Стройка на священных местах коренных народов
У коренных народов Севера ненцев и ханты испокон века на бескрайних просторах лесотундры находится немало священных мест, которые можно посещать только в определенное время и только мужчинам. И на Ямале именно на священных землях проходила "Трансполярная магистраль" или "501-я стройка", как называют "Мертвую дорогу", которую строили через болота и тайгу на самом севере России в 1947-1953-х годах. Может быть, отчасти поэтому, а отчасти из-за смерти "вождя народов" Сталина она заглохла на целых 70 с небольшим лет.
Об этом нашей героине, учительнице начальных классов ямальского поселка Аксарка Виктории Бегу рассказала ее коллега, представитель народа ханты Ольга Пандо. С самого начала организации экскурсий по местам этой грандиозной стройки прошлого века Ольга Николаевна, как и большинство местных жителей, чтящих традиции предков, категорически была против этого.
Объект исторического наследия
Предупрежденная таким образом, Виктория Васильевна все же не смогла устоять от посещения этих мест в составе экскурсии из Надыма. "Мы посетили уникальный объект исторического наследия "Лагерный пункт № 93". На комфортабельных автобусах мы испытали все прелести некомфортабельной дороги. От Надыма примерно час двадцать минут ехали. По дороге экскурсоводы рассказали, что этот лагерь прошел частичную реконструкцию благодаря волонтерам, - рассказала Виктория Бегу. - Это был рабочий городок для сооружения одного из участков строившейся в период с 1947 по 1953 годы железной дороги от Полярного Урала до реки Енисей. Общая протяженность железной дороги должна была составить 1480 км. В этом лагере содержалось 300 заключенных строителей, их трудом был создан разъезд Щучий.
Еловая аллея заключенных
Первое, что мы увидели, это колючую проволоку, натянутую между деревьями.
На данной стройке, как оказалось, работали не только заключенные, но и вольнонаемные люди. Заключенные, среди них политические и репрессированные, чтобы освободиться раньше, шли работать на данную стройку, потому что дни, проведенные там, засчитывались день за два и даже за три, то есть срок у них пропорционально быстро уменьшался. А вольнонаемные шли за хорошим заработком.
Одним из участников данной стройки среди заключенных был творческий человек со своим видением мира, и когда строили лагерь, он предложил проложить на его территории еловую аллею: "Когда будет построена железная дорога, я представляю как люди будут выходить на этой станции и гулять вдоль этой аллеи". Аллея сохранилась до наших дней, и это действительно красиво, такая вот отдушина этого места.
Печки в бараках - условно теплые
Мы посетили жилье людей заключенных и вольнонаемных, которые работали на стройке. Видели, что в некоторых бараках были печи побольше, в некоторых поменьше. А где-то и вовсе стояли простые железные "буржуйки". Многие здания были саманными - мазанными, видна вот эта вот обрешетчатость, сеточка. Там, где стояли каменные печи, было условно тепло, а вот "буржуйки" плохо согревали в холода - в этих бараках люди спали полностью одетыми - в ватниках, бушлатах, валенках и шапках. Трудно представить как это - зимой жуткие морозы без возможности нормально согреться, а летом - гнус, от которого тоже некуда деться и спрятаться. Побывали мы и в штрафном изоляторе - шизо, где содержались непослушные. Ну зрелище, конечно, такое пронизывающее, заставляло задуматься, испугаться.
На кухне, официально она называлась "котлопункт", до сих пор находятся котлы, формы для хлебы, задвижки и дверцы печные.
Железную дорогу строили на совесть
Далее мы прошли на саму железную дорогу. Рельсы на месте, даже шпалы частично на месте. Мы узнали, что рельсы отливали на нескольких заводах страны, например, четко видно название "Югосталь. Сталин", стоят госты, клейма на них. И качество металла - столько лет стоят, а он не ржавеет.
Со смертью Сталина данная стройка прекратила свою деятельность, потому что было принято решение, что этот объект не так важен для нашей страны. Но я думаю, что если бы Сталин остался жив, прожил дольше, то, безусловно, это был бы большой транспортный узел, необходимый нашей активно строящейся стране. Лагеря строились через определенные пункты, одинаковое расстояние, как мы поняли, через каждые 4 километра, но тот лагерь, который мы посетили, остался в более-менее целом состоянии".
501-я стройка - это та же Колыма
Уроженка города Магадан, Виктория Бегу помнит и другую стройку: "Это Колыма, это Гулаг. У меня папа был водителем большегрузных машин, и я сама, будучи ребенком, ездила с ним по тем стройкам. И также я видела там, на территории Магаданской области подобные объекты. Они, конечно, в корне не такие, потому что железной дороги там нет, там заключенные строили автомобильную дорогу на ребре сопок кирками зимой. В мороз, в стужу они пробивали эту Колымскую трассу. Она тоже построена на костях людей заключенных, но там были намного жестче условия, там не было никаких вольнонаемных людей, там были и политические заключенные, и преступники".
Жестокая школа жизни
Экскурсоводы рассказали туристам и про суеверия, связанные с этими местами. Например, легенду про девушку в белом одеянии, которая, если ее не задобрить, будет преследовать мужчин. Задобрить духа можно угощением - конфеткой, пакетиком чая или кофе, табачным изделием - тем, что есть при себе.
"Печальная история нашей страны, но она имеет место быть. И о ней нужно помнить. Какие я испытала там чувства? Я чувствовала себя частью истории, причастность к этим событиям. Это же в принципе не такие далекие события - 53 год. Страха не было, просто понимаешь, насколько советский народ силен, насколько он не сломился, пройдя через это, потому что довольно-таки суровые условия, пусть даже вольнонаемный, пусть заключенный, люди находились там со всей страны, многие люди, попав туда, стали крепче, так нам сказали. Их было видно потом в стране, кто через это прошел. Их стройка закалила и они не боялись трудностей. Многие ведь не уезжали, оставались на Севере, строили карьеру в спорте, строительстве, добыче газа, нефти, педагогике, шли в кочевое образование и т.д. То есть это была такая своеобразная школа жизни для нашего советского человека. И многие почетные жители Надыма - выходцы из 501-й стройки".