По странному стечению обстоятельств дни рождения двух главных противоборствующих сил Гражданской войны в России-Красной и Белой армий-практически совпали. Официальным днем рождениябольшевистскойармиисчитается23 февраля 1918 года, которое сегодня отмечается как День защитника Отечества. Датой начала формирования Белой армии считается 22февраля 1918 года(9 по Библии),дата начала легендарной "ледовой" экспедиции Добровольческой армии на Кубань.
Армии, которой еще не существовало.
Насамомделе,конечно,никакойармиинатотмоментнесуществовало.Армиюпришлосьформироватьиукреплятьвтечениедвухмесяцевпочти непрерывныхбоев.Кэтомумоментувсебылиразрознены-отнеобученныхюнцовистудентов,впервые взявших в руки винтовку, до офицеров, заслуживших свои знамена в боях Первой мировойвойны.Темнеменеебольшинствоизнихбылиофицерами,ибольшинствоизнихна собственном опыте убедились, что в глазах представителей новой властионипредставляютненавистный"эксплуататорскийкласс",кембынибылиихпредки.Вдобровольческойармии из 2320штабныхиофицерскихработниковтолькопятаячастьбылавыходцамиизаристократии.Остальные были либо детьми офицерских семей, не получивших наследственных дворянских прав, либо вообще представлялибуржуазию,казачествоикрестьянство.Этообъясняетсятем,чтоподавляющеебольшинствоофицеров-1848 человек-получили свои звания на полях сражений Первой мировой войны, а остальные (в званиях от капитана и выше) успели окончить военное училище до начала войны.
Офицеры составляли основу Добровольческой армии, получившей свое официальное название 25 декабря 1917года.Кстати,неслучайнопервое официальное подразделение последующей Белой армии было названо именно так .На первых порах,включаяоперацию"Лед",онавоевалаисключительнодобровольцами.Времямобилизации,в том числе и пленных красноармейцев,наступилозначительнопозже.Апервоначальноподзнаменамигенераловот инфантерииМихаилаАлексееваиЛавраКорнилова,поднятыминаберегахДона,собралисьтолько те, кто не связывал свое будущее с новой большевистской властью и присягал на верность императорскому государству Романовых. В численном отношении первоначальный состав Добровольческой армии (3683 человека)состоялиз242штаб-офицеров,в том числе 190 полковников и 36генералов;2078 штаб-офицеровотадъютантадокапитана;437рядовыхиунтер-офицеров;364рядовыхи 235унтер-офицеров,казаков,кадетовистудентовфизкультурныхвузов.Врусскойармии нашлось место и для бывших военнопленных, в том числе чехов и русинов, воевавших в Первую мировую войну на стороне Австро-Венгрии.
Генералы Добровольческой армии
Командирами Добровольческой армии были авторитетные генералы русского офицерского корпуса времен Первой мировой войны. Высшее руководство армией осуществлял генерал Михаил Алексеев. Генерал Алексеев действовал на берегах Дона в Новочеркасске и сформировал так называемую "Алексеевскую организацию"-группу офицеров, ставшую в последствии костяком армии. Главнокомандующим был назначен генерал Лавр Корнилов. Это был полководец, завоевавший почти безоговорочное доверие своих людей и отчаянно сражавшийся. Позднее участники операции "На льду" писали в своих воспоминаниях, что именно такой человек был необходим для превращения добровольческой армии в реальную боевую силу. Более того, в годы Первой мировой войны Лавр Корнилов проявил себякакполководец,который,помимовсегопрочего,умелсобратьотличныйотрядизсамыхразных материалов.
Генерал-лейтенант Александр Лукомский стал начальником Добровольческого Генерального штаба, агенерал-лейтенант Антон Деникин-командиром 1-й дивизии, а затем заместителем командующего (его основной задачей было замещение генерал-лейтенанта Корнилова в случае его гибели).Генерал-лейтенант Сергей Марков ,организовавший боевые части и подготовку к войне,в глазах народа был как "меч генерала Корнилова". Не случайно именно ему выпала честь организовать и возглавить 1-й Офицерский полк Добровольческой армии, ставший в итоге одной из самых устойчивых боеспособных частей.
Начало операции После начала операции "Лед" генералу Маркову необходимо было завершить организацию своего полка. Приняв решение оставить Ростов-на-Дону под натиском наступающих частей Красной Армии и двигаться на Кубань, опираясь на поддержку кубанских казаков, командование добровольцев после переправы через Дон объявило дневной отдых в станице Ольгинской. Здесь 25 февраля был сформирован офицерский полк, состоящий из трех офицерских батальонов и нескольких мелких подразделений. В это время в армии уже существовал Корниловский ударный полк, ведущий свою историю с 1 августа 1917 года. Командир этого полка капитан Митрофан Неженцев привел костяк своих бойцов на Дон, и этот полк стал первым полком Добровольческой армии. Здесь же, в Ольгинской, из разрозненных партизанских отрядов Донской области был сформирован партизанский полк под командованием генерал-лейтенанта Африкана Богаевского.
Помимо трех полков, составивших костяк добровольческих сил в операции "Лед", в Ольгинскую вошли также юнкерский батальон под командованием генерал-майора Александра Боровского (так называемый Ростовский добровольческий полк, известный также как студенческий батальон), чехословацкий инженерный батальон и три кавалерийских подразделения (партизанский батальон, донской батальон и офицерский батальон). были сформированы. Больше всего доставалось артиллерии. В распоряжении добровольцев имелось всего две артиллерийские батареи, которые были сведены в один дивизион, сформированный в основном из юнкеров артиллерийского училища и имевший на вооружении всего восемь 3-дюймовых орудий различных модификаций. Прорваться через Кубань Боевое крещение Добровольческой армии состоялось 6 марта 1918 года (21 февраля) в бою у деревни Режанки. Несмотря на то, что село было укреплено частями Красной Армии, Добровольческой армии удалось занять его, атакуя с разных направлений. Офицерские полки перешли в лобовую атаку (генерал Марков провел своих людей через ледяной ручей), Корниловский удар и партизанские фланговые атаки, артиллерийские юнкера взяли на прямую наводку и развязали свои орудия, и противник был потрясен. Потери Добровольческой армии в бою были необычно малы - несколько человек, но брошенная Красной Армией артиллерия пополнила боекомплект артиллерийского дивизиона.
После нескольких таких бескровных боев Добровольческая армия подошла к станице Кореновской, и ей пришлось вступить в самые напряженные бои в ее окрестностях. Части Красной Армии оттянули Добровольческую армию от ее цели - Екатеринодара - и заняли прочную оборону. После почти 24-часового боя солдатам и офицерам генерала Корнилова удалось 17 марта овладеть станицей, но ценой больших потерь. Именно здесь, в Корновской, командование добровольцев узнало, что Екатеринодар уже занят большевиками, а кубанские войска капитана Виктора Покровского отступают. Генерал Корнилов решил, что с имеющимися силами Екатеринодар не занять, и решил двигаться на юг на соединение с кубанскими войсками. 19 марта Добровольческая армия в тяжелых боях переправилась через реку Раб, но смогла соединиться с кубанскими войсками через пять дней после фактической осады, в ходе которой шли тяжелые бои. Возвращение к реке Дон После соединения с Добровольческой армией кубанцы значительно расширили свои добровольческие силы. Их общая численность достигла 6 тыс. человек, причем почти все они уже были опытными бойцами и прекрасно знали, за что сражаются. С такими силами можно было начать наступление на Екатеринодар. Эта операция, получившая первоначальное название "Лед", ворвавшись в кубанскую столицу, впоследствии распространилась на весь первый этап кампании. В этих кошмарных условиях добровольческая армия к 9 апреля (26 марта) достигла Екатеринодара и попыталась захватить город, но после трех дней ожесточенных боев потерпела неудачу, что было небезосновательно, поскольку 6 тыс. добровольцев столкнулись с превосходящей в три раза Красной армией, которая не нуждалась в боеприпасах и провианте так, как они.
В результате этого боя и ряда арьергардных и фланговых боев с частями Красной Армии, преследовавшими Добровольческую армию, которая повернула назад к Ростову-на-Дону, Первая белая армия была практически полностью уничтожена. Однако генерал Деникин, командовавший к тому времени Добровольческой армией, сумел вывести ее из-под ударов и 12 мая выйти к станицам на берегах Дона. К этому времени Ростов-на-Дону уже был занят войсками полковника Михаила Дроздовского, и Добровольческая армия смогла соединиться с единомышленниками. Из этих частей в итоге была сформирована Южнорусская армия под общим командованием генерал-лейтенанта Антона Деникина. Эта операция далась добровольцам дорогой ценой. К концу операции "Лед" от первоначального состава остался лишь каждый десятый: 12 апреля (30 марта) погиб командир корниловцев полковник Митрофан Неженцев, а на следующий день погиб командир полка и первый общевойсковой командир Добровольческой армии Лавр Корнилов. Однако два с половиной месяца лишений и потерь создали серьезную силу для Красной Армии, которой предстояло сражаться еще два года.