Найти тему
Край Смоленский

Занимательная топонимика: как появлялись названия улиц?

Рисунок из книги Д.П. Шпиленко "Материалы к родословию смоленского дворянства" (Вып. 4. М., 2020) Архив научно-популярного журнала "Край Смоленский"
Рисунок из книги Д.П. Шпиленко "Материалы к родословию смоленского дворянства" (Вып. 4. М., 2020) Архив научно-популярного журнала "Край Смоленский"

Прежде давайте задумаемся, а зачем улицам изначально давали названия? Ответ очевиден: для ориентирования на местности. Уличные названия служили топонимическими указателями места, где находится тот или иной дом, улица в целом. Эта цель и определяла сами названия. Большинство главных улиц городов в старину было названо по тем городам, куда вели большие дороги, на которые выходили улицы. Возьмем Дорогобуж: Московская, Смоленская, Бельская, Духовская улицы; Гжатск: Московская, Смоленская, Волоколамская, Калужская, Бельская, Ржевская улицы; Смоленск: Молоховская (вела в волостной центр Молохва), Московская, Петербургская, Краснинская, Рославльское шоссе. Второй тип уличных названий – по приметным зданиям. Это прежде всего храмы. Отсюда многочисленные Благовещенские, Никольские, Ильинские, Покровские, Троицкие, Соборные и т.д. Улицы назывались и по приметным частным и общественным домам. В Смоленске это Кваскова улица, Тыртов переулок и прочие переулки Заднепровья; в Дорогобуже – улицы Трубицына, Харина, Шугина, Рожнова, Синицына и другие; в Вязьме – улицы Гайдукова, Ечеистова, Барышева и масса переулков. Третий тип уличных названий – по занятиям жителей: Ямская (жили ямщики), Кузнечная, Рыбацкая, Стрелецкая. Четвертый тип – названия по конфигурации и особенностям местности: в Дорогобуже – Долгая, Кривой переулок, Гусинская (вдоль улицы шла пойма Днепра, куда выгоняли пастись гусей); в Вязьме – Глинная, Козье болото, Садовая. Были и другие способы образования уличных названий – от пригородных деревень и слобод, которые постепенно входили в городскую черту, по приметным городским объектам – Кладбищенская, Заборная, Вокзальная (все были в Рославле) и т.д.

Фрагмент плана части Смоленска с названием улицы. 1690 г. (книга Д.П. Шпиленко "Материалы к родословию смоленского дворянства" (Вып. 4. М., 2020)). Архив научно-популярного журнала "Край Смоленский"
Фрагмент плана части Смоленска с названием улицы. 1690 г. (книга Д.П. Шпиленко "Материалы к родословию смоленского дворянства" (Вып. 4. М., 2020)). Архив научно-популярного журнала "Край Смоленский"

Важно сказать, что долгие века уличные названия появлялись явочным порядком, т.е. не официальным, названия улиц рождались в среде самих горожан. Лишь с конца XIX века в городскую топографию вторгаются городские власти, которые начинают давать улицам «идейные» названия, обычно в честь императоров, выдающихся деятелей истории и культуры. Так, в конце XIX века в Смоленске появились улицы: Пушкинская (бывшая Кирочная, ныне Ленина) в честь А.С. Пушкина (отмечалось его 100-летие), Потемкинская (ныне Исаковского) – в честь городского головы Д.П. Потемкина, Энгельгардтовская (ныне Дзержинского) – в честь героя Отечественной войны 1812 года, расстрелянного в Смоленске, П.И. Энгельгардта. В начале XX века именные улицы появились во многих смоленских городах.

Ну, а после революции 1917 года уличные названия постепенно полностью утратили свою изначальную функцию – быть городским топографическим ориентиром. Теперь они стали носить почти исключительно идеологический или мемориальный характер: многочисленные Ленина, Урицкого, Володарского, Свердлова, Советские, Коммунистические, Комсомольские, Пионерские и т.д. Много среди уличных названий наших городов фамилий революционеров, известных писателей, ученых, героев войн. Во многих случаях эти персоны никакого отношения к городам, где есть их имена, не имели, и там даже не бывали. Скажем, если в Смоленске поэт В.В. Маяковский еще бывал, то в Вязьме, Дорогобуже, Сафонове, Рославле и других смоленских городах его точно не было.

Фрагмент плана части Смоленска. 1834 г. Архив научно-популярного журнала "Край Смоленский"
Фрагмент плана части Смоленска. 1834 г. Архив научно-популярного журнала "Край Смоленский"

Практика наименования улиц в честь известных личностей или исторических событий распространена во многих странах мира, мы тут не исключение. Но мне ближе, все-таки, традиционный принцип наименования улиц – исключительно как топографического ориентира. Не думаю, что когда человек называет улицу в честь некоего исторического персонажа, он его сразу вспоминает, во многих случаях он даже не знает, кто же это такой. Вспоминается анекдотический случай, когда на страницах Смоленского форума смоленские краеведы вели спор, в честь какого именно Попова названа улица в Смоленске, что уж говорить об обычных гражданах. Попова и Попова, а могла быть Петрова или Сидорова, разницы нет. Современные уличные названия в своем абсолютном большинстве лишены топографического смысла, они существуют как бы сами по себе, без привязки к месту, которое они обозначают, к его истории. Тем самым разрушено смысловое пространство, в котором мы непосредственно живем, что вряд ли можно считать благом. Конечно, революционные методы в таком тонком деле, как уличная топонимика, не стоит применять. Возвращение к прежним названиям или появление новых должно идти от самих людей, приветствоваться ими. Это самый здравый путь. И идти по нему, как мне представляется, еще очень долго…

О том, как появлялись уличные названия, мы можем даже зримо представить по старым планам Смоленска. Вот чертеж части города 1690 года (иллюстрация выше), где улица подписана так: «улица, что идет от церкви Ильи Пророка с Блонья». Это будущая Ильинская улица. Рисунок взят из книги Д.П. Шпиленко "Материалы к родословию смоленского дворянства" (Вып. 4. М., 2020). А на плане 1834 года мы видим выезды из Смоленска: Большая Киевская дорога, Большая дорога в г. Красный – это будущие улицы города, которые так по этим дорогам и будут называться.

Автор: Юрий Шорин