Асфальтовое покрытие в нашей стране много где выглядит плачевным. Если за крупными автомагистралями и дорогами следят, да и на центральных улицах городов все в порядке, то придомовая территория где-нибудь на окраине – это страх и ужас. Ямы, рытвины, потрескавшийся асфальт. Ездить по такой дороге невозможно, да и ходить непросто – легко можно споткнуться и упасть, особенно в темноте.
Мы в Уральском заводе противогололедных материалов обращает на дороги особое внимание. Для нас важно, чтобы передвижение людей и транспорта по дорогам было максимально безопасным и комфортным, поэтому мы производим только качественные ПГМ, которые не вредят асфальтовому покрытию. Но на уже имеющиеся ямы и выбоины мы, к сожалению, повлиять никак не можем.
Поэтому когда запросы в УК и городские службы не помогают, а ситуация с дорогой не улучшается, люди берутся за инструменты и чинят полотно самостоятельно. Вроде бы – ну и молодцы! Но не так все просто, и даже за обычный гравий, которым засыпана яма на дороге, можно получить штраф.
Что говорят законы?
При ремонте дороги любые службы опираются на требования технического регламента, который был утвержден решением Комиссии Таможенного союза № 827 от 18 октября 2011 года. Согласно ему, дорога должна быть построена и отремонтирована таким образом, чтобы облегчить жизнь людей, которые пользуются транспортными коммуникациями. Если что-то выполнено не по установленным нормам, это может стать причиной аварии или травмы пешеходов. Поэтому лица, не знакомые с содержанием регламента, не могут проводить ремонтные работы на дороге.
Тем более, что важно обеспечивать бесперебойное движения транспортных средств и безопасность условий передвижения. Нельзя перекрыть единственную дорогу к определенному месту или дому и длительное время ее ремонтировать. Об этом говорит 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Какие последствия могут быть у самовольного ремонта дороги?
И хотя слово «ремонт» звучит так, словно проводятся серьезные работы, чаще всего граждане просто засыпают глубокие ямы и выбоины щебнем. Но даже такие работы могут повлечь за собой штраф.
Специальной статьи с наказанием за самостоятельно исправление дефектов дороги не существует. Однако есть нормы, на которые могут сослаться сотрудники правоохранительных органов. Например, статья 12.33 КоАП РФ (О повреждении дорог). Согласно ей, штраф для физлиц составит от 5 до 10 тыс. рублей, для ИП – 25 тыс. рублей, а для организации – до 300 тыс. рублей.
Если отремонтирована дорога в деревне или поселке, могут оштрафовать по статье 8.6 КОАП РФ (о порче земель). Для граждан штраф составит от 3 до 5 тыс. рублей, для должностных лиц – от 10 до 30 тыс. рублей, а для организации – от 40 до 80 тыс. рублей.
Такие наказания возможны в самых безобидных и легких случаях. А если на отремонтированной дороге (и по причине ее ремонта) пострадают люди или транспорт, уже пойдет речь об уголовной ответственности. Ссылаться будут на статью 267 УК РФ, согласно которой, самое легкое наказание – штраф 100 тыс. рублей. Если же будут жертвы, то наказанием может быть и лишение свободы сроком до 10 лет.
Так что же делать? Как отремонтировать дорогу?
Если это придомовая дорога, ее можно законно отремонтировать за свой счет. Но с соблюдением ряда условий. Главное – чтобы в итоге дорожное полотно соответствовало стандартам и требованиям согласно нормативно-правовым актам.
1. Сначала выясните, в чьей собственности находится дорога. Сделать это можно через Росреестр. Если собственники – жильцы дома, отлично, значит, согласовывать ремонт дороги с местной администрацией не требуется. Если нет, сначала нужно пройти процедуру межевания (подобной той, которая проводится для частных домов и загородных участков).
2. Когда будет точно установлено, что дорога в собственности жильцов, нужно провести внеочередное собрание и собрать голоса собственников в пользу ремонта. Приступать к работе можно только при получении более 50% голосов.
3. Затем нужно оценить фронт и стоимость работ. Для этого приглашается независимый эксперт.
4. После оценки нужно найти подрядчика, и лучше, чтобы это был профессионалы.
5. Когда ремонт дороги будет закончен, обязательно приглашение независимого эксперта для приемки работ. Это позволит защитить права жителей от возможных нападок со стороны контролирующих органов. Эксперт выдаст заключение о качественном дорожном покрытии и о том, что оно соответствует ГОСТам и СНиПам.
6. Затем можно отправляться в управляющую компанию (захватив копии всех договоров, квитанций и чеков об оплате) и требовать возмещения понесенных расходов. Если в течение 30 дней УК не возместит потраченные средства или сделает вид, что ни о каком ремонте не слышала, можно смело обращаться в прокуратуру, а позже в суд. Как правило, в таких ситуация суд на стороне жильцов.
Способов борьбы с бездорожьем несколько – можно обращаться с жалобами в муниципалитет, можно ждать, когда ситуация решится сама собой (например, когда мэр проедет по этой дороге и возмутится ее состоянием). А можно взять дело в свои руки и инициировать ремонт дороги. Главное – делать все с соблюдением норм и в соответствии с законом.
Что касается нас, мы, производя свою продукцию, тщательно следим, чтобы она не сказывалась негативно на дорожном полотне. Наши противогололедные средства в растворенном виде не способны проникать в асфальтобетон. И, в отличие от воды, не замерзают при минусовой температуре, а значит – не расширяют микротрещины в асфальте.