗ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", который также не обязывает производителей предоставлять декларации покупателю.
Продукция общественного питания не подлежит декларированию в случае ее продажи с целью употребления на месте, при оказании услуг общественного питания. Для такого типа продукции предусмотрена иная форма оценки соответствия – государственный надзор (ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» в ст. 21).
А что такое услуги общественного питания разъяснено в ГОСТ 31985-2013 «Услуги общественного питания. Термины и определения» статье 2, пункт 41 и предполагает оказание услуги и «<...> создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах».
Декларация требуется в случаях:
- продажи продукции на вынос;
- продажи через доставку;
- перепродажи другим организациям готовых продуктов и полуфабрикатов.
Об этом также сказано в СанПиН 2.3/2.4.3590-20 раздел ll, пункт 2.4:
✍️ «Реализация пищевой продукции предприятий общественного питания вне предприятия общественного питания без оказания услуг общественного питания должна осуществляться при наличии документов, подтверждающих их соответствие обязательным требованиям (свидетельство о государственной регистрации, декларация о соответствии)».
Почему так?
При продаже продукта на вынос покупатель должен получить информацию о том как ему самостоятельно продукт хранить, в течении какого срока, получить данные о составе, удостовериться что продукт выработан на соответствие Техническим регламентам. Доказательство корректности этих данных – декларация соответствия, получение которых сопряжено со сбором доказательных материалах о касающихся пунктах. Также не забудем, что такая продукция должна иметь маркировку, выработанную на основе данных, взятых из декларации. Именно через маркировку эти данные попадут к потребителю. Это одно из проявлений действия принципа сквозной идентификации продукции по ISO 22000:2019.
То есть, если у вас есть СМБПП и внедрены принципы ХАССП, то вы можете понять оказываете ли вы услугу и создаете ли условия для употребления пищи. Это может быть: вскрытие упаковки и разогрев еды – вы нарушаете герметичность упаковки другого производителя, наличие столиков и сан.узла для мытья рук – обеспечение условий для употребления пищи, у вас есть помещение (ресторан, кафе). Даже если кафе при пекарне, оно уже предоставляет условия: столики, помещение для употребления пищи, сан.узел, посуда. Однако если потребитель не желает пользоваться этой услугой и берет продукт на вынос (хлеб, пирог, салат…), то вы не должны отвечать за то, в каких условиях продукт будет храниться или употребляться. Необходимо себя обезопасить. И в этом поможет именно декларация. Для ее получения вы сдадите продукт на исследования в лабораторию и она подтвердит, что в вашем продукте нет опасных микроорганизмов, нет их избыточного количества. Для регистрации декларации вы подтвердите в лаборатории и свой срок годности. Потребителю легче привлечь вас к серьезной ответственности если он обнаружит прокислый запах в тарелке с салатом в ресторане, чем в упаковке с салатом, который он вскрыл у себя дома грязным ножом позавчера и сегодня даже попробовал. Потому что у салата в ресторане срок хранения несколько часов и условия хранения на вашей совести. А при продаже на вынос у продукта срок годности увеличивается до нескольких суток и безопасность продукта подтверждена целым набором документов.
Заключение
Еще больше полезного у нас на канале