Сегодня в Московском доме художника торжественно откроется по-настоящему уникальное мероприятие – Фестиваль современного церковного искусства "Видеть и слышать", посвящённый теме, актуальной не только для отечественной культуры, но и для всего нашего общества: "Да будут все едино". Фестиваль пройдёт с 27 октября по 4 ноября при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Департамента культуры города Москвы, Московского союза художников, Российской академии художеств и Центра содействия церковному искусству.
Давайте напрямоту. Для абсолютного большинства наших соотечественников слова "современное церковное искусство" практически ни о чём не говорят. К сожалению, будучи людьми верующими, в реальной жизни мы лишь изредка заходим в православный храм, чтобы "поставить свечку". Обычно же за всю жизнь бываем лишь на двух богослужениях – крещении и отпевании. Да и даже будучи воцерковлёнными, едва ли можем отличить работы Андрея Рублёва от Дионисия или Феофана Грека. Не говоря уже о современных мастерах. Не так ли?
Увы, ответ очевиден. Впрочем, излишне увлекаться самобичеванием, к слову, не свойственным православной традиции, тоже не стоит. Слава Богу, в течение последних десятилетий мы пережили самое настоящее Второе Крещение Руси. Начавшееся довольно бурно, когда истосковавшиеся по духовной жизни русские люди массово обратились к Православной Церкви.
Но стоит признать, что крестились, да не просветились. Пока что, оставшись, как наши далёкие древнерусские предки в первые десятилетия (а в чём-то даже столетия) после Первого Крещения Руси, "двоеверами". Только если тогда двоеверие было полухристианско-полуязыческим, то сейчас оно остаётся "полубезбожным". Из-за банальной душевной лени мы забываем о воскресных и постных днях, о православных праздниках и элементарных правилах церковной жизни, без которых крещёному человеку жить просто невозможно.
Но вспоминая то, как к вере пришёл сам Святой равноапостольный Великий Князь Владимир, мы приходим к знаменитому эпизоду "Повести временных лет", известному со школьной скамьи. Да-да, тому самому, откуда есть пошла крылатая княжеская фраза "Руси есть веселие пить, не можем без того быть" в отказ принять ислам. Так вот в итоге Великий Князь направил послов в разные земли, включая Ромейское Царство (ныне именуемое "Византией"), откуда, побывав в Святой Софии Константинопольской, они прибыли с таким рассказом:
И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на Небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве.
То есть Русь пришла к своему Крещению через эстетику Православия. Через то самое "богословие в красках" и "богословие в пении", которое вполне может просветить и человека XXI века, в реальности мало отличающегося от людей тысячелетней давности. Разве только не столь испорченных "квартирным вопросом" и интернетом.
Собственно, именно этот летописный эпизод автор данных строк уже вспоминал год назад, когда группа друзей и единомышленников Первого русского телеканала Царьград во главе с художественным руководителем тезоименитой (одноимённой) мастерской "Царьград" Дмитрием Трофимовым организовала выставку "Монументальное искусство в Церкви".
Выставку, за прошедшие без малого полтора года значительно возмужавшую и окрепшую. Превратившуюся в Фестиваль современного церковного искусства "Видеть и слышать", посвящённый теме, актуальной не только для отечественной культуры, но и для всего нашего общества, "Да будут все едино", который пройдёт с 27 октября по 4 ноября.
"Монументальное искусство в Церкви" 2.0
С Дмитрием Трофимовым, генеральным продюсером Фестиваля, мы пообщались непосредственно накануне его открытия. О замысле этого проекта, его уникальности, о том, что же смогут увидеть и услышать гости Фестиваля. И конечно, о главной идее, а может, даже и идеологии.
Царьград: Начнём, что называется, ab ovo. Почему Фестиваль "современного церковного искусства"? Нет ли здесь переклички с так называемым "актуальным искусством", "актуальность" которого лишь в том, что оно бросает вызов традициям?
Дмитрий Трофимов: Ни в коем случае. Здесь всё очень просто. Речь исключительно о временном факторе и никаких параллелей с современным "актуальным искусством". В Фестивале принимают участие наши современники. И, в отличие от прошлой выставки "Монументальное искусство в Церкви", прошедшей в июне 2022 года, где были представлены работы последних трёх десятилетий, на этот раз мы обратились к работам последних трёх-пяти лет.
— Выставка стала Фестивалем. Выросла? Сущностно изменилась? Или же это просто игра слов?
Д. Т.: Отличия серьёзные. В первую очередь — в масштабе. Как и прошлогодняя выставка, Фестиваль проходит под эгидой Московского союза художников и на его площадке, но в этот раз мы также получили грант Президентского фонда культурных инициатив. Это позволило масштабировать наши мероприятия, сделать их больше и интереснее.
— Например? Что из того, чего не могли позволить в прошлый раз, будет представлено на Фестивале?
Д. Т.: Например, в рамках Фестиваля мы сейчас выпускаем целую серию фильмов, которые рассказывают о жемчужинах храмовых росписей начиная с XII века и до наших дней. Это новое направление, которого не было на прошлогодней выставке. И если в прошлый раз у нас было три концерта духовной музыки, то теперь это уже восемь концертов разных коллективов.
Сама выставка, которая остаётся основой Фестиваля, значительно расширилась. Как я уже сказал, появился видеозал. У нас уже вышли фильмы в серии "Памятники христианского искусства": "Купола и своды христианских храмов", "Церковь святой Троицы в Больших Вяземах" и "Церковь Воскресения в Ростовском кремле". И это только начало.
Также добавился лекторий. Лекции прочтут известные историки и искусствоведы. В их числе – протоиерей Николай Чернышёв, который расскажет о творчестве известного иконописца архимандрита Зинона, Андрей Виноградов с лекцией "Рождение и развитие христианского храма в Византии и на Руси", Татьяна Самойлова расскажет о портретах русских правителей как феномене позднесредневековой культуры (на примере росписи Архангельского собора Московского Кремля). И многие другие замечательные лекторы.
Также пройдут мастер-классы известных художников, в том числе мозаичиста Елены Кузнецовой, иконописца Игоря Смолыго, мастер-класс по росписи Андрея Ремнёва, по фреске — Евгения Максимова, сграффито – Юлии Смирновой и Дарьи Румянцевой. Кроме того, планируются творческие встречи с авторами книг и издательствами. И мастерские для детей и взрослых по мозаике, каллиграфии, иконописи, росписи и золочению.
Традиция и современность
— Возвращаясь к своему первому вопросу, не могу не спросить. В отличие от значительной части современного светского, особенно западного искусства, максимально удалившегося от Традиции, наше современное церковное искусство, напротив, обращение, возвращение к ней?
Д. Т.: Если быть точнее, то это обращение к традициям всего христианского искусства в его цветущей сложности. На нашей выставке мы видим работы, в которых есть отсылки к комниновскому искусству XII–XIII веков, к искусству эпохи Палеологов, к нашему русскому искусству XVII века. За разнообразием художников современности мы видим прообразы, которые они берут в прежних эпохах. Хотя есть и самобытные авторы, творящие в уникальном стиле, не похожем ни на что, но в рамках смыслового единства с православной культурой.
— В таком случае не могу не задать и такой вопрос: а есть ли у Фестиваля то, что мы называем "идеологией"? Та самая общая идея, которая и рождает упомянутое вами "смысловое единство"?
Д. Т.: Эта идея отражена в теме Фестиваля "Видеть и слышать", которая в этом году сформулирована так: "Да будут все едино". Евангельские слова, которые важно правильно произносить. Именно "будут" во множественном числе и "едино". Любовь ко Христу рождает это единство, а также адекватное и точное понимание смыслов православной культуры.
— Ну, и в завершение традиционный вопрос: для кого эта выставка? Кого вы ждёте на Фестивале? Судя по уже названным мастерским "для детей и взрослых", аудитория значительно расширяется?
Д. Т.: Именно так. Мы ждём всех, в том числе родителей с детьми. В ходе двухчасовых мастер-классов в наших мастерских для детей и взрослых все смогут своими собственными руками почувствовать, что такое мозаика, что такое каллиграфия, золочение, иконопись, роспись... Уверен, всем будет интересно.
* * *
Напомним, Фестиваль современного церковного искусства "Видеть и слышать" будет проходить с 27 октября по 4 ноября ежедневно с 12:00 до 21:00 в выставочном зале Московского союза художников на Кузнецком Мосту, 11. Вход на выставку и все мероприятия Фестиваля свободный.
________________
Подпишитесь на наш канал, поставьте лайк и напишите комментарий, это поможет донести информацию до большего количества людей.