Можно ли молится за грешных людей — сатанистов, алкоголиков, наркоманов и прочих? Не навредим ли мы себе, если будем молиться за них? На этот вопрос ответили ученый-богослов Алексей Ильич Осипов и священнослужитель Димитрий Смирнов.
Алексей Ильич Осипов, богослов:
Я однажды читал очень древнюю книгу, написанную две тысячи лет тому назад. Там было указано, что Бог посылает дождь на праведных и неправедных...
В этом весь ответ. Если Бог — есть любовь, то мы должны ко всем людям относиться с любовью. И чем глубже человек заблуждается, тем, значит, его болезнь сильнее.
Как мы должны относиться к больным людям? Конечно, оказывать помощь. Те же сатанисты, с христианской точки зрения, это больные люди. Почему же нам нельзя помолиться за них? За всех можно молиться. Но...
Не надо смешивать церковное и домашнее. К примеру, существуют правила церковного поминовения. На проскомидии поминаются только православные люди. Потому что это связано с евхаристией, то есть Причастием. А причащаться могут только православные.
Правила есть правила. Но неужели же я не могу молиться за своего родного брата, если он стал сатанистом? Да не только молиться... Плакать о нём нужно перед Богом. Взять на себя какой-то подвиг и молиться за него, чтобы Бог спас его. И совсем другое — поминовение церковное, в частности, на проскомидии, как я уже сказал.
Итак, молиться мы можем за всех. Бог есть любовь. И мы должны Ему подражать. Церковное же поминовение нужно совершать в соответствии с правилами.
На церковных молебнах или панихидах молиться за сатаниста нельзя, потому что он нарушил обет крещения. А алкоголик или наркоман такого обета не нарушали. Они не могут справиться со своими пагубными пристрастиями.
Димитрий Смирнов, протоиерей:
Однажды на телепередаче мне задали такой вопрос: надо ли молиться за умершего человека, который жил греховной жизнью?
Надо или не надо? Это же дело любви. Если человек любит Бога и хочет Ему послужить, то он будет молиться. Если человек ещё недостаточно любит Бога, но хочет молиться, то он будет понуждать себя к молитве.
Так же и здесь. Умерший человек жил греховной жизнью. Ну, вроде как я или как любой из нас. Потому что все праведники — на Небесах, а все, кто живёт на земле, это кающиеся грешники или некающиеся.
И к тому же мы таким людям — не судьи. Всё бывает. У меня был приятель ещё с институтских времён. Наши пути разошлись, потому что он очень сильно пил. Как ни придёшь к нему, он вечно пьяный.
Он и сейчас жив. Я его и сейчас люблю. Хотя прошло уже сорок лет со дня нашего знакомства. Ну, так мне теперь нельзя молиться за него что ли, если он болен этой проклятой болезнью?
Он — несчастный человек. И сам же от этого страдает, и вся его семья страдает. Почему же за него нельзя молиться? Хотя надо признать, что он живёт греховной жизнью, и сам прекрасно понимает, что это — грех.
Христос сказал, что пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию. Не здоровые нуждаются во враче, но болящие. Поэтому дело христианина — пролить слезу о болящем и заблудшем.
А если же вы сердиты или обижены на этого человека, то всё равно ваша молитва не получится. Что очень жаль, конечно.
Ещё статья: Можно ли молиться за некрещёных и людей иной веры? Мнения священников и богослова.
Друзья, если было полезно, ставьте лайк. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.
православие христианство веравбога религия евангелие господьбог промыслбожий господь бог смирение