Найти тему
Дарья Freya

Музыкант и деньги: лишения и искушения

Привет, друзья! Продолжаю писать для вас полезные статьи.

Мое фото из архива, относительно недавнее.
Мое фото из архива, относительно недавнее.

Часто, заводя разговор о заработке музыкой, именно основном, а не в качестве дополнительного дохода, я слышу разные личные истории. Мол, сессионка одна достаточно денег не приносит, а также истории о том, что у людей дети, съемные квартиры, ипотеки, да и жену в Турцию не свозить нельзя, в конце-концов, пожилые родители, требующие помощи и ухода. Безусловно, ситуации у всех разные.

У меня, например, большой долг по кредитной карте, связанный с экстренно сломавшейся психикой в 2021 году и невозможностью продолжать свою предыдущую работу в том же объеме, в каком и прежде, плюс психотерапия.

Ситуации разные, приоритеты разные. Но даже среди сессионных коллег я встречаю разговоры: "Знаешь, Фуф Батьковна, я не могу уйти с основной работы совсем-совсем и заниматься только музыкой. Недостаточно денег."

Недавно попалась статья, где даже Джордан Рудесс, раздавая советы молодым музыкантам, сказал: "Научитесь зарабатывать еще чем-то помимо музыки, пока вы не стали известны"(цитата приблизительная).

Однако. Почему, если вы уже стали так или иначе на путь профессионального музыканта, из офисов всех возможных и с т.н."нормальных работ" лучше уходить?

В первую очередь, подобная деятельность требует времени и внимания, отнюдь не "по остаточному принципу".

Вот, к примеру, я занимаюсь и оргвопросами, и непосредственно половиной музыкальной программы (как артист) в Big Powermetal Show. На мне и график репетиций, и SMM, и еще ряд организационных моментов, и сам материал я играю тоже.

Помимо Big Powermetal Show я участвую как сессионщик студийно и "живьем" в ряде пригласивших меня проектов.

Вкрячить в эту историю какую-то работу по графику, на каких-то дядю или тётю мало реально.

Автор, и музрук, и исполнитель на Big Powermetal Show
Автор, и музрук, и исполнитель на Big Powermetal Show

Также мало реально и активно продолжать в полном объеме прежнюю деятельность: репетиторство по английскому. С четверга по воскресенье – в общем-то, рабочий музыкантский "прайм тайм", а многие хотят заниматься в выходные. Также — многие хотят "после работы или учёбы, часиков в 6" в будни, а тут тоже иногда репетиции выпадать могут. Не говорю я уж о психическом ущербе от подобной деятельности (для меня это значимый вопрос).

Так или иначе, при переходе в музыкантскую профессию рано или поздно наступает тот самый момент: "К чёрту всё, бери и делай" (почти как Ричард Брэнсон в своей книге). И тут уже остается вариант: хрен с ней, со стабильностью, но пора двигаться, расставив приоритеты.

Именно понимание наличия такой "точки невозврата" часто удерживает коллег от полного перехода в только музыкальную деятельность и никакую более.

Повторюсь: да, я понимаю, что ситуации у всех разные (ну и моя с депрессией, кредитом – тоже непростая отнюдь), но важно не "соскочить" обратно, это такая "проверка" и подобные эпизоды лишений – временные. Важно четко понимать, что нужно совершать целенаправленные шаги, а через лишения (которые, безусловно, неприятны) — делать выводы и расти в профессии.

Важно понять, что этот момент с лишениями — он возникает при абсолютно любом переходе в новую профессию как основную, а не как статус "оплачиваемого хобби". Допустим, были вы гуманитарием, решили уйти в IT, все равно некое количество времени придется поблотыкаться в "джуниорах", а это — тоже не особо "золотые горы", и период становления надо пройти достойно, учась делать целевые действия.

Что важно тут понять именно глубинно, если вы все-таки решились?

1) Идеально не будет. Что такое "идеально" в данном случае? То, что советуют многие карьерно-финансовые коучи при смене профессии.

А именно: "Скопите подушку безопасности, желательно побольше, на полгода-год. Тогда увольняйтесь, смело делайте свое дело, не дергаясь по поводу какой-никакой материальной базы".

Личный опыт. По стечению ряда не самых веселых обстоятельств мне перепала некая сумма в пару сотен тысяч. Я успокоилась: "Ура! Подушка есть! Буду строить нормальную, человеческую сессионную жизнь, отдохну от этих несчастных учеников и буду становиться в профессии, пока эти деньги есть".

Реальность оказалась следующей: к концу лета сумма растаяла, а база не особо была наработана. Я старалась? Безусловно. Но застряла на моменте: "Я не знаю, сколько сессионок в месяц потяну, некачественно сделать — страшно, вдруг я не вывезу, буду браться за то, в чем буду 100% уверена".

Дальше – настал сентябрь. И ситуация: "Бери столько проектов, сколько можешь унести", уже прижала и не оставила выбора. Надо было раньше, но кто же знал? При так или иначе прикрытой заднице создавалось все равно ощущение: "Оно должно само и идеально". Но нет, идеально не будет.

Второй момент, касаемый: "Скопи подушку, а потом уходи в музыканты", уже не мой личный, а по наблюдению за знакомыми, следующий. Накопление подушки превращается в прокрастинацию и желание уйти в музыкальную профессию год от года все сдвигается и сдвигается. Время у нас нерезиновое, потому это – не айс. А потом, в конце-концов, наступает следующая история (как 100%-е убеждение в голове): "Я уже слишком старый/ая, поздно уже, уже за 40 и т.д.".

Таким образом, избегая вот этих ситуаций со временными лишениями и пытаясь их обойти, не делается ничего в итоге, даже если очень хочется.

2) Отношение к деньгам.

Коучи, психологи, наставники наставников из "запрещенной сети" вам тут и свистят, и, в то же время нет, по вопросу: "Деньги и взрослость". Многие, давя на больное (материальный вопрос) и делая это нарочито, продают свои курсы, консультации с позывом: "Деньги – маркер взрослости". Таким образом обыватель, решая, что он с зарплатой 30-50 тысяч "невзрослый", побежит покупать у спеца курс, еще и в рассрочку, чтобы "стать взрослым, зарабатывать больше".

Автор репетирует "правильный" взгляд на "наставников наставников" и загоняемую в сети дичь про денежное мышление и взрослость :))
Автор репетирует "правильный" взгляд на "наставников наставников" и загоняемую в сети дичь про денежное мышление и взрослость :))

Правда заключается в том, что математической корреляции между взрослостью и цифрой дохода не существует. Лично я знаю людей, которые зарабатывают 150-200 тысяч, но в общем и целом отношение к деньгам у них детское: траты на шмотки, обновлять телефон каждый год, затыкание внутренней дыры путешествиями по несколько раз в год, траты на всякие ногти, губы, косметологические процедуры, спонтанные покупки на маркетплейсах (без четкого понимания: "А нафига мне это?") И т.д.

Испытав некие лишения, без возможности бегать по "пейзажистам", покупать каждый год флагманский смартфон и т.д., по-другому начинаешь смотреть на потребление в целом.

Личный опыт. Я не езжу отдыхать за границу с 2020 года. Да и в принципе как таковой поездки в отпуск не имею, отдыхаю на даче, а "быстрый дофамин", как ни странно, стал давать летне-осенний поход за грибами. Я проживаю в тихом ЖК, окруженным лесным массивом. И в этом году, когда меня совсем уже начало разрывать на тему: "И в новой профессии – опять ни фига не получается, да что ж я за инвалид такой?!", сильно спасали мои одинокие прогулки по лесу с пакетом и ножом, иногда ходила с мужем, а иногда — вообще одна. И в дождь ходила, дождевик накидывала и шла, и в хорошую погоду. Близкие ругались, не пускали, но я шла. И это был кайф! А уж как вкусно собранное потом на сковородочке жарить!

Автор на даче, а не в Турции. Полет нормальный :)
Автор на даче, а не в Турции. Полет нормальный :)

Ну или другой пример. Я достаточно долго не ездила на родительскую дачу. Они сами после 2020 года толком перестали путешествовать, а освободившиеся средства направили на облагораживание дачи: построили два небольших домика с удобствами, на участке – никаких грядок, газон и различные растения, требующие минимум ухода. Я стала ездить на дачу этим летом, сидеть на веранде с кофе, читать книги, да и тоже иногда по лесу гулять. 90 рублей на электричку, 40 минут времени — вот и весь отпуск. Для отдыха этого оказалось достаточно, для смены обстановки – тоже.

Касаемо "взрослости". Тут фишка не совсем, сколько ты зарабатываешь в цифрах, а как распоряжаешься имеющимся. Можно пропить косарей 20 за один вечер, прогулять в ресторане – элементарно вообще, а можно и вполне достойно, да, имея и коммуналку, и кредит, и все – на тебе, протянуть недели две-три, не превращяась при этом в пенсионера и хронического нищеброда.

Одежда и красота. Я никогда не любила "быструю моду". Приблизительно одно и то же (вне сцены) носила всю жизнь. Стараюсь смотреть на качество вещей, поэтому для меня не стало проблемой носить условные 4 пары штанов на протяжении нескольких лет (местами – лет пяти). Колебания веса за эти пять лет незначительные, в кардинальной смене гардероба не нуждаюсь. А на то, что я плохо выгляжу, пока еще никто не жаловался.

В 2021-22 году я немного обновила концертный гардероб. У меня появились несколько платьев, купленных по различным акциям на wildberries, 2-3 пары обуви для концертов. Всё. В этом году я делаю своеобразный марафон: год без покупок одежды и обуви. Учитывая, как я изначально выбираю вещи, этот принцип справедлив и для концертного, это тоже не будет проблемой.

Безусловно, листая "предложку" маркетплейсов, выпадает что-то, что: "Ай, хочется, ну не могу". Вырабатываю рефлекс: "А нафига это тебе надо?" В итоге товар оказывается в избранном, но не в корзине.

Автор на концерте. Лето 2023.
Автор на концерте. Лето 2023.

Девушки, девочки, женщины, возможно, захотят возразить что-то про красоту внешности и уход за собой.

Здесь мне тоже есть, чем крыть :)

Я считаю, что во многом всякая косметологическая история сильно переоценена.

Смотрю на волосы ряда знакомых, которые оставляют в салонах тысяч по пять в месяц минимум, смотрю на свои и понимаю: зря они это делают. Безусловно, у нас разные генетические истории, кому-то в чем-то везет больше, кому-то меньше, но я тут рассматриваю ряд людей, которых знаю не один год и наблюдаю "в динамике". Потому вполне могу сделать вывод, что как бы ни продавались хорошо салонные процедуры по тем же волосам, отдавать деньги на то, чтобы волосы явно сжигать, а потом восстанавливать, тратя еще больше (и результат-то средненький, в общем-то) — неразумная история.

Та же тема – с маникюром. Когда я была в паузе от музыкальной деятельности, я и ходила на маникюр к очень хорошему мастеру, и делала гель-лак. Так вот, большего издевательства над ногтями, чем этот чёртов гель, я лично не знаю. За несколько месяцев ногти от геля превращались в чёрти-что, да и сама мастер настаивала на паузе и лечении после пары месяцев.

Короче, делаем выводы.

Касаемо стоимости косметики уходовой, тоже есть такой момент: не обязательно тратить кучу денег (если б я сказала, сколько у меня стоит шампунь и бальзам, девочки, вы б поржали и не поверили, честное слово). Важно читать состав и выбирать подходящие средства.

Ну и про витамины, конечно же, не забываем. Их, кстати, можно есть и бюджетные вполне.

3) Стратегии заработка. И музыкой, и ... не совсем :)

"Желательно иметь несколько источников дохода," — если вы читали разные статьи про финансовую грамотность, то наверняка читали и про это. Тут тоже справедливо: не концентрируйтесь на одном-единственном способе, как именно вы должны получать деньги со своей деятельности. Рассматривайте разные варианты.

Даже если выпадает что-то не совсем музыкальное, не совсем "строго по вашей части", но не подразумевающее, что всю музыкальную деятельность ради этого придется побросать, отказываться не стоит.

Личный опыт. Свою прежнюю деятельность, репетиторство по языку, я не бросила совсем. Просто не работаю на потоке. У меня осталась одна ученица, которая платит не за час урока, а за недешевый абонемент раз в месяц, при этом занимается раз в неделю. Когда по старой памяти мне пишут: "Фуф Батьковна, здравствуйте, мне вас порекомендовали как репетитора" и т.д., я диктую только свои условия: абонемент определенной стоимости, отсутствие перерасчетов за внезапные пропуски, строго определенные дни приема учеников (у меня это – понедельник, вторник, среда). Большинство клиентов, разумеется, соскакивает, т.к.им надо, чтобы ты был максимально вовлечен в их условия, работал по их задачам, переносил бесконечно, как им удобно, и все это – за 1000 рублей в час, не более. Я на такое не иду. Да, у меня один клиент, но это – отсутствие нервяков, мне не нужно побросать все, чем я занимаюсь в музыке, и удобно достаточно.

Также открытием-2023 для меня стал внезапно Авито. Началось с того, что родители в квартире затеяли ремонт с частичным обновлением мебели, утвари различной и т.д. И попросили меня что-то по мелочи повыставлять. Ну и крупное тоже местами. Затем я занялась ревизией всего того, что у меня лежит без применения особого, и тоже стала продавать. Ушла обувь на высоком каблуке, который мне нельзя из-за проблем с коленкой, ушли сумки различные, купленные в бытность преподавателем курсов иностранных языков (причем, все - в хорошем состоянии), а с синтюком на плече ездить по музыкантско-рабочим вопросам удобнее стало с рюкзаком.

Одежда, которая перестала быть актуальной: для концертов не годится, а с повседневным образом жизни не стыкуется никак.

Взялась за залежавшийся года с 2018 хендмейд, который я так и не могла особо продавать на всяких "Ярмарках мастеров", с незначительным понижением цены стали продаваться бисерные косынки моего авторства и еще ряд украшений, которые я делала на продажу, но продать в специализированных для хендмейда местах и в соцсетях не могла.

Короче, продавайте все ненужное. Это тоже вариант (я так решила постепенно, небольшими шагами разделываться с кредитом).

Касаемо музыкального заработка. Важное: не делайте совсем бесплатно ничего в своей профессии. Знакомые просят поучаствовать в записи трека, делают сингл своими силами? Запросите хотя бы самую минималку. Ко мне за: "Нам нужен клавишник" по цене 0 (ноль) рублей уже не обращаются.

Из собственных сессионных сотрудничеств делайте правильные выводы. С кем готовы работать за минимальную историю, а с кем – уже поменять условия.

Автор на концерте с хорошими и уважаемыми людьми) Один из самых любимых проектов в сотрудничестве 🖤
Автор на концерте с хорошими и уважаемыми людьми) Один из самых любимых проектов в сотрудничестве 🖤

У меня есть ряд постоянных клиентов на сессионную работу, с которыми я готова сотрудничать за минимальный прайс. Но были и ряд различных клиентов, с кем при последующем обращении ко мне я меняю условия. И это – нормальная история.

Ладно, ребята. Статья вышла достаточно объемная, буду завершать.

Всегда рада вашей обратной связи. Есть, что сказать в доброжелательном ключе? Пишите, почитаю ваши комментарии :)