Для тех кто попал на канал впервые, расскажу. Я сменила профессию юриста на логопеда благодаря своему старшему сыну. У которого в карте стоял диагноз ЗПР. Большую часть своей карьеры я занимаюсь таким нарушением речи как дизартрия, а вы его называете "каша во рту". Сейчас сыну уже 19 лет. С сыном я прошла многое, две частные гимназии, но окончил он на семейной форме обучения. Я много пишу про инклюзию и про права особых деток и их родителей. Знаю об инклюзии все, и даже больше.
Мешает ли дизартрия в школе? Как ребенку с дизартрией в школе?
Такие вопросы мне задают часто.
А давайте поговорим об этом.
Дизартрия это нарушение звукопроизношения. В определении сказано, что не только произношения но и просодической стороны речи в следствии органического нарушение мозга.
Давайте напомню.
Итак. У нас есть ребятенок с возможно (быстрыми родами, долгим безводным периодом, экстренным кесаревым сечением). И вот это все приводит к органическому поражению мозга.
Еще несколько лет назад (когда мой сын был маленьким) таким детям ставили неврологический диагноз ММД. Минимальная мозговая дисфункция.
И вот если поражение это тяжелое, то мы получаем ребенка с ДЦП.
Но если поражение не такое сложное. Так вот было у меня с сыном. То получаем дизартрию в речи.
В целом есть речевые проявления дизартрии и не речевые проявления. На эту тему будет отдельная статья.
Сегодня поговорим о речевых признаках.
И тут есть тоже две ветки.
Нарушение звукопроизношения. Ребенок с дизартрией это тот у кого сигналы от мозга к языку проходят не так быстро и не так как должно бы быть в норме. Ребенок с дизартрией искажает звуки всегда по своему. В отличии от, например, диспраксика который каждый раз будет искажать один звук по разному. Об этом тоже напишу.
Ребенок с дизартрией как правило слышит, что на месте его искаженного звука стоит правильный звук "Р" и на письме его пишет. То есть не всегда у ребенка с дизартрией будет нарушение письма.
И вторая ветка это нарушение просодики.
Иногда читаю у коллег что эти дети тихо говорят. Речь их не слышна. Однако это совсем не обязательно. Дизартрик говорит монотонно. Я на занятиях очень много уделяю именно просодической стороне речи.
Он почти не ставит точек интонацией. У него неправильное логическое ударение во фразах. Иногда можно слышать скандированные фразы.
Но если у вас ребенок только с дизартрией, без сопутствующих проблем, таких как например, задержка психического развития ему в школе не плохо.
Он вполне нормально учится. Многие из этих детей успешно осваивают иностранный язык. Особенно английский где много звуков с межзубным произношением.
Однако. Если вы не озаботились постановкой звуков до школы, то могут быть проблемы социального характера.
Дизартрия это навсегда. Все проявления дизартрии вы не вытрите никогда с логопедом.
Хорошая новость, что сегодня это совсем не обязательно. Никто к вам не подойдет и не расскажет, что у вашего ребенка звук стоит неправильно.
Но есть и плохая новость. Все таки если у ребенка "каша во рту" и его понимаете только вы, то велика вероятность, что дети откажутся дружить с ребенком.
Никому не нужно переспрашивать.
Поэтому лично я настаиваю на том, что бы все звуки у дизартрика ставить в обязательном порядке и работать с просодикой.
Дизартрия это про среду. Сегодня в Москве, где я живу и работаю, утром уже темно, вечером темнеет рано. И многие родители замечают у ребенка как бы откат в звуках и в речи. Для ребенка с дизартрией это нормально.
Я помню своего сына, в ноябре вообще можно было не водить в школу, толку вообще было процентов на 20.
Что касается чистой дизартрии то им вполне хорошо в школе. Особенно если вы определите ребенка в частную школу где маленький класс.
Но если у вашего ребенка дизартрия повлекла за собой задержку психического развития. Ребенок медленнее пишет чем положено в классе. У ребенка плохая память. Внимание снижено, а мышление на год или два запаздывает по сравнению с нормой. Тогда приготовьтесь учиться с ним в обычной школе.
Рассказываю вам по своему опыту.
Проблема детей с дизартрией еще и в том, что вот как раз в нашей стране задержку памяти, внимания и мышления у дизартрика увидят только в школе. А до этого вполне нормально ребенок занимается у логопеда и справляется.
Все дело в том, что один на один с логопедом справляется.
А вот в классе психика не вывозит. Все таки органическое поражение мозга (органика как говорят логопеды) дает о себе знать.
Пишите кто узнал своего ребенка в описании?