«Для сектанта спасется только член его секты, для Распутина — кто по-своему, но искренне верит в единого Бога... Он, если можно так сказать, не выходил из православия в иную веру, но православие в некую общехристианскую веру включал». Амальрик А. А. Распутин. С. 112.
Мне часто задают читатели вопрос: кто я? К какой церкви принадлежу? Я уже неоднократно отвечал на этот вопрос, но назрела нужда сделать это снова - как для новых, так и для "старых" читателей ОС. Я имею честь принадлежать Единой Вселенской церкви - Церкви Божией - в которой не дают бумажек, в которой нет формального членства.
Вот, я открываю "Словарь религий народов России", и первыми идут адвентисты седьмого дня. Я - адвентист. Как и все христиане, и мусульмане, и т.д. - кто верит во Второе пришествие Иисуса Христа. "Адвент" - переводится с церковного языка как "пришествие", "явление". Я адвентист, которого адвентисты давно считают православным, православные - баптистом, баптисты - пятидесятником, пятидесятники - католиком, католики - вальденцем и т. д. Мне это уже давно не важно: я христианин. Принадлежу к Церкви Божией, состоящей из всех искренне верующих людей, из всех людей доброй воли. Мне этого достаточно. А служу я тем, кто мне позволяет им служить.
На днях, когда я проводил онлайн форум по пророчествам - на этот раз с адвентистами седьмого дня - один из участников форума заявил мне прилюдно, раздраженно и обвиняюще: "Я не верю, что вы - протестант. Вы - православный." Он, конечно, имел ввиду - "подосланный", чтобы, мол, обращать протестантов в православных. Гораздо чаще, однако, я слышу обратное, типа: "ОС - это секта адвентистская! Берегитесь!" И, конечно, все настоятельно советуют мне "определится" - с кем я. А я давно определился - я с Богом. Кстати, в ответ на вышеприведенное заявление, что я "православный", другая участница форума своими словами, как помнила, пересказала слова апостола Павла, переводя их на меня: "Для православных он как православный, для адвентистов - как адвентист, для язычников - как язычник, чтобы спасти хотя бы некоторых". Если точно, то апостол Павел говорил:
19 Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести:
20 для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;
21 для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона;
22 для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.
1-е послание Коринфянам 9 глава
Простите, друзья - православные, протестанты, католики, мусульмане, язычники, неверующие - у меня просто нет иного выхода, как только следовать примеру апостола Павла. Я, конечно, мог бы "пристать к одному берегу", и "перестать быть бесхребетным", перестать "болтаться как г-но в проруби" - как советуют самые лучшие, умные люди. И мог бы вполне преуспеть - на том или ином берегу. Но... "Ты неси меня река..." Или как там у пророка Иезекииля, которого тоже призывали пристать к какому-то берегу и говорить удобно, выгодно, уважаемо - так, как говорят те или иные влиятельные аналитики, священники и пророки. А он уплыл по Божьей реке, которую видел в видении, и которая понесла его по жизни:
и повёл меня по воде; воды было по лодыжку.
4 И ещё отмерил тысячу, и повёл меня по воде; воды было по колено. И ещё отмерил тысячу, и повёл меня; воды было по поясницу.
5 И ещё отмерил тысячу, и уже тут был такой поток, через который я не мог идти, потому что вода была так высока, что надлежало плыть, а переходить нельзя было этот поток. Иезекииль 47 глава
Вот, я много говорю, пишу о времени, о царстве Предтечи - о том периоде времени, пророчески возвещанном в Свяшенном Писании, когда мир будет приготовлен ко Второму пришествию. Этот акцент я получил от адвентистов и ни на что его не променяю. Хотя сами адвентисты не верят уже, кажется, что это возможно, что вся Земля озарится славой Божией, наполнится ведением Бога. А я верю и знаю, что так будет - и будет так!
Вообще, адвентизм изначально (а для меня - и до сих пор) рассматривался не как церковь, не как секта, не как еще одна деноминация, но как движение возрождения, которое должно войти во все церкви, во все дома, к верующим и неверующим, с тем, чтобы мир приготовлен был ко Второму пришествию. Чтобы были православные адвентисты, католические адвентисты, баптистские, мусульманские и т.д. Потом, когда адвентистов стало много миллионов, из движения он превратился в деноминацию. К сожалению. И перестал проникать через деноминационные барьеры. Увы.
Меня в детстве крестили в Православной церкви, и часто с бабушкой, с тетей, с родителями мы ходили во "Всесвятскую" (Всех святых) церковь в Туле. Я и до сих пор туда захожу помолиться. Это было в 70-х-80-х годах прошлого века (как древне звучит!). А тогда же все были коммунисты, атеисты. А мне как-то представлялось - возможно от названия церкви - что Церковь есть "Всесвятская", то есть в нее входят (да так и было - ведь кто туда только не ходил!) всякие хорошие люди. Разные люди. Самые разные. Я как-то тормозил, не понимал, что есть православные, католики и т.д. И до сих пор торможу.
Скажу честно - церковь (как деноминация, как организация) это прекрасный детский садик. Ребенок редко выбирает - в какой детский садик ему ходить. Меня мама отвела (до сих пор помню тот день, помню запах краски в прихожей, запах слегка подгорелой манной каши) в детский садик недалеко от нашего дома, на улице Первомайской. Не то, что это был единственный, или самый лучший садик в Туле - просто так вышло. Мама меня за ручку туда привела. И я до сих пор люблю этот садик, и каждый раз, когда проезжаю мимо, оглядываюсь на него, и у меня в душе светлые чувства.
Так же и с церковью обычно бывает. Родители, или окружение, социум - они приводят вас в ближайшую, привычную им, удобную церковь, и вы туда начинаете ходить. Слава Богу! Проблема возникает тогда, когда вы начинаете кричать, что ваш детский садик - единственный самый лучший, и что другие садики надо закрыть, а его наставников и детей... что-то плохое им сделать. Ведь они такие плохие! Такие еретики гадкие! Помню, в СССР часто драки были между районами - советский район на пролетарский, пролетарский на привокзальный и т.д. Увы, этот менталитет перенесся с улицы в церкви.
Как я попал в чудесный "детский садик" адвентистов? Это было, когда я был маленьким мальчиком и жил в Ясной Поляне. Я помню тот зимний вечер, когда к нам, в нашу семью (мы тогда продавали дом, переезжали в город) пришли три бородача, представительных, величественных, светлых человека. Один из них стал отцом моей будущей супруги (потом он сделался православным служителем). А я искал Бога с детства - иногда часами молился в детстве - ежедневно. Молился не зная как, не зная кому - просто потому что читал в дореволюционной литературе, что люди верили раньше в Бога, что люди молились Богу. И я чувствовал, что они были правы, что нужно искать Бога. У меня, кажется, не было ни дня в жизни, когда я не верил бы в Бога. Может, не было и дня без греха, но не было дня без веры.
И тут приходят три адвентистских пастора. К ребенку, который почему-то ищет Бога. И мама взяла меня за ручку, и мы пришли в дом молитвы, в церковь адвентистов, которая была в Октябрьском поселке. За что я навсегда благодарен Богу! Кто это сделал? Случай? Враг рода человеческого? Нет! Бог не оставил мне много шансов, не правда ли? Я получил там Библию, научился ее читать, любить, поступил в семинарию... И много лет служил церкви Адвентистов седьмого дня как пастор - точнее служил Богу и людям. Как меня только терпели в деноминации - я не знаю. Я всегда был "всесвятский" - всегда верил, что у Бога везде есть святые люди. Честь и хвала деноминации, терпевшей меня так долго! Спасибо!
А разве вы - не адвентисты? Разве вы не верите во Второе пришествие? Разве вы желаете нарушать четвертую Заповедь и не наслаждаться покоем субботы, отдыхом? Спросите, если вы православный, вашего батюшку - что предписано священникам делать в субботу? Отдыхать! А чему рекомендовано им учить прихожан? Делать то же самое. Вам это надо - пахать в субботу? А внутри адвентизма, как и внутри православия и католицизма, и мусульманства - много всего, о чем люди спорили, спорят и спорить еще будут.
А я не спорю ни с кем (вы, наверное, могли это заметить), никого не осуждаю, но "иду лесом", где никто не ходит, плыву по реке, между крутых бережков... Я считаю, что наши деноминации, в которые нас привел Бог - это как Семья, в которой ты родился. Если вы действительно родились к новой жизни, родились заново, воскресли к новой жизни в той церкви, в той деноминации, в которой вы находитесь - значит это ваша Семья, даже если она несовершенна (а совершенных нет). Даже если в семье не без урода - на которого тыкают пальцами другие. Вы родились в ней к Богу, к свету, к жизни.
А я предлагаю тыкать не в уродов, которых везде предостаточно, а смотреть на людей Божьих - которых везде, увы, нехватает. Но на моем жизненном пути было множество Божьих людей - адвентистов, православных, баптистов... Вот, в своих проповедях я не тычу пальцем в "православную" Салтычиху, к примеру, но говорю о людях светлых, православных святых. Так и должно быть. Посмотрите, например, на Анну Герман - этого Ангела советской эстрады. Она - адвентистка. Вы хоть знали это? Интересно, что в недавнем фильме ее почему-то представили лютеранкой.
Смешно, однако, да и грустно это - особенно учитывая тот факт, что в этом прекрасном художественном фильме сцену крещения Анны Герман совершал адвентистский пастор и мой студент-семинарист. Жизнь - интересная штука.
А сегодня, к примеру, именно благодаря польским адвентистам Польша не решается на большие подлости против России. Дело в том, что адвентисты верят (и их присутствие в обществе еще как-то ощущается), что именно США - это зверь, идущий к погибели и ведущий к погибели многие народы. И что Россия - это страна царей от восхода солнечного, страна, с которой начнется возраждение в мире. Вот бы православные так верили! Россия была бы уже давно благословенной. Слепы мы без Бога, ослеплены религией - а веры мало... Не чуем мы чистоты, святости - глядим туда, куда нам пальцем тычут. А сердце, наше сердце все равно тянется к святому и чистому...
Меня принимают везде, где искренне призывается имя Божие, с верою. За десятки лет своего пасторского служения меня множество раз приглашали проповедовать или выступать на различных конференциях православных, католиков, баптистов, адвентистов, лютеран, пятидесятников и т.д. Регулярно я проповедовал в церквах баптистов и пятидесятников - зачастую они принимали меня лучше, чем адвентисты.
Но вот если вы живете в Семье, пусть даже самой большой и богатой, но не чувствуете себя живым, рожденным свыше - то это серьезный повод к беспокойству. Возможно, это даже не Семья, не Церковь ваша виновата - а вы сами не хотите рождаться. И не ходите в радости, во свете, в вере... Но еще хуже, если это так, но вы, в качестве компенсации, принижаете живых христиан из других Семей христианских. Это дает вам чувство (ложное), что вы - правильный, что у вас все схвачено с Богом, и что остальные - сектанты и мерзавцы. Этим вы свидетельствуете против себя - свидетельствуете, что хотя вы и сектант, но в вас нет ни веры, ни надежды, ни любви...
Но не будем о грустном... Я верю, что к какой бы Семье верующих вы ни принадлежали, уважаемый читатель, вы неизбежно являетесь одновременно адвентистом, баптистом, вальденцем, православным, католиком и т.д. Вы адвентист - потому что вы верите во Второе пришествие Христа, вы баптист, потому что соглашаетесь с важностью крещения и рождения свыше, вы вальденец (это я по словарю иду - АБВ) - потому что вы готовы противостоять наглой "религии папства" с ее жестокой инквизицией и длинными руками. Вы верите в Бога не потому, что вам это выгодно, что это помогает в карьере - а потому, что вы... верите Ему. И даже готовы пострадать за Него.
Я говорю это не на пустом месте. Я жил и в Италии, в горах, среди вальденцев - этих тихих добрых людей, сохранивших свою веру через все гонения. Там я изучал их историю, научился понимать христиан, которые иные, живут иначе - простым трудом, простым вином, простыми книжками. Они верили не совсем так, как я - что-то в Библии мы понимали по-разному.
И я - православный. С детских лет я проводил в церкви больше времени, чем иные православные за всю жизнь. Потом учился у профессора Павла Мейендорфа - главного специалиста по православной литургии, ректора Свято-Владимирской православной семинарии. Все это - очень дорого мне, очень хорошо мне известно. И в православии тоже велись и ведутся ожесточенные споры о том и о сем - и так же я в этих спорах не участвую. Я и так - с моим народом. Все эти споры Богу не нужны, они Ему неприятны, и скоро мы вступим в иной этап развития, когда все это станет неважным - потому что люди познают не религию, но Бога и Его любовь ко ВСЕМ и чудодейственную силу.
Так вот, я не засланец - ни от католиков, ни от протестантов, ни от православных. Я простой русский человек, родившийся в одной из Семей народов и с уважением и порой даже восхищением наблюдающий за другими, родными и дорогими мне семьями народа Божия. Экуменизм стремится подчинить все эти народы одной власти - ради власти. Одна секта стремится очернить и подавить другую (это и делает церкви сектами - неспособность признать, что христиане, то есть дети Божии, могут встречаться за пределами их секты). А нам некогда этим заниматься, мы заняты: по заповеди Спасителя проповедуем Евангелие Царства.
Вот, я вырос в детском садике адвентистов. Я теперь понимаю, давно понимаю, что не все там идеально - как и в любом другом детском садике. Но я благодарен Богу за тот Путь, которым Он меня вел и ведет. Честно скажу, я понимаю, но не всегда одобряю людей, которые прыгают из церкви в церковь, а потом ругают старую свою церковь. Всякое бывает, конечно, и иногда перейти в другую христианскую Семью - это правильный шаг. Но часто я вижу, что человек, переходящий из одной секты в другую (для меня все церкви - это секты, то есть "общества с ограниченной ответственностью") начинает ругать и злословить ту церковь, в которой он вырос, которая помогла ему (ей) сделать первые шаги к Богу. Это - как развод, в котором человек старается оправдать себя ругая своего партнера: он (она), мол - такая сякая. Это нехорошо.
У меня был период в жизни, когда мне предлагали очень большие перспективы в православной церкви. В адвентизме меня уже ничего не держало - я много лет назад на научной конференции заявил, что у меня есть несогласия с тем-то и тем-то. И меня "запретили" в России, я много лет не имел права в России проповедовать в адвентистской церкви, преподавать в семинарии, издавать и продавать свои книги. А православие меня приглашало обоими руками. И я, признаюсь, хотел уже идти... Помню тот день, когда я с женой выходил из Всесвятской церкви, и к нам ринулись люди, приняв меня за батюшку - тогда у меня была длинная борода, и я всегда хожу с палочкой. И я всех благословлял, осенял крестным знамением. Люди даже плакали почему-то от радости.
Потом мы ехали в троллейбусе, и окна троллейбуса были покрыты красивым морозным рисунком - ничего не было видно через них, уютно было. И мне вдруг показалось, что как будто Григорий Ефимович зашел вместе со мной в этот троллейбус и молча сел где-то рядом. Я искал его глазами, но не мог найти среди пассажиров. Но думал и думал о нем. И он как будто говорил со мной о том, почему он выбрал для себя не становиться священником - но служить всем людям, простым людям, всех деноминаций. И баптистам, и адвентистам, и "хлыстам", и католикам, и православным... Я смотрел на сидящих впереди пенсионеров-коммунистов, на людей среднего возраста, на молодежь, тыкающую пальцами в свои телефоны... И тут, на следующей остановке, в троллейбус вошла группа курсантов военного училища. И я вдруг заплакал, даже зарыдал, потому что услышал этот внутренний голос ясно и отчетливо:
"Это - твой народ. Всем им ты должен. Все они - Мои детки. Я всех их люблю. И Я люблю тебя, называю тебя Своим возлюбленным сыном и служителем. Я посылаю тебя не только к православным, но и к протестантам, и католикам, и мусульманам, и неверующим. Ты знаешь и любишь этих людей. Будь кем хочешь, только служи верно!"
Я сидел на заднем сиденье троллейбуса, вместе с женой, и тихо плакал.
Апостол Павел называет то религиозное сообщество, сообщество Закона, в которое его когда-то привели за ручку, в котором он вырос - буквально детским садом, или "детоводителем ко Христу". Но дальше - постижение того, что ты сын, что ты дочь Бога Живаго:
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса. Послание к Галатам 3
Детоводитель нужен, согласно Павлу, "доколе не начнёт рассветать день и не взойдёт утренняя звезда в сердцах ваших" 2-е послание Петра 1:19. Слава Богу за детоводителей, за детские садики, за церкви. Но наступает новое время, время Предтечи, время Белого царя, когда нам откроется нечто большее, когда мы осознаем, глубоко прочувствуем, переживем, что все мы - дети Божии. Что наше призвание - быть продолжением Бога в этом мире, быть Его выражением, Его руками, Его устами, быть проводниками Его силы, Его чудес, Его любви и благости. И что над всеми церквами есть нечто большее - наш народ.
Мне тяжело смотреть на крайнюю раздробленность нашего общества. Какие нам еще нужны потери, раны, потрясения, чтобы понять, что мы - один народ? Что Бог любит нас всех? Что Он - неизмоверно, несопоставимо выше всех наших религиозных ритуалов и доктрин о Нем? Любите свою церковь! Посещайте ее каждую неделю, два-три раза в неделю. Даже если вы выросли - детские сады нужны другим детям, младенцам во Христе, а потому нужны, необходимы они и вам. Заботьтесь о своей церкви, молитесь о ней, о своем приходе. Участвуйте в строительстве, давайте пожертвования, приглашайте, приводите людей, уважайте учителей и наставников. Но не забывайте при этом, что Божия Церковь - куда больше и прекраснее любой деноминации. Не забывайте, что Семей много, а народ - один. Не забывайте, что, если Бог наш Отец, то мы все - братья и сестры по отношению друг ко другу. Позвольте в заключение снова привести точное и проникновенное замечание А. Амальрика о Григорие Ефимовиче, заменив, разве что, одно слово, одно имя:
«Для сектанта спасется только член его секты, для Жиганкова (возможно вы поставите тут и свое имя)— кто по-своему, но искренне верит в единого Бога... Он, если можно так сказать, не выходил из православия в иную веру, но православие в некую общехристианскую веру включал».
Я публикую эту статью поздно вечером, в надежде что ее прочитает не много людей - потому что я не хочу тут ругани, злопыханий, проклятий. Я ни с кем не спорю. Я вас очень люблю и всех вас благословляю именем Отца, Сына и Святого Духа. Аминь!